Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем ответственность за саму себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Наставником, Учителем, Воспитателем.Файл создан с помощью текстового процессора Word 2007.
Учитель МБОУ "СШ № 40" Путилина Галина Алексеевна
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия".
Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала игрушки, и играла
в школу. Я рассаживала их на полу в два ряда и старалась подражать своей
учительнице, проводила урок.
Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще и не слышала: родители
мои простые рабочие, среди родственников учителей не было. Но, как я думаю, в
том далеком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия. Двадцать три
года назад я стала учителем по предмету "Информатика и информационно
коммуникационных технологий".
Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные
средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных
средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и
техники еще не знала.
Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо
непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального
применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная
целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире
информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель
информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома
преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно
следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых
программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.
Почему среди всех профессий я выбрал именно профессию учителя?
Наверное, потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный
и увлекательный мир науки. Потому что, поднимаясь по лестнице знаний, я могу
наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и
совершенствую свое умение и я. Потому что я испытываю чувство удовлетворения
от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я
чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Потому что каждый
ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.
Урок – время познаний, споров, поиска истины; время трудностей и
переживаний, побед и неудач, время жизни. Жизни порой веселой, а порой
печальной, сложной или беззаботной. Школа – вот мой мир. Для каждого она своя.
Для когото – это шумный праздник, для когото – тоскливое присутствие,
некоторые видят ее как место для сотрудничества. Думаю, школа должна быть
миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов,
миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить
учение в процесс развития познавательных стремлений.
Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для
творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи. От него, словно от
родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за
советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: Какой час на земле самый главный?Учитель МБОУ "СШ № 40" Путилина Галина Алексеевна
Какой человек на земле самый главный? Какое дело на земле самое главное? Царь
не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час
настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является
тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью
отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже
другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье.
Главный человек для меня мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово,
в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя.
Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель
видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех,
кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем ответственность за саму себя, свою
профессиональную подготовку, своё право быть Наставником, Учителем,
Воспитателем.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с учениками
мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и
интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь
слушать и быть услышанной. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться
следующих правил:
1.Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником.
2.Получай удовольствие от работы.
3.Говори «не знаю», если не знаешь.
4.Улыбайся чаще, от этого в классе светлее.
5. Будь самим собой.
Я живу для своих учеников, для того, чтобы они прошли ступени
восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и
потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на
внутреннее самоуважение, право на воспитание их, молодых.
Ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали, иначе возникает
непринятие учителя. И здесь они правы. Ни один человек не согласится, чтобы
ломали его характер. Стараюсь проникнуть во внутренний мир ученика, понять его
позицию, видеть мир его глазами.
Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почемуто в
душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью даль,
за вехой вех… По такому принципу, мне кажется и должен жить человек, если он
хочет чегото добиться. Жить каждый день, каждую минуту, каждый миг.
Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом
моей встречи с учениками является не школа, а сердце.
Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и
заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию
служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Педагогу
необходимо знать, что он строит в умах и сердцах своих учеников! Дети чутки.
Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе.
Чтобы заразить детей светлым, добрым настроением, мы должны сами чувствовать
себя бодро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны ихУчитель МБОУ "СШ № 40" Путилина Галина Алексеевна
чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя
человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».
Лично я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель
научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой
путь. Жизнь учителя – это, прежде всего творчество, которое может выражаться не
только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить
просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и
есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и
прочное счастье. Именно такие мудрые люди трудятся рядом со мной и, общаясь с
ними, я на себе проверила, что «личность воспитывает личность».
Я считаю, что нельзя воспитать человека по заранее составленному
плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается основной
принцип моей педагогической философии.
Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А как
зажечь? Необходимое условие для этого я выяснила – педагог сам должен гореть, а
каково достаточное условие? Знает ктонибудь из вас, в чём заключается «золотое
правило» педагогики? А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К
сожалению не всех удается зажечь, но если удается – учитель счастлив.
…А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы
продолжать путешествия не только в мир Информатики, вычислительной техники,
информационных технологий, но и в мир человеческих взаимоотношений, мир
Любви Добра, Счастья, Веры, в прекрасный и столь далекий и одновременно
близкий для меня мир Детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь
оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными
гражданами многонациональной России. Это моя жизнь, моё счастье.
Мне повезло, у меня есть ученики, которым я передала факел любви к
знаниям и я горжусь ими!
У И Куприна есть прекрасное стихотворение, которым хочу закончить свои
рассуждения о педагогической философии.
Тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье быть полезным людям,
Учить его Величество народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.