Педагогический совет на тему "Профилактика экстремизма и терроризма среди учащихся посредством приобщения к традиционным духовным ценностям"
Оценка 4.7

Педагогический совет на тему "Профилактика экстремизма и терроризма среди учащихся посредством приобщения к традиционным духовным ценностям"

Оценка 4.7
Документация +1
docx
администрации
Взрослым
24.03.2017
Педагогический совет на тему "Профилактика экстремизма  и терроризма среди учащихся посредством приобщения к традиционным духовным ценностям"
Выступление на ПЕДСОВЕТЕ.docx

Выступление зам. директора по ВР на педагогическом совете

Правительством РФ принято постановление, внесшее некоторые изменения в положение о деятельности Министерства образования и науки, расширяющее при этом его обязанности. Согласно данному документу, в общеобразовательной среде должна быть развернута воспитательная работа по выработке неприятия обучающимися фактов терроризма и экстремизма.

Злободневная проблема На сегодняшний день в российском обществе происходит трансформация системы ценностей, обусловленная процессами модернизации экономической, политической и культурной сфер. Все это затрагивает жизнь населения страны и приводит к осложнению уже имеющихся структурных связей. В связи с этим возникает напряженность между людьми различных наций, формируются различного рода оппозиционные группы, идущие к своей цели через терроризм и экстремизм.

Приверженцы крайних мер и взглядов стремятся разжечь религиозную вражду. Подобное явление угрожает духовным и нравственным устоям общества, а также жизни людей. Не секрет, что влияние разного рода негативных тенденций в первую очередь затрагивает молодежь. Будучи вовлеченными в экстремистские формирования, юноши и девушки порой не имеют ни малейшего представления о той идеологической основе, которую имеют подобные объединения.

Каковы же определения этих негативных явлений? Под экстремизмом мы понимаем приверженность некоторых групп, организаций или отдельных лиц к радикальным мерам, позициям и взглядам, касающимся общественной деятельности. Представители подобных объединений призывают: - к насильственному изменению существующего конституционного строя; - к нарушению целостности страны; - к возбуждению розни на фоне расовой, социальной и национальной неприязни; - к пропаганде и публичной демонстрации нацистской атрибутики и т. д.

Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Это сложное криминальное и социально-политическое явление, вызванное внешними и внутренними противоречиями развития общества. Это наиболее масштабная разновидность экстремизма. Она представляет собой идеологически обоснованное и политически мотивированное применение насилия. Причем к своей цели оно идет путем физического устранения людей. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма. Особое внимание в этом вопросе следует уделять работе с молодежью.

Истоки экстремизма Сегодняшние студенты, которые являются членами различных экстремистских группировок, обучались и воспитывались в стенах школы. Именно в этом общеобразовательном учреждении ребенок, как правило, впервые сталкивается с представителями других национальностей, имеющих отличную от привычной для него культуру, веру, взгляды на жизнь и внешность. Поэтому и должна проводиться профилактика терроризма и экстремизма в школе, ведь это общеобразовательное учреждение является своеобразной «горячей точкой» для возникновения агрессии.

Школьные учителя должны создать такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. У ребенка, а после и у молодого человека необходимо вырабатывать толерантность, объясняя ему, что на нашей планете живет много людей. И несмотря на разницу во внешности и жизненных устоях, все должны пользоваться одинаковыми правами. В этом и будет состоять работа по профилактике терроризма, основывающаяся на: - активности учащихся и их стимулировании к самовоспитанию; - сознательном поведении молодежи; - принципе адекватности. Однако профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях не должна затрагивать неформальные объединения молодежи. В отличие от негативно настроенных группировок здесь отсутствует членство. Неформальные объединения – это не что иное, как проявление обособленной субкультуры. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма не должны затрагивать и деятельность, проводимую оппозиционными политическими партиями, а также этническими обществами, конфессиями и представителями иных религий. Все они выражают свои идеи в любых формах, предусмотренных законодательством.

Важность профилактики Согласно данным МВД РФ, основной костяк группировок экстремисткой направленности, действующих на территории страны, составляют молодые люди, не достигшие 30-летнего возраста. Их в подобных объединениях находится до 80%. При этом, по оценке специалистов, наиболее быстро экстремистские идеи проникают в среду учащихся общеобразовательных школ. И ничего удивительного в этом нет. Ведь психика ребенка еще не до конца сформирована и легко подвергается негативному влиянию. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях.

Формирование гуманистических взглядов Всем известно, что взаимоотношения, складывающиеся на сегодняшний день в образовательной среде, нельзя отнести к разряду идеальных. Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире. И неудивительно, что, отвечая на вопрос социологов о наиболее распространенных негативных явлениях современного мира, 17% школьников ответило, что это проявление жестокости и насилия. В связи с этим немаловажной задачей современной школы является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасная профилактика терроризма.

Дети, проявляющие толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность. Задачей администрации общеобразовательных учреждений является создание всех необходимых психолого-педагогических условий, способствующих возникновению и поддержанию толерантности среди школьников. Этого можно достичь при готовности учителей и учащихся к сотрудничеству и диалогу, а также при повышении их коммуникативной культуры.

Роль учителя Формирование у учащихся чувства толерантности является длительным и сложным процессом. При прохождении данного пути осуществляется профилактика терроризма и экстремизма в школе. На начальном этапе данного процесса учитель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить школьникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. Однако действительность такова, что педагоги, испытывающие эмоциональные перегрузки, выражают накопившуюся у них раздражительность через коммуникативную нетерпимость. Это отражается в неприятии индивидуальности ребенка и категоричности при оценке его знаний. Все указанные факторы негативно сказываются на учебе и физическом здоровье школьника. Однако этого не должно быть. В общеобразовательной среде непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между учителем и учеником. Причем педагог обязан выстраивать свои отношения со школьниками как на уроках, так и вне класса. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность. Умение договариваться и идти на компромисс, способность убедить в своей правоте без создания конфликтной ситуации сближает интересы учащихся различных национальностей и вырабатывает непримиримость к проявлениям жестокости и агрессии. Такую работу непременно должна включать в себя принятая в общеобразовательном учреждении программа. Профилактика терроризма и экстремизма при этом будет максимально действенной.

Военно-патриотическое воспитание Существует несколько направлений, которые оказывают значительное влияние на формирование толерантности в молодежной среде. При этом осуществляется профилактика терроризма в образовательных учреждениях. Одним из таких направлений является организация встреч с ветеранами как Великой Отечественной, так и локальных войн. Кроме того, в подобную работу может входить: - сбор реликвий и документов о героизме и мужестве защитников Родины; - запись воспоминаний ветеранов; - адресная помощь инвалидам, участникам боевых действий, а также семьям погибших воинов; - работа с архивными данными по уточнению судеб военнослужащих, принимавших участие в войне 1941-45 гг. и т. д. План мероприятия «Профилактика терроризма» должен включать в себя не только единичные, но и долгосрочные акции: - декады, недели и месячники боевой славы; - героико-патриотические акции; - сбор рассказов о ветеранах тыла и фронта с передачей материалов для публикации в средства массовой информации.

Профилактика терроризма в школе предусматривает и организацию празднований Дня Победы. К настоящему времени сложилась определенная схема проведения подобных мероприятий. Причем в ней принимают участие не только средние образовательные учреждения. Подобные мероприятия по профилактике терроризма проводятся с участием организаций по делам молодежи, а также детских общественных объединений. При этом осуществляются: - акции под девизами «Я горжусь! Я помню», «Георгиевская ленточка» и т. д.; - благоустройства памятников, мемориалов, обелисков, воинских захоронений; - торжественно-траурные церемонии поминовения с митингами и возложениями венков; - тематические встречи с ветеранами с организацией праздничных концертов.

Воспитание будущих защитников Профилактика терроризма подразумевает и подготовку молодежи к ведению военной службы. Подобные мероприятия включают в себя: - работу оздоровительных оборонно-спортивных лагерей; - открытие военно-патриотических клубов; - проведение соревнований по пулевой стрельбе и т. д. Все это способствует не только улучшению спортивной подготовки молодых людей, но и их активному вовлечению в познавательную деятельность с одновременным формированием нужной установки на предстоящую армейскую службу. Вышеописанные меры профилактики терроризма будут наиболее действенными, если к организации подобных мероприятий подключатся кружки по художественному творчеству и краеведческие музеи. Все это окажет значительное влияние на интерес к традициям своего народа, его обычаям и культуре, а также на укрепление любви к родному краю.

Поддержка национальных культур Школьный план «Профилактика экстремизма и терроризма» включает в себя многие мероприятия. В их числе - организация разъяснительной работы по поддержке различных национальных культур. Весьма действенны подобные мероприятия в тех регионах, которые граничат с другими республиками, или в тех, где живут различные национальные группы.

Игровая форма воспитания В чем еще заключается профилактика терроризма? Для устранения предпосылок к агрессии, жестокости и национальной вражде в общеобразовательных учреждениях широко используются игры. И это неудивительно, ведь игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей. Именно она, совместно с искусством, спортом, познанием и трудом обеспечивает те эмоциональные условия, которые ведут к формированию национального сознания и к выработке культуры межнациональных отношений. Организаторами игр для младших школьников могут стать старшеклассники. Для более взрослых детей такое участие будет прекрасным опытом в приобретении практических навыков и умений, а также в закреплении уже полученных знаний. В этом плане великолепно зарекомендовали себя народные игры. Они являются одним из основных средств, способствующих воспитанию культуры общения между нациями.

Проведение различных мероприятий В рамках темы профилактики терроризма может быть осуществлено: - заочное или очное путешествие по истории родного края; - знакомство с народными умельцами и другими интересными людьми; - проведение конкурсов юных талантов. Кроме того, профилактика терроризма будет наиболее действенной при занятии с детьми поисковой работой, проведении различных актов милосердия и прочих добрых дел. Содержание данной работы можно дифференцировать по возрасту учащихся. Так, первоклашки посещают театры и музеи, а также знакомятся с фольклором. На данном этапе могут быть проведены праздники со сказочными героями. При переходе в следующий класс дети изучают творчество национальных писателей и поэтов. Также во втором классе организуются разнообразные занятия и игры. Школьники вовлекаются в поисковую работу и знакомятся с историей своей малой родины. Такие мероприятия проводятся на всем этапе начальной школы.

С пятого-седьмого класса учащиеся вовлекаются в новые полезные и интересные дела. Все проводимые мероприятия призваны обогатить и развить знания детей о национальной культуре и родном крае. Главной в этот период становится деятельность, направленная на творческое развитие школьников, а также на воспитание у них интернациональных и патриотических чувств. Одновременно дети знакомятся с традициями и жизнью людей других национальностей. Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления. Первое из них – осознание себя в качестве субъекта культуры семьи. В этот период деятельность педагога должна быть направлена на формирование терпимого и доброжелательного отношения между детьми и их родителями. Профилактика терроризма в старших классах осуществляется через проведение уроков народной мудрости, основой которых являются различные народные традиции. К примеру, в игровой и творческой форме может быть представлена семья: - японская; - английская; - русская; - еврейская и т. д. Все это способствует изучению детьми национальных праздников и традиций другого народа, его жизни и культуры.

Духовное воспитание Чувство международной толерантности невозможно без веротерпимости молодых людей. Согласно действующей Конституции, Россия является светским государством. Это говорит о том, что никакая религия в нашей стране не устанавливается в качестве обязательной или государственной. Кроме того, Конституция РФ утверждает свободу вероисповедания. То есть каждый человек вправе выбрать для себя, а также заняться распространением религиозных и других убеждений.

Однако педагог должен понимать, что есть отдельные объединения, которые не должны заслуживать к себе толерантного отношения. Речь идет о некоторых религиозных культурах, имеющих экстремистскую направленность. Это, например, «Свидетели Иеговы» и «Дети бога». Деятельность подобных организаций оказывает негативное влияние на молодежь, семью и детей. Как в таком случае проводить религиозное воспитание школьников? Для профилактики агрессии и жестокости детям нужно рассказывать о разных вероисповеданиях. Ребенок должен самостоятельно остановить свой выбор на той или иной религии или отказаться от всех ее разновидностей. Только в таком случае у школьника выработается доброжелательное отношение к любому мировоззренческому подходу. В план мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма можно также включить специальный курс, рассказывающий о религиях народов России. При этом необходимо, чтобы чужая вера преподносилась в качестве мировоззрения, находящегося в основе той или иной национальной культуры.


 

Выступление зам. директора по ВР на педагогическом совете

Выступление зам. директора по ВР на педагогическом совете

Особое внимание в этом вопросе следует уделять работе с молодежью

Особое внимание в этом вопросе следует уделять работе с молодежью

Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире

Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире

Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание

Поддержка национальных культур

Поддержка национальных культур

Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления

Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017