Ценностные ориентиры начального общего образования
Оценка 4.6

Ценностные ориентиры начального общего образования

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
Взрослым
18.03.2018
Ценностные ориентиры начального общего образования
Ценностные ориентиры начального общего образования За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Ценностные ориентиры начального общего образования За   последние   десятилетия   в   обществе   произошли   кардинальные   изменения   в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса   подготовки   обучающихся   к   реальной   жизни,   к   тому,   чтобы   занять   активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым   к   быстрому   переучиванию   в   ответ   на   обновление   знаний   и   требования   рынка труда. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному  (межпредметному) изучению   сложных   жизненных  ситуаций;   к   сотрудничеству   учителя   и   обучающихся   в ходе овладения знаниями, к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования. Ценностные   ориентиры   начального   общего   образования  конкретизируют личностный,   социальный   и   государственный   заказ   системе   образования,   выраженный   в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе:   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование   психологических   условий   развития   общения,   сотрудничества  на основе:   доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого   на   собственное   мнение   и   принимать   решения   с   учетом   позиций   всех участников; развитие   ценностносмысловой   сферы   личности  на  основе   общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:   принятия и уважения ценностей семьи и  образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  формирования   эстетических   чувств   и   чувства   прекрасного   через   знакомство   с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; развитие умения учиться  как первого шага к самообразованию и   самовоспитанию, а именно:  развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности, мотивов познания и творчества;  формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности  как условия ее самоактуализации:  формирование   самоуважения   и   эмоциональноположительного   отношения   к   себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности  к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;  формирование   умения   противостоять   действиям   и   влияниям,   представляющим угрозу   жизни,   здоровью,   безопасности   личности   и   общества,   в   пределах   своих возможностей,   в   частности   проявлять   избирательность   к   информации,   уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация   ценностных   ориентиров   общего   образования   в   единстве   обучения   и воспитания,   познавательного   и   личностного   развития   обучающихся   на   основе формирования   общих   учебных   умений,   обобщенных   способов   действия  обеспечивает высокую   эффективность   решения   жизненных  задач   и   возможность   саморазвития обучающихся. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   решение   задач общекультурного,   ценностноличностного,   познавательного   развития   обучающихся, реализуется   в   рамках   целостной   образовательной   деятельности   в  ходе   изучения обучающимися системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного  сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. На   ступени   начального   общего   образования  при   организации   образовательной деятельности  особое  значение  имеет  обеспечение  сбалансированного   развития   у обучающихся   логического,   нагляднообразного   и   знаковосимволического   мышления, исключающее   риск   развития   формализма   мышления,   формирования   псевдологического мышления.   Существенную   роль   в   этом   играют   такие   дисциплины,   как   «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка». Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов   организации   учебной   деятельности   обучающихся   раскрывает   определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Смысловые акценты УУД личностные Русский язык жизненное само­ определение Литературное чтение нравственно­ этическая ориентация   Математика смысло образование Окружающий мир нравственно­ этическая ориентация регулятивные познавательные общеучебные познавательные логические коммуникативные целеполагание,   планирование,   прогнозирование,   контроль,   коррекция, оценка,          алгоритмизация   действий   (Математика,   Русский   язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) моделирование (перевод   устной речи в письменную) широкий спектр источников информации моделирование, выбор   наиболее эффективных способов решения задач    смысловое чтение, произвольные   и осознанные устные   письменные высказывания и     формулирование личных, языковых,   нравственных   проблем. Самостоятельное создание способов   решения   проблем поискового творческого характера использование   средств   языка   и   речи   для   получения   и   передачи информации,   участие   в   продуктивном   диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.  анализ, синтез, сравнение,  группировка, причинно­ следственные связи, логические  рассуждения, доказательства,  практические действия   и     В   частности,   учебные   предмет  «Русский   язык»  обеспечивает   формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических  действий  анализа, сравнения, установления причинноследственных   связей.   Ориентация   в   морфологической   и   синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв   обеспечивают   развитие   знаковосимволических   действий ­   замещения   (например, звука   буквой),   моделирования   (например,   состава   слова   путем   составления   схемы)   и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создает условия для   формирования   языкового   чутья   как   результата   ориентировки   ребенка   в грамматической   и   синтаксической   структуре   родного   языка   и   обеспечивает   успешное развитие   адекватных   возрасту   форм   и   функций   речи,   включая   обобщающую   и планирующую функции. «Литературное чтение».  Требования  к результатам  изучения  учебного  предмета включают   формирование   всех   видов   универсальных   учебных   действий:   личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно­ смысловой сферы и коммуникации). Литературное   чтение ­   осмысленная,   творческая   духовная  деятельность,   которая обеспечивает   освоение   идейнонравственного   содержания   художественной   литературы, развитие   эстетического   восприятия.   Важнейшей   функцией   восприятия  художественной литературы   является   трансляция   духовнонравственного   опыта   общества   через коммуникацию   системы   социальных   личностных   смыслов,   раскрывающих   нравственное значение   поступков   героев   литературных   произведений.  При   получении     начального общего   образования   важным   средством   организации   понимания   авторской   позиции, отношения   автора   к   героям   произведения   и   отображаемой   действительности   является выразительное чтение. Учебныйпредмет   «Литературное   чтение»   обеспечивает   формирование   следующих универсальных учебных действий:               произведений посредством   смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; самоопределения   и   самопознания   на   основе   сравнения   образа   «Я»   с   героями литературных эмоциональнодейственной идентификации; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; нравственноэтического   оценивания   через   выявлениеморального   содержания   и нравственного значения действий персонажей; эмоциональноличностнойдецентрации  на основе отождествления  себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения   понимать   контекстную   речь   на   основе   воссоздания   картины   событий   и поступков персонажей; умения   произвольно   и   выразительно   строить   контекстную   речь   с   учетом   целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умения   устанавливать   логическую   причинноследственную   последовательность событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. «Иностранный   язык»  обеспечивает   прежде   всего   развитие   коммуникативных действий,  формируя коммуникативную  культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:  общему   речевому   развитию   обучающегося   на   основе  формирования   обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;    формированию   ориентации   на   партнера,   его   высказывания,   поведение, эмоциональное  состояние  и переживания;  уважения интересов партнера; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой   культурой,   открытие   универсальности   детской   субкультуры   создает необходимые  условия   для   формирования   личностных   универсальных   действий — формирования   гражданской   идентичности   личности,   преимущественно   в   ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге. Изучение   иностранного   языка   способствует   развитию   общеучебных   познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана). «Математика   и информатика».  При  получении     начального  общего   образования этот   учебный   предмет   является   основой   развития   у   обучающихся   познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В   процессе   знакомства   с   математическими   отношениями,   зависимостями   у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной   цели;   использования   знаковосимволических   средств   для   моделирования математической   ситуации,   представления   информации;   сравнения   и   классификации (например,   предметов,   чисел,   геометрических   фигур)   по   существенному   основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этом уровне образования. В процессе обучения   обучающийся   осваивает   систему   социально   принятых   знаков   и   символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации. «Окружающий   мир».  Этот   предмет   выполняет   интегрирующую   функцию   и обеспечивает   формирование   у   обучающихся   целостной   научной   картины   природного   и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом,  другими людьми, государством,   осознания   своего   места   в  обществе,   создавая   основу   становления мировоззрения,   жизненного   самоопределения   и   формирования   российской   гражданской идентичности личности. В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действийизучение   предмета способствует   принятию   обучающимися  правил   здорового   образа   жизни,   пониманию необходимости   здорового   образа   жизни   в   интересах   укрепления   физического, психического и психологического здоровья. Изучение   предмета  «Окружающий   мир» общепознавательных универсальных учебных действий:  способствует   формированию  овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией;  формированию   действий   замещения   и   моделирования   (использование   готовых моделей   для   объяснения   явлений  или   выявления   свойств   объектов   и   создания моделей);  формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинноследственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. «Изобразительное   искусство».  Развивающий   потенциал   этого   предмета   связан   с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий   характер   изобразительной   деятельности   создает   условия   для формирования общеучебных действий,  замещения и моделирования явлений и объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности обучающихся. Такое моделирование   является   основой   развития   познания   ребенком   мира   и   способствует формированию  логических   операций   сравнения,   установления   тождества   и  различий, аналогий,   причинноследственных   связей   и   отношений.   При   создании   продукта изобразительной   деятельности   особые   требования   предъявляются   к   регулятивным действиям — целеполаганию  как формированию замысла, планированию и организации действий   в   соответствии   с   целью,  умению   контролировать   соответствие   выполняемых действий способу, внесению коррективов на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу. В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства   других   народов   обеспечивают   формирование   гражданской   идентичности личности,   толерантности,   эстетических   ценностей   и   вкусов,   новой   системы   мотивов, включая   мотивы   творческого   самовыражения,   способствуют   развитию   позитивной самооценки и самоуважения обучающихся. «Музыка».  Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов освоения   программы   обучающимися   происходит   в   процессе   активного   восприятия   и обсуждения   музыки,   освоения   основ   музыкальной   грамоты,   собственного   опыта музыкально­творческой   деятельности   обучающихся:   хорового   пения   и   игры   на элементарных   музыкальных   инструментах,   пластическом   интонировании,   подготовке музыкально­театрализованных представлений. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально­культурных   традиций,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности,   уважение   к   истории   и   духовным   традициям   России,   музыкальной культуре   ее   народов,   понимание   роли   музыки   в   жизни   человека   и   общества,   духовно­ нравственном   развитии   человека.   В   процессе   приобретения   собственного   опыта музыкально­творческой   деятельности   обучающиеся   научатся   понимать   музыку   как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной   культуры,   выражать   свои   мысли   и   чувства,   обусловленные   восприятием музыкальных   произведений,   использовать   музыкальные   образы   при   создании театрализованных и музыкально­пластических  композиций, исполнении  вокально­хоровых произведений, в импровизации.  Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к   искусству;   проявлять   эстетические   и   художественные   предпочтения,   интерес   к музыкальному   искусству   и   музыкальной   деятельности;   формировать   позитивную самооценку,   самоуважение,   основанные   на   реализованном   творческом   потенциале, развитии художественного вкуса.  В   результате   реализации   программы   обучающиеся   смогут   освоить   универсальные учебные   действия,   обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями,   реализовать собственный   творческий   потенциал,   применяя   музыкальные   знания   и   представления   о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности. «Технология».  Специфика   этого   предмета   и   его   значимость   для   формирования универсальных учебных действий обусловлены: ключевой   ролью   предметнопреобразовательной   деятельности   как   основы формирования системы универсальных учебных действий; значением   универсальных   учебных   действий   моделирования   и   планирования, которые   являются   непосредственным   предметом   усвоения   в   ходе   выполнения различных   заданий  по   курсу   (так,   в   ходе   решения   задач   на   конструирование обучающиеся   учатся   использовать   схемы,   карты   и   модели,  задающие   полную ориентировочную   основу   выполнения   предложенных   заданий   и   позволяющие выделять необходимую систему ориентиров); специальной  организацией  процесса   планомернопоэтапной   отработки   предметно­ преобразовательной   деятельности  обучающихся   в   генезисе   и   развитии   новообразований   младшего   школьного   возраста —   умении психологических   осуществлять  анализ,  действовать   во внутреннем  умственном  плане;  рефлексией как осознанием содержания и оснований выполняемой деятельности;  широким   использованием   форм   группового   сотрудничества   и   проектных   форм работы для реализации учебных целей курса;  формированием первоначальных элементов ИКТкомпетентности обучающихся. Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:  формирование   картины   мира   материальной   и   духовной   культуры   как   продукта      творческой предметнопреобразующей деятельности человека; развитие   знаковосимволического  и   пространственного  мышления,  творческого и репродуктивного воображения на  основе   развития   способности   обучающегося   к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие   регулятивных   действий,   включая   целеполагание;  планирование   (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение   будущего   результата   при   различных   условиях   выполнения действия); контроль, коррекция и оценка;  формирование   внутреннего   плана   на   основе   поэтапной   отработки   предметно­     преобразующих действий; развитие планирующей и регулирующей функций речи; развитие   коммуникативной   компетентности   обучающихся   на   основе   организации совместнопродуктивной деятельности; развитие эстетических  представлений  и критериев  на основе изобразительной  и художественной конструктивной деятельности;  формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации   на   основе   эффективной   организации   предметнопреобразующей символикомоделирующей деятельности; ознакомление   обучающихся   с   миром   профессий   и   их   социальным   значением, историей   их   возникновения   и   развития  как   первая   ступень   формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;  формирование   ИКТкомпетентности   обучающихся,   включая   ознакомление   с правилами   жизни   людей   в   мире   информации:   избирательность   в   потреблении информации,   уважение   к   личной   информации   другого   человека,   к   процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам. «Физическая   культура».  Этот   предмет   обеспечивает   формирование   личностных универсальных действий: – – – основ   общекультурной   и   российской   гражданской   идентичности   как   чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие   мотивации   достижения   и   готовности   к   преодолению   трудностей   на основе   конструктивных   стратегий  совладания   и   умения   мобилизовать   свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; – освоение правил здорового и безопасного образа жизни. «Физическая культура» как учебный предмет способствует: – – в   области   регулятивных   действий   развитию   умений   планировать,   регулировать, контролировать и оценивать свои действия; в   области   коммуникативных   действий   развитию   взаимодействия,   ориентации   на партнера,   сотрудничеству   и   кооперации   (в   командных   видах   спорта — формированию   умений   планировать   общую   цель   и   пути   ее   достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей   в   совместной   деятельности;   конструктивно   разрешать   конфликты; осуществлять  взаимный  контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата). Характеристика   личностных,   регулятивных,   познавательных,   коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ  В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующих ключевым   целям   общего   образования,   можно   выделить   четыре   блока:  личностный, регулятивный  (включающий   также   действия   саморегуляции),  познавательный  и коммуникативный. Личностные  обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми   этическими   принципами,   знание   моральных   норм   и   умение   выделить нравственный   аспект   поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных отношениях.  универсальные   действия     учебные     личностное,   профессиональное, Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить   три   вида   личностных действий:   жизненное   самоопределение; смыслообразование,   т.   е.   установление   обучающимися   связи   между   целью   учебной деятельности   и   ее   мотивом,   другими   словами,   между   результатом   учения   и   тем,   что побуждает   к   деятельности,   ради   чего   она   осуществляется.   Ученик   должен   задаваться вопросом:  какое  значение  и  какой  смысл  имеет  для  меня  учение?  — и  уметь  на него отвечать;   нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе   и   оценивание   усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.  Регулятивные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание  как   постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; планирование —   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик; контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему еще нужно   усвоить,   осознание   качества   и   уровня   усвоения;   объективная   оценка   личных результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,  волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для достижения цели. Познавательные   универсальные   учебные   действия  включают:   общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: – – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – – поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных   задач   с   использованием   общедоступных   в   начальной   школе источников   информации   (в   том   числе   справочников,   энциклопедий,   словарей)   и инструментов ИКТ; структурирование знаний; осознанное   и   произвольное   построение   речевого   высказывания   в   устной   и письменной форме; выбор наиболее  эффективных способов  решения  практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой  информации   из   прослушанных   текстов   различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально­ делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий   составляют  знаково­ – – – символические действия: – моделирование ­   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаковосимволическая модели); – преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. К логическим универсальным действиям относятся: – – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; – – подведение под понятие, выведение следствий; – установление   причинноследственных   связей,   представление   цепочек   объектов   и явлений; – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; – доказательство; – выдвижение гипотез и их обоснование. К постановке и решению проблемы относятся: – формулирование проблемы; – самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции  других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – – – постановка вопросов ­ инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение   конфликтов ­   выявление,   идентификация  проблемы,  поиск и оценка – альтернативных   способов   разрешения   конфликта,   принятие   решения   и   его реализация; управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими   нормами родного языка, современных средств коммуникации. Развитие   системы   универсальных   учебных   действий   в   составе   личностных, регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных   действий,   определяющих   развитие психологических рамках нормативно­возрастного   развития   личностной   и   познавательной   сфер   ребенка.   Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. осуществляется личности, способностей     в       Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение   и   развитие   каждого   вида   учебного   действия   определяются   его отношениями с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Из   общения   и   сорегуляции   развивается   способность   ребенка   регулировать   свою деятельность.   Из   оценок   окружающих   и   в   первую   очередь   оценок   близкого   взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение,  т. е.   самооценка   и   Я ­концепция   как   результат   самоопределения.   Из ситуативнопознавательного   и   внеситуативнопознавательного   общения   формируются познавательные действия ребенка.   Содержание,   способы   общения   и   коммуникации   обусловливают   развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ   «Я»   как   систему   представлений   о   себе,   отношения   к   себе.   Именно   поэтому становлению коммуникативных универсальных учебных действий  в программе развития универсальных учебных действий следует уделить особое внимание.  По   мере   становления   личностных   действий   ребенка   (смыслообразование   и самоопределение,   нравственноэтическая   ориентация)   функционирование   и   развитие универсальных   учебных   действий   (коммуникативных,   познавательных   и   регулятивных) претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я­концепции. Познавательные   действия   также   являются   существенным   ресурсом   достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося. Типовые   задачи   формирования   личностных,   регулятивных,   познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий  Виды универсальных учебных Типовые диагностические задачи действий Личностные универсальные учебные действия Самопознание и самоопределение. Позволяют выработать свою жизненную  позицию в отношении мира, окружающих  людей, самого себя и своего будущего. (Я — член семьи, школьник, одноклассник,  друг, гражданин)   Смыслообразование.  Действия позволяют сделать учение  осмысленным, обеспечивают значимость  решения учебных задач, увязывая их с ре­ альными жизненными целями и  ситуациями. (Какое значение и какой  смысл имеет для меня учение?) Нравственно­этическое     оценивание. Личностные действия направлены на  Методика «Кто я?», 3—4 классы. Методика «Беседа о школе», 1— 3 классы  (модифицированный вариант Т. А. Нежновой,  Д. Б. Эль­конина, А. Л. Венгера). Рефлексивная самооценка учебной  деятельности», 4 класс. «Методика выявления  характера атрибуции     успеха — неуспеха», 1—4 классы «Незавершённая сказка», 1—3 классы. «Шкала  выраженности  учебно­ познавательного интереса», 1—4 классы. «Опросник мотивации», 1—3 классы   Задания на оценку усвоения норм  взаимопомощи, 1—2 классы. осознание, исследование и принятие  жизненных ценностей и смыслов,  позволяют сориентироваться в  нравственных нормах, правилах, оценках.  (Почему я, мои друзья так поступили?  Взаимопомощь, честность, правдивость,  ответственность с моей стороны и со  стороны моих сверстников)   Задание на учёт мотивов героев  в   решении   моральной   дилеммы   (модифиц ированная   задача Ж. Пиаже), 1 класс.  Задание   на   выявление   уровня моральной  децентрации (Ж. Пиаже), 1—3 классы.  Моральная дилемма (норма взаимопомощи в  конфликте с личными интересами), 1—4  классы. Анкета   «Оцени   поступок»   (по  Туриелю        в        модификации Е. А.  Кургановой и О. А. Караба­новой), 1—4  классы Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают возможность управления  познавательной и учебной деятельностью  по средствам постановки целей, пла­ нирования, прогнозирования, контроля,  коррекции своих  действий и оценки  успешности усвоения материала «Выкладывание узора из кубиков» (цель:  выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)   Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные      универсальные  дейст вия. Выделение учебной цели,  информационный поиск, знаково­ символические  действия,   рефлексия    способов и  условий действия,  их    контроль и  оценка, критичность,     выбор   эффективных   способов    решени я Универсальные логические  действия.    Построение   числового   экв ивалента или взаимно однозначного  соответствия Анализ, синтез, классификация,   сравнение,   установление   причинно­ следственных связей, вы­ движение  гипотез,  доказательство                                                                                                       Постановка   и  решение   проблем.    Ф ормулирование проблем, самостоятельное создание способов    решения проблем  творческого и поискового характера «Проба   на   определение   количества    слов     в    предложении»  (С. Н. Карпова), 1 класс, Методика «Кодирование»  (версия А. Ю.  Панасюка), 1 класс, Методика «Нахождение схем  к задачам» (по  А. Н. Рябинкиной), 1—3 классы   (Ж. Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс Диагностика универсального действия общего  приёма решения задач (по А. Р. Лурия, Л. С.  Цветковой), 1—4 классы Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды) Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман и др.), 2 —4 классы    Задание  «Рукавички»  (Г. А. Цукерман), 1  класс     Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника, понимание,  уважение к иной точке зрения, умение  обосновывать и доказывать собственное  мнение Коммуникация как кооперация. Действия обеспечивают возможности  эффективно сотрудничать как с  учителем, так и со сверстниками: умение  планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность, распределять  роли, уметь договариваться Коммуникация как условие  интериоризации. Умение задавать вопросы, строить  понятные для партнёра высказывания,  правильно выражать свои мысли,  оказывать поддержку друг другу (цель:  выявление уровня сформированности  внимания и контроля), 2—3 классы Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при  переходе от дошкольного к начальному общему образованию Проблема   реализации   преемственности   обучения   затрагивает   все   звенья существующей   образовательной   системы,   а   именно:   переход   из  организации, осуществляющей образовательную деятельность  на уровне  дошкольного  образования,  в организацию,   осуществляющую   образовательную   деятельность  в   рамках   основной образовательной программы начального общего образования и далее в рамках основной образовательной программы основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение.  При этом, несмотря  на огромные возрастнопсихологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Наиболее   остро   проблема   преемственности   стоит   в   двух   ключевых   точках —   в момент   поступления   детей   в  школу  (при переходе  из дошкольного уровня на уровень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего образования. Исследования  готовности   детей   к   обучению   в   школе  к   начальному   общему образованию   показали,   что   обучение   должно   рассматриваться   как   комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. Физическая   готовность  уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков   и   качеств  (тонкая   моторная   координация),   физической   и   умственной работоспособности.  определяется   состоянием   здоровья, Психологическая   готовность  к   школе ­   сложная   системная   характеристика психического   развития   ребенка   6­7 лет,   которая   предполагает   сформированность психологических   способностей   и   свойств,   обеспечивающих   принятие   ребенком   новой социальной   позиции   школьника;   возможность   сначала   выполнения   им   учебной деятельности   под   руководством   учителя,   а   затем   переход   к   ее   самостоятельному осуществлению;   усвоение   системы   научных   понятий;   освоение   ребенком   новых   форм кооперации   и   учебного   сотрудничества   в   системе   отношений   с   учителем   и одноклассниками. Психологическая   готовность  к   школе   имеет   следующую  структуру:   личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности. Личностная   готовность  включает   мотивационную   готовность,   коммуникативную готовность,   сформированность   Яконцепции   и   самооценки,   эмоциональную   зрелость. Мотивационная   готовность   предполагает   сформированность   социальных  мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности. Мотивационная готовность характеризуется первичным  соподчинением мотивов с   доминированием   учебнопознавательных   мотивов.   Коммуникативная   готовность выступает как готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте   поставленной   учебной   задачи   и   учебного   содержания.   Коммуникативная готовность создает возможности для продуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции   культурного  опыта   в   процессе   обучения.   Сформированность  Яконцепции   и самосознания   характеризуется   осознанием   ребенком   своих   физических   возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний  (личное сознание), характера  отношения к нему   взрослых,  способностью   оценки   своих   достижений   и   личностных   качеств, самокритичностью.   Эмоциональная   готовность   выражается   в   освоении   ребенком социальных   норм   проявления   чувств   и   в   способности   регулировать   свое   поведение   на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности   к   школьному   обучению   является   сформированность   высших   чувств ­ нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств   (чувство   прекрасного).   Выражением   личностной   готовности   к   школе   является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией. Умственную   зрелость  составляет   интеллектуальная,   речевая  готовность   и сформированность   восприятия,   памяти,   внимания,   воображения.   Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребенка в отношении мира (децентрацию),   переход   к   понятийному   интеллекту,   понимание   причинности   явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в  представлений   и   умений.   Речевая умственном   плане,   определенный   набор   знаний, готовность   предполагает   лексической, грамматической,   синтаксической,   семантической   сторон   речи;   развитие   номинативной,  сформированность   фонематической, обобщающей,   планирующей   и   регулирующей   функций   речи,   диалогической   и   начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребенка в отношении речевой действительности и выделение слова как ее единицы. Восприятие характеризуется все большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объема и устойчивости внимания. Психологическая   готовность  в   сфере   воли   и   произвольности   обеспечивает целенаправленность   и   планомерность   управления   ребенком   своей   деятельностью   и поведением.   Воля   находит   отражение   в   возможности   соподчинения   мотивов, целеполагании   и   сохранении   цели,   способности   прилагать   волевое   усилие   для   ее достижения.   Произвольность  выступает   как   умение   строить   свое   поведение   и деятельность  в   соответствии   с   предлагаемыми   образцами   и   правилами,  осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего   образования   должно  осуществляться   в   рамках   специфически   детских   видов деятельности:   сюжетноролевой   игры,   изобразительной   деятельности,   конструирования, восприятия сказки и пр.   Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень основного общего образования с учетом возможного возникновения определенных трудностей такого перехода ­ ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены: – – – –     необходимостью   адаптации   обучающихся   к   новой   организации   процесса   и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.); совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой  ведущей  деятельности  (переориентацией   подростков   на   деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности); недостаточной   готовностью   детей   к   более   сложной   и   самостоятельной   учебной деятельности,   связанной   с   показателями   их   интеллектуального,   личностного развития   и   главным  образом   с   уровнем   сформированности   структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка); недостаточно   подготовленным   переходом   с   родного   языка   на   русский   язык обучения. Все   эти   компоненты   присутствуют   в   программе   формирования   универсальных учебных действий и заданы в форме  требований к планируемым результатам обучения. Основанием   преемственности   разных   уровней   образовательной   системы   может   стать ориентация   на   ключевой   стратегический   приоритет   непрерывного   образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий. Сформированность   универсальных   учебных   действий   у   обучающихся   с   ОВЗ   при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018