Педагогическое общение и его роль у учебном процессе

  • docx
  • 10.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогическое общение и его роль в учебном процессе.docx

Педагогическое общение и его роль в учебном процессе

            На  современном  этапе учитель  не  только  создает условия  для  развития  ученика, способен  заинтересовать, увлечь, но  и  сам постоянно  развивается  и  получает  удовлетворение  от  своего  труда.     

В  основе  обучения  и  развития  должна  лежать  ясная, последовательная  система предъявляемых  ученику  требований.  Основным  условием  развивающего  взаимодействия  учителя  и  ученика  является  наличие  доверия  и  положительного  отношения  между  ними;  в  этом  случае  ученик  настойчиво  преодолевает  трудности, не  боится  самостоятельного  поиска  решения  задач – и  учебных, и  жизненных.  Развиваются  различные  сферы  личности  ребенка – и  нравственная, и  волевая, и  эмоциональная.                      

      Современная  школа  не  удовлетворяет  потребности ученика, отсюда  наблюдается  скука, отсутствие  мотивации,  интереса.

     Ведущую роль играет диалогизация процесса обучения, культура педагогического общения 

    В психолого-педагогической  подготовке  учителей  и  в  научных  исследованиях  было  уделено  особое  внимание  развитию  коммуникативной  компетентности  учителей  и  изучению  их  стилей  общения, изучению  сравнительной  эффективности  коммуникативных (диалогических)  и  традиционных  методов  обучения.                                 

   Современный  подросток, уже  не  тот, у  него  много  общего  с  теми  подростками,  которые  описаны  в трудах  по  возрастной  психологии,  но  есть  масса  отличий.  Их  просто  нельзя  не  учитывать,  организуя  диалог  на  уроке.  Ведь  диалогическая  направленность  в  общении – это,  прежде  всего,  ориентация  на  равноправное  общение,  основанное  на  взаимном  уважении  и  доверии,  ориентация  на  взаимопонимание  позиций,  взаимную  открытость  и  коммуникативное  сотрудничество,  стремление  к  взаимному  самовыражению,  развитию,  сотворчеству. (С.Л. Братченко.)     

Существующее  большинство  педагогических  направлений  переносит  акцент  с  рассмотрения  обучения  как  простого  информирования,  трансляции  учителем  знаний,  умений,  навыков  на  рассмотрение  его  как  процесса  общения,  субъект-субъектного  взаимодействия  учителя  и  ученика.  При  этом  осуществление  диалога учителя  и  учеников  на  уроке  становится  одним  из  ключевых  условий  когнитивного  и  личностного  развития  в  обучении,  создания  дружественной,  комфортной  образовательной  среды,  предотвращения  межличностных  конфликтов  и  т.д.

 Содержанием  труда  учителя  является  содействие  психическому  развитию  ученика,  а  главным  «инструментом»  выступают  его  психологическое  взаимодействие  с  ребенком,  педагогическое  общение.  Общение,  согласно  А.Н.Леонтьеву (1972),  составляет  необходимое  и  специальное  условие  присвоения  ребенком  достижений  исторического  развития  человечества.  Речь  учителя – основное  средство,  позволяющее  приобщить  учеников  к  культурному  наследию,  обучить  их  как  способам  мышления,  так  и  его  содержанию.  Вместе  с  тем,  общаясь  с  учениками,  учитель  значительную  часть  информации  о  них  получает  не  из  слов  учеников,  а  из  жестов,  мимики,  позы,  взгляда,  манеры  слушать.  Невербальные  аспекты  общения  играют  существенную  роль    в  передаче  информации,  в  регулировании  взаимоотношений,  установлении  контактов,  во  многом  определяют  эмоциональную  атмосферу  и  самочувствие  как  ученика,  так  и  учителя.           Взаимодействие  учителя  и  ученика  состоит,  прежде  всего,                        обмене  между  ними  информацией  познавательного  и  аффективно-оценочного  характера.  И  передача  этой  информации   осуществляется  как  вербальным  путем,  так  и  с  помощью  различных  средств  невербальной  коммуникации.  Таким  образом,  осуществляется  информационная  функция  общения. Психологически  грамотное  восприятие  учителем  ученика  помогает  установить  на  этой  основе  взаимопонимание  и  эффективное  взаимодействие.  Речь  идет  о  социально-перцептивной  функции  общения.  Существуют  два  взаимосвязанных  уровня  социальной  перцепции:  собственно  перцептивный (восприятие  ребенка  или  другого  человека)  и  эмпатийный (особая  чувствительность  к  ребенку – сочувствие,  сопереживание  и  т.п.).

Ученик  всегда  откликнется  добрым  отношением  к  учителю,  если  тот  сумел  понять  его  пристрастия,  увлечения,  интересы.  Собственно,  обмен  человеческими  ценностями  составляет  сердцевину  их  общения.

Ученик  постоянно  пытается  «читать»  поведение,  настроение,  отношение  учителя.  Вот  почему  учитель  должен  уметь  грамотно  проявлять  свои  чувства,  находить  подходящие  в  данный  момент  вербальные  и  невербальные  формы  поведения,  быть  понятным  ученикам,  открытым  и  искренним.  Учителю  необходимо  настроиться  на  соответствующие  отношения  с  учениками, т.е.  вступать  в  коммуникацию,  памятуя  о  том,  что  тем  самым  учитель  демонстрирует  им  готовность  и  желание  общаться,  вызывая  учеников  на  аналогичные  встречные  шаги, побуждая  их  к  взаимности.  Вступая  во  взаимоотношения  с  детьми,  учитель  предлагает  себя  как  партнера  по  общению.  Это  предполагает  определенную  активность  учителя.

            Результативность  общения  во  многом  зависит  от  умения  учителя  устанавливать  обратную  связь  с  учениками.  Она – в  реакции  учеников  на  воспринимаемую  информацию:  запечатлена  на  лицах,  отражена   в  их  эмоциональных  «всплесках»,  звучит  в  ответах  на  обращение  к  ним  учителя.  Она  стимулирует  действия  учителя,  побуждает  к  коррекции   некоторых  из  них,  способствует  в  целом  переводу  монолога  в  диалог  между  ним  и  учениками. 

Итак,  в  общении  всегда  происходит  своеобразное  взаимодействие  интеллектов  людей,  их  эмоциональных  сфер  и  их  воли,  а  это  означает,  что  в  общении  фактически  постоянно  развертывается  взаимодействие  характеров, и, более того, взаимодействие личностей. Интерактивная  функция  педагогического общения  и  состоит  в  обмене  образами,  идеями,  действиями. Аффективная функция общения заключается в эмоциональной  стимуляции, разрядке,  облегчении,  психологическом  комфорте  и  контроле  аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании  специально  значимого  аффективного  отношения. Положительно  эмоциональное,  комфортное  общение  создает условия  для  творческой  совместной  деятельности. 

Таким  образом,  искусство  учителя  проявляется  в  том,  как  он  находит  контакты  и  нужный  тон  общения  с  учащимися; каким  способом  организует  самостоятельную  работу,  включая  их  в  решение  учебно-познавательных  задач;  как  он  создает  креативную  атмосферу  на  уроке;   как  он  использует  свое  воображение,  интуицию,  неосознаваемые  компоненты  умственной  активности. 

Творчество – это  не   какая-то  отдельная  сторона  педагогического  труда.  Это  процесс,  в  котором  учитель  реализует  и  утверждает  свои  потенциальные  силы  и  способности   и  в  котором  он  сам  развивается.  «В  творчестве  созидается  и  сам  творец» (Рубинштейн, 1986). 

Педагогическая  направленность  учителя  на  ребенка  преследует  цель  выработать  у  ученика  мотивацию  учения,  познания  окружающего  мира,  людей,  самого  себя.                        

Литература

1.     Братченко С.Л. Существует  ли  диалог//Человек  в  мире  диалога. –           Л.,1990

2.     Дольто Ф. На  стороне  подростка. – СПб, 1997.

3.      Леонтьев А.А. Педагогическое  общение. М.; Знание,1979

4.     Маслоу А. Мотивация  и  личность. – СПб., 1999.                                    

5.     Митина Л.М. Учитель  как  личность  и  профессионал (психологические  проблемы). М.: Дело,1994

6.     Орлова А.В. Диалог  на  уроке  глазами  подростков.//Наш  проблемный  подросток: Понять  и  договориться/ Под  ред. Л.А. Регуш.СПб.: Изд-во  РГПУ  им. А.И.Герцена; Изд-во  Союз, 2001.

7.     Чеснокова Е.Н. Диалог  с  трудными  подростками// Наш  проблемный  подросток: Понять  и  договориться / Под  ред. Л.А.Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ  им. А.И.Герцена; Изд-во  Союз, 2001.


 

Скачано с www.znanio.ru