Цель:
Создание оптимальных условий для взаимодействия и совершенствования
сотрудничества дошкольной образовательной организации с родителями
воспитанников.
Задачи:
1. Способствовать формированию теоретических представлений у
педагогов о возможностях и условиях использования различных
методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
2. Организация совместной деятельности администрации ДОУ, педагогов
и родителей в воспитании детей.
3. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения
семьи к участию в воспитательнообразовательном процессе.
1. Вступление
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273
ФЗ и ФГОС дошкольного образования возникли предпосылки для
равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и
детского сада. На его основе этих документов разрабатываются программы,
организуется РППС и меняется организация проведения НОД.
Стандарт выдвигает ряд требований: к создаваемой структуре, к
созданным условиям, к результатам освоения программы. И главное
требование требование к условиям, которые создаются для ребенка в ДОУ.
Среди которых – сотрудничество с семьей.
Среди основных принципов ФГОС ДО:
взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства…
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО
является основой для оказания помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития. В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать родителей (законных представителей);
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
В стандарте постоянно слышны слова: взаимодействие, сотрудничество,
содружество! Как вы понимаете их? И как же организуется работы детского
сада и семьи? Детский сад взаимодействует, сотрудничает с семьей или семья
с нами? Нужно разобраться в данных понятиях. Можно ли поставить знак
равенства между словами «взаимодействие»,
«сотрудничество»,
«содружество»? Или это разные понятия?
Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут
обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 –
содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед
нами. (Выступления педагогов).
«Взаимодействие» взаимные действия, т.е. совместная деятельность
педагогов и родителей по воспитанию ребенка на разные темы.
«Сотрудничество» совместные труд, это общение «на равных», где
родители и педагоги выступают в позиции равноправных партнеров, а не в
роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» совместная дружба, т.е. объединение коголибо,
основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Тоже лежит в основе
взаимодействия.
Итак! Главное – это правильная организация взаимодействия с
родителями на основе сотрудничества и содружества.
Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия. Выступление педагогов (Карасева Н.Л., Платонова Т.Н.,
Лещинская Е.А.)
2. «Деловая игра»
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к
организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения
конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями;
приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, старший воспитатель эксперт.
Ход игры.
1 часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
Перечислите формы работы с родителями.
Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть
ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными
семьями?
Вопросы для второй группы:
Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по
работе с родителями?
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и
отрицательные стороны анкетирования.
Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как
День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт
педагогам и родителям?
В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
В его присутствии
Без него
В присутствии всех членов семьи
2 часть.
Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о
современной семье, проанализировать идеальные установки на семью
воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
По очереди каждая группа показывает «статую» современной семьи.
Каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи. (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы,
подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
3 часть. Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях
разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из
кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой
матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не
указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши
действия в дальнейшем?
Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по
поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив
информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека.
Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно
объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских
песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите
родителей перенести песок", предложила заведующая педагогам. Как вы
будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться,
какими будут Ваши действия?
4 часть. «Оценка уровня коммуникабельности педагога с
родителями».
Цель: Развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения:
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать
нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда". 1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас
ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с
докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его
родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об
особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,
письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей
дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы
избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с
коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с
детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников
постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что
они разговаривают на "разных языках"?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они
забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба коголибо из родителей помочь
разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу
воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между
педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки
семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только
детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном
виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" 2 очка, "иногда" 1 очко, "нет" О очков. [/b]
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится
испытуемый.
3032 очка.
Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего,
Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого
больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с
родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.
Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы
убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные,
придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие
прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с
родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами.
Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость
2529 очков.
новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями
воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы
знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако
в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить
их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить
особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном
деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
1924 очка.
чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить
контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными"
родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы
выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не
пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним.
Эти недостатки исправимы.
1418 очков.
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с
любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно
выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете
отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И
индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас
неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты
с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите
многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных
конфликтов.
Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в
913 очков.
беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер.
Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя
не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям
собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать
совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но
отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное
общение.
48 очков.
Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому
родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех
спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда
можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому
вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине
родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует
задуматься над этими фактами.
3 очка и менее.
Ваша общительность носит болезненный характер. Вы
многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не
компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода
конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете
грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую
проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное
общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.
Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить
общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе
терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
5 часть. Тренинг «Как вести себя если родитель рассержен»:
Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки
зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и
педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных
знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени.
Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом
обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит
специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией
сопровождается сообщение и др.)
Педагогическая ситуация:
«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок
был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя
поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)
В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт
существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему
возможность высказаться; настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы
рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова
и не стану») ;
исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в
том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые
помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть,
выпить воды и др.) ;
избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время
вы так» и т. п. ;
встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на
следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что
отношения восстановлены или не пострадали.
Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной
личности и профессиональной компетентности.
Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия
педагога и его профессионального долголетия.
Рефлексия. Сегодня мы обсудили одну из важнейших задач, которые
3. Подведение итогов.
стоят перед ДОУ. Что полезного, нового, интересного вы узнали?
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Педагогический совет на тему :"Работа с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.