Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"
Оценка 4.6

Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
физическая культура
Детсад
04.09.2017
Педагогический тренинг  "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"
Познакомить детей с фольклором. Устное, словесное художественное творчество позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Использование фольклора в своем общении с детьми помогает решить многие педагогические задачи, обогащает социально-игровой опыт детей, развивает их фантазию.
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.docx
«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» Слово   «фольклор»   в   буквальном   переводе   с   английского   означает   народная   мудрость. Фольклор   –   это   создаваемый   народом   и   бытующая   в   народных   массах   поэзия,   в   которой   он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры   и   верования.   В   фольклоре   воплощены   воззрения,   идеалы,   стремления   народа,   его поэтическая   фантазия,   богатейший   мир   мыслей,   чувств,   переживаний,   протест   против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «..Начало искусства слова – в фольклоре». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и   качественного   улучшения   системы   дошкольного   физического   воспитания.   Наряду   с   поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор   как   сокровищница   русского   народа   находит   свое   применение   в   различных   разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить   и   процесс   физического   воспитания   путем   нахождения   новых   форм   развития двигательно­творческой инициативы детей. Включение   фольклора   в   процесс   физического   воспитания   требует   выполнения   отдельных условий: 1.  Детям   должны   быть   хорошо   знакомы   предложенные   для  выполнения   физические упражнения:   строевые,   общеразвивающие,  музыкально   ­   ритмические   и   танцевальные,   основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски. 2.Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения. 3.Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми. 4.Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с   другой   ­   колорит   народности   при   передаче  образного   движения   посредством   фольклорного материала. 5.Моторная   плотность   физкультурных   занятий   и   утренней   гимнастики   в  сочетании   с фольклором может достигать 80%. В   работе   дошкольных   учреждений   рекомендуется   использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий. 1. Двигательно – творческие.(основанные на одном из видов устного народного творчества ­ потешках,   загадках,   сказках).   Так,   например,   при   выполнении   ОРУ   «Совушка   ­   сова».   (и.п.   ­ основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку: Совушка ­ сова,        Во все стороны глядит, Большая голова,        Да вдруг, как полетит. На суку сидит, При   выполнении   упражнений   можно   предложить   детям   проговариватьслова   знакомых потешек.  Поэтому по возможности рекомендуется подбирать   несложные,   ритмические  потешки, в  которых  словамиотражено или подразумевается определенное движение. Для выполнения ОРУ «Змейка»   (и.п. ­ сидя на пятках, кисти в замок:медленно встать на колени ­ потянуться) можно использовать загадку: Вьется, извивается,        Как зашипит, На солнце переливается, Отгадав загадку про белку: Быстрый, маленький зверек, По деревьям скок ­ поскок. дети   с   удовольствием    выполняют   прыжки    на   одной    ноге   спродвижением вперед. При проведении ОВД, можно использовать небольшие отрывки изсказок, например из русской Убегать всем велит. народной сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» ­ катание мячей двумя руками нарасстоянии  3,5  метра. Дети   машут  рукой   вслед  «колобку»:   «Досвидания». «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» ­ ползание наладонях и ступнях. На   таких   занятиях   при   проведении   физических   упражнений   можноиспользовать   10­15 потешек или загадок «двигательного характера».Также можно задействовать сюжет одной или двух народных   сказок.Чаще   всего   используются   сказки   о   животных,   например   «Теремок»,«Гуси   ­ лебеди»,   и   волшебные сказки.   Возможно использованиеавторских     сказок     (С.Я.     Маршак «Кошкин   дом»,    Г.­Х.   Андерсен«Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками. 2 .     Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетение элементов фольклора. Эти занятия   проводятся   в   форме   «двигательного»   рассказа   или   сказки.   Так,   например,   в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом: Гусь гуляет по дорожке,        И гордится гармонист: Гусь играет на гармошке,        Я га­га­га­голосист! На занятии могут быть использованы до 5­6 элементов фольклора, взависимости от сюжета и задач занятия. 3.Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр ­ драматизации. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок ­ золотой гребешок». Во   время   выполнения   мимических   и   пантомимических   движений   детистараются   передать путем выразительных движений мышц лица ивсего   тела  образ  определенного    персонажа  или изобразить  егоразличное «душевное» состояние. 4.  Музыкально ­ ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх   и   хороводах,   с   использованием   русских   песен   и   народных   мелодий.   Такие   занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках   можно   использовать   пение   русской   народной   песни   «Во   поле   береза   стояла».   А   под мелодию лирического танца дети выполняют ОРУ. 5.  Игровые   физкультурные   занятия   на   основе   русских   народных   подвижных   игр.   Такие занятия  отличаются  тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные   игры   и   игровые   упражнения   с   соответствующими   движениями.   В   работе   можно использовать такие игры или упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д. Лучше   всего   проводить  такие  занятия,   когда  дети   знают  многонародных игр, считалок и скороговорок. 6. Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания детей о своем здоровье, знакомят   их   со   строением   тела   человека,   правилами   гигиены,   функциями   разных   органов.   В качестве   фольклорного   материала   можно   использовать   потешки,   шутки,   прибаутки,   загадки, пословицы и поговорки. 7.Интергрированные физ. занятия рекомендуется проводить с целью  изучения необходимого материала.   Интегрирование   физ.   упражнений   с   элементами   фольклора   позволяет   осуществить качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физ. воспитания.               С     целью     повышения     и интересадошкольниковкфизическойкультуре,занятиярекомендуется       повторять     не     более     2­3 раз   с   обязательным варьированием содержания и методов проведения физ. упражнений. Также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.   двигательного     потенциала         Таким образом, хотелось отметить, что у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности.   Польза   от   совершаемых   движений   выше,   если   они   выполняются   охотно   и радостно.   Поэтому,   физические   упражнения   в   сочетании   с   фольклором   в   структуре   занятия располагаются   в   определенном   порядке, психологическими особенностями детского организма.   который   обусловлен   физиологическими   и Приложение Использование фольклора для развития движений ребенка Пальчиковые игры 1.Сорока­белобока Печку топила, Кашку варила. На порог скакала. Деток созывала. Этому дапа Этому дала Этому дала, Этому дала, А этому не дапа: — Ты, малец­удалец. За водой не ходил, Дров не носил Кашу не варил. И не получил!  Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят. 2. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки.  ( Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки).  Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой Игры на развитие общих движений тела 1. Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами!   (Дети скачут, как лошадки, затем приседают). 2. Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ­топ­топ! Топ­топ­топ! Дети учатся делать широкие и мелкие шаги. 3.Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой!  Дети выполняют наклоны вперед . Народные подвижные игры 1. Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька­кот, Разобьет весь хоровод! 2.— Гуси, гуси! — Га­га­га! — Есть хотите? — Да­да­да! — Ну, летите же домой! — Серый волк под горой Не пускает нас домой! — Ну, летите как хотите, Только крылья берегите! 3. Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай­ка! 4. Как у дяди Трифона Было семеро детей, Семь сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга все глядели. Делали все так…  Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня, Считалки 1. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди­ка поводи! 2. Шла кукушка мимо леса — За каким­то интересом, Инти­инти­интерес, Выходи на букву «с». Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально­игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Литература:  1 Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.   2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб., «Просвещение», 1993. Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г

Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг  "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг  "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг  "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

Педагогический тренинг  "Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017