Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"
Оценка 4.8

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
23.05.2018
Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"
Педагогическое исследование. Тема: «Использование игровых ситуаций и применение арт-технологий на уроках в начальных классах малокомплектной школы» Игра – форма осмысленной непродуктивной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, где мотив лежит не в результате игры, а в самом процессе. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мир впечатлений.Педагогическое исследование. Тема: «Использование игровых ситуаций и применение арт-технологий на уроках в начальных классах малокомплектной школы» Игра – форма осмысленной непродуктивной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, где мотив лежит не в результате игры, а в самом процессе. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мир впечатлений.
статья Игровые ситуации.docx
Раиса  Анатольевна  Райтенбах.                                                      Учитель начальных классов I категории                                                         Добровольская  начальная  школа.  Педагогическое  исследование.  Тема: «Использование игровых ситуаций и применение арт­технологий на уроках в начальных классах малокомплектной школы»                           Игра – форма осмысленной непродуктивной деятельности в условных ситуациях,  направленная   на   воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта, фиксированного   в   социально   закрепленных   способах   осуществления предметных   действий,   где   мотив   лежит   не   в   результате   игры,   а   в   самом процессе. Игра – наиболее доступный для  детей  вид  деятельности, способ переработки   полученных   из    окружающего    мир  впечатлений. В игре ярко проявляются особенности   мышления   и воображения     ребенка,     его эмоциональность,   активность,  развивающаяся потребность в общении.                Педагогической обработкой, отбором и пропагандой игр как средств развития занимались В.А.Сухомлинский, Д.Б.  Эльконин, Ш.А. Амонашвили, С.А. Шацкий и др.        Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один­два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит   в   условиях   свободной,   не   регламентированной   формальными правилами и организационной структурой деятельности.          Игровые ситуации как источник духовного развития детей рассмотрены в многочисленных трудах зарубежных, российских и  казахстанских ученых. Роль игровых ситуаций в образовательном процессе рассматривали  ученые и педагоги: П.Ф. Лесгафт, Е.М. Дементьев, А.П. Панфилова,  Волина В.В.     Младшие школьники  по­разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.   Систематически   участвуя   в   той   или   иной   игровой   ситуации,   дети начинают   понимать   ее   содержание,   лучше   выполнять   условия,   которые создают   игровые   ситуации   для   освоения   и   применения   нового   опыта.   В игровых   ситуациях   проявляются   особенности   характера   ребёнка, обнаруживается уровень его развития.                 Использование игровых ситуаций в образовательном процессе – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд   и   учение,   сочетаясь   с   игровой   деятельностью,   способствует формированию характера и развитию воли.        В современном Казахстане идет становление своей, национальной модели образования.   Этот   процесс   сопровождается   изменением   образовательной структуры.   В   этих   условиях   важнейшей   составляющей   педагогического процесса  становится личностно­ориентированное взаимодействие  субъектов учебной   деятельности   –   учителя   и   учеников.   Характерной   чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных   технологий,   ориентированных   на   личностное   развитие ребенка. Понятие «педагогическая технология», прочно вошедшее в научный обиход, имеет различное толкование (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко). Вместе с тем, все определения имеют единое стержневое начало, которое содержится в следующем:               Педагогические   технологии   –   это   сложные   и   открытые   системы предметов   и   методик,   объединенных   приоритетными   образовательными целями; концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно­воспитательного процесса, где каждая позиция   накладывает   отпечаток   на   все   другие,   что   и   создает   в   итоге определенную совокупность условий для развития учащегося.            На   сегодняшний   день   широко   известны   технология   укрупнения дидактических   единиц   (УДЕ)   П.   М.   Эрдниева,   технология   развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили,  технология свободного труда С. Френе, технологии В.Ф. Шаталова,   М.   Чошанова,   П.И.   Третьякова,   К.   Вазиной,   В.М.Монахова, В.П.Беспалько   и   других   ученых.   В   Казахстане   активно   используются технологии   модульного   интерактивного   обучения   (ТМИО) М.М.Жанпеисовой.  Особенностью   этой   технологии   является   организация личностно­мотивированной,   познавательной   деятельности   учащихся   в учебном  процессе и построении этого процесса на основе диалогического общения,  технологии обучения Ж.А.Караева, А.А.Жунусбека и др.            Эффективность педагогического подхода к обучению доказана рядом исследований, проводимых в разных странах мира (США, Великобритании, Бельгии, России и др.).             Законом  «Об   образовании»  РК   утвержден   принцип   вариативности   в выборе   форм,   методов,   технологий   обучения,   позволяющий   учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на   их   взгляд,   вариант,   конструировать   педагогический   процесс   по   любой модели, включая и авторские.                С целью повышения эффективности образовательного процесса, мы используем в своей практике Арт­технологию.                 Арт­технология   –   это   обучение   интеллектуальной   деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Арт­технология основана   на   деятельностном   подходе   и   соответствует   стандартам   нового образования.   Она   создаёт   условия   для   творчества,   развития,   обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Проведение арт­технологий – это мощный стимул в обучении. Использование арт­технологий даёт возможность расширить   и   углубить   уровень   познавательной   активности,   пробудить   в человеке   стремление   к   углубленному   изучению   материала,   развивать творческие способности, являясь одной из технологий повышающей качество образовательного процесса. Уроки с использованием арт­технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется   интерес,   желание   узнать   и   увидеть   больше.   Одним   из перспективных   направлений   в   психолого­педагогической   работе   по формированию у студентов коммуникативной компетентности считается арт­ технологии   –   обучение,   осуществляемое   при   помощи   средств художественного творчества. Оно хорошо тем, что не зависит от культурного опыта   и   социального   положения,   отличается   особой   «мягкостью»   по сравнению с другими методами. Арт­технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать   с   глубинными   аспектами   духовной   жизни,   с   внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.   Арт­технологии   основываются   на   том,   что   художественные   образы способны   помочь   человеку   понять   самого   себя   и   через   творческое самовыражение   сделать   свою   жизнь   более   счастливой.   В   качестве самостоятельного   направления     арт­технологии   начали   развиваться   в Великобритании и США с середины ХХ в. Арт­технологические методы и приёмы   представляются   относительно   новым   явлением,   возникшим   в результате   объединения   опыта   артпедагогов,   искусствоведов   и психоаналитиков.  Механизмы   воздействия   искусства   на   психолого­педагогические   процессы исследовали   многие   зарубежные   авторы:   Э.Сеген,   Ж.Демор,   О.Декроли   и отечественные:  Л.С.Выготский, А.И.Граборов,  В.П.Кащенко  и др.  Э.Сурно, известный   работами   в   области   эстетического   воспитания,   отмечал,   что искусство   является   важным   средством   воспитания,   влияющим   на нравственность   ребенка,   а   также   на   формирование   его   мышления, воображения, эмоций и чувств.               Игровые   ситуации   должны   быть   организованы   так,   чтобы   в   них практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.            Рекомендовать учителям начальных классов на своих   уроках   широко использовать   игровые     ситуации,   привлекая   учеников   к   наблюдению   и сравнению,   обобщению   изучаемого   материала.   Ни   один   урок   не   должен обходиться   без   наглядности,  создания   обстановки   эмоционального   настроя учащихся   на   восприятие   материала.   Это   позволит     школьникам   легко   и сравнительно   быстро   его   усваивать.   Для   улучшения   качества   обучения широко использовать различные игровые ситуации, практиковать проведение нестандартных уроков, проблемные ситуации, стараться создавать атмосферу сотрудничества   и   доброжелательности   в   классе,   использовать   элементы занимательности, нестандартности при изучении материала.                   В своей работе мы опирались на арт – технологию – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Эта технология   позволяет   использовать   с   максимальным   результатом   игровые ситуации.   Он   сочетает   в   себе   разные   методики,   соединяя   их   способами умственного   образования.   По   сути   это   педагогика   воспитания   искусству обыкновенных   учеников   по   самым   обыкновенным   общеобразовательным программам.   Чтобы   стать   высокообразованным,   человек   должен   овладеть всеми   богатствами   родного   языка.   Мы   стараемся   это   достичь   на   основе использования игровых ситуаций  и отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способ организации познавательной деятельности детей.             Мы рекомендуем использовать несколько методов, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности. Например, театрализованный урок. Сценарии таких уроков включают роли, описание функций, одежды, т.е. все как   в   настоящих   спектаклях.   Сценки   разыгрываются   на   любом   уроке: математика, познание мира, русский язык, литература.  Для лучшего усвоения программного   материала   мы   рекомендуем   практиковать   интегрированные уроки,   сочетая   такие   предметы,   как   математика   и   трудовое   обучение, литературное   чтение   и   музыка,   математика   и   изобразительное   искусство, познание мира и математика. Так, на уроке математики и изобразительного искусства   в   4   классе   при   изучении   темы   «Круг.   Окружность»   кроме словесного научного материала, мы использовали элементы изобразительного искусства   и   музыки.   Дети   наглядно   убеждаются   в   том,   во   что   может превратиться круг, где он встречается в повседневной жизни. Превращение происходит с использованием стихов и загадок.           На уроке обучения грамоте в 1 классе по теме «Ударение. Путешествие по   сказкам»   мы   проводили   интегрированный   урок   с   использованием различных   игровых   ситуаций.   Детям   предлагается   отправиться   в   заочное путешествие в лес вместе с Красной Шапочкой. В стихотворной форме дети приглашаются отправиться в путь.           Это приглашение звучит одновременно и как психологический настрой на урок. И далее урок выдерживается в сказочном стихотворном стиле.                    Учебный материал может быть   разыгран в сценах типа «В лесу на экскурсии»,   «На   стройке»,   «В   турпоходе».   Для   такого   урока   специально разрабатывается   сценарий:   сюжет,   роли,   завязка,   действия   героев,   речевые тексты, характер и манеры поведения, цели героев, их симпатии, антипатии т.д.              Учащимся рекомендуется разыгрывать сценки из собственной жизни. Сценарий может быть написан вместе с учащимися, например, о том, как они учат уроки или пишут сочинение. На таких уроках возникает критическое самопознание, коррекция личного опыта и поведения. Во внеклассной работе, а   также   на   уроках   рекомендуем   возрождать     традицию   использования театрализации в виде устного журнала. Устный журнал есть игровая имитация настоящего журнала. Несомненно, большую работу нужно провести, чтобы театрализованные   и   игровые   уроки   были   не   отдыхом,   не   развлечением,   а познанием, погружением в иные миры, в иное время. Порой мудро надо вести себя учителю во время подготовки таких спектаклей и на репетициях. Дело в том,   что   каждый   «артист»   нередко   играет   самого   себя,   выражая   в   герое интересы, свое понимание событий, не считаясь с историей и временем. При всей   свободе   детей   этот   процесс   должен   оставаться   регулируемым   и управляемым.        Театрализованные уроки могут быть самыми разными:   – постановка отрывков изучаемых литературных текстов;   –     постановка   кукольного   театра   по   литературным   произведениям, например, сказкам;   –   постановка  пьес собственного сочинения на литературные и другие темы.        На уроках  познания мира при изучении темы «Вода. Круговорот воды в   природе.   Охрана   воды»   было   предложено   детям   написать   сказку   о серебристой капельке, о веселом ручейке. Затем в классе мы проигрываем написанные   детьми   сказки.   Дети   с   удовольствием   инсценируют   свои собственные   сочинения.   Сказку   о   Веселом   Ручейке   сочинил   Павленко Владимир. Дети с успехом разыграли ее в классе. При репетиции той или иной сказки дети предлагают свои ситуации, становясь соавторами своих одноклассников.                   Мы рекомендуем использовать в своей практике такую форму театрализации урока, как заочные путешествия по городам, к бабушке в деревню, в лес вместе с Красной Шапочкой и даже на другие планеты.           Такие уроки соединяют интеллектуальную деятельность с чувствами и   поведением   учащихся,   что   облегчает   переход   ребенка   от   второй сигнальной системы в первую и наоборот. Для некоторых этот путь труден. Не зря еще в середине 19 века Песталоцци предупреждал, что увлечение книжными   формами   обучения   ведет   к   искажению   развития   детей   и представляет собой угрозу их здоровью.            Арт­ педагогика обучает рефлексии, специально этому не обучая. Она   также   предоставляет   возможность   детям   удовлетворить   жажду действий, так как само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника.                  Арт­урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение,   речевую   деятельность,   способность   самовыражения,   обучает проектированию,   прогнозировании   своих   собственных   действий, предугадыванию, мысленному эксперименту.            Много возможностей эмоционально­эстетического воздействия на учащихся используется при организации трудовой деятельности детей на уроках   трудового   обучения   при   помощи   создания   различных   игровых ситуаций.   Это   и   эстетика   орудий   труда   и   помещения,   и   радость совместных переживаний.                   В   учебной   деятельности   ребенок   под   руководством   учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат – это изменение самого   ученика,   его   развитие,   становление   познавательных   интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего,   на   уроке.   Ученик   работает   с   интересом,   если   он   выполняет посильное для него задание.          Считаем необходимым активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к учению, употребляя для этого различные игровые ситуации, методы, формы и виды работы.             Дети   любят   работать   с   конструктором.   Они   придумывают   свои машины,   объясняют   их   назначение.   На   уроках   трудового   обучения рекомендуем   учащимся   прививать   аккуратность,   точность,   привычку держать   в   чистоте   рабочее   место,   помогать   отстающему,   используя соответствующие игровые ситуации.                 Интегрированный   урок     трудового   обучения   и   математики   мы проводили в 3 классе. Широко использовались на этом уроке различные игровые   ситуации.   Урок   был   посвящен   теме   «Произвольное   начертание многоугольников,   определение   их   элементов   и   измерение   их   площади». Повторение   типов   многоугольников   провели   в   игровой   форме.   Урок начинается со сказочного зачина. Дети с интересом слушают и наблюдают за развитием событий урока­сказки.                            Во время физминутки дети водят хоровод вокруг елочки под песню «Новогодний хоровод».    Такой   урок   гармонично   вписывается   в   общую   тему   зимы,   предновогоднего   праздничного   настроения   и   способствует   укреплению дружественных отношений между детьми. На этом уроке в игровой форме прослеживается   взаимосвязь   теории   и   практики.   Тему   новогодних приключений   и   волшебных   превращений   продолжает   игра   «Танграм».   В игровой форме дети разгадывают загадки о животных и из геометрических фигур   выкладывают   на   доске   лису   и   зайца.     На   данном   уроке   широко применяется   Арт­технология,   дети   играют   роль   зимы,   лисы,   показывают сценки с участием этих героев, читают стихи.                 Мы рекомендуем на уроки и внеклассные мероприятия приглашать родителей учащихся, их бабушек и дедушек. Родители  учеников принимают активное участие в инсценировках, помогают в подготовке к мероприятиям, своим присутствием морально поддерживают творческий дух у малышей.                 Формирование   устойчивой   жизненной   позиции   требует   времени, настойчивости,   искусства   учителя.   Творческим   отношением   к   делу   нужно стараться   будить   в   душе   каждого   ребенка   тягу   к   знаниям,   инициативу, самостоятельность.                   В творческих   игровых ситуациях отражаются впечатления детей об окружающей   жизни,   глубина   понимания   ими   тех   или   иных   жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игровых ситуаций проявляются с особой полнотой.                              На уроках в первом классе большое место занимают игровые ситуации.   Содержание   игровых   ситуаций   у   самых   маленьких   школьников способствует   развитию   отдельных   мыслительных   операций,   освоению вычислительных приемов на уроках математики, повышает интерес детей к урокам,     усиливает   эффект   самого   обучения.   Создание   игровой   ситуации приводит   к   тому,   что   дети,   увлеченные   игрой,   незаметно   для   себя   и   без особого   труда   и   напряжения   приобретают   определенные   знания,  умения   и навыки. В младшем школьном возрасте  у детей еще сильна потребность в игровых   ситуациях,   поэтому   можно   смело   включать   их   в   уроки.   Игровые ситуации делают уроки эмоционально насыщенными, вносят бодрый настрой в детский   коллектив,     помогают   эстетически   воспринимать   ситуацию, связанную с обучением.                Из  предложенных игровых ситуаций наиболее любима детьми такая: дети вставали в круг, водящий бросал мяч товарищу, и называл первый слог какого­нибудь слова. Товарищ бросал мяч обратно, добавлял второй слог. Это помогало учащимся усвоить материал по разделению слов на слоги. Широко использовались в игре скороговорки типа «Шапкой Мише шишки сбили», «В живом уголке жили ежи и ужи» и другие, благодаря чему первоклассники лучше овладевали правописанием слогов «жи» и «ши».                   На   примере   этого   опыта   видно   как   можно   использовать   игровую ситуацию с мячом в дидактических целях.          Таким образом, из приведенных выше примеров видно как благотворно влияет игра и игровые ситуации на учебную деятельность детей младшего школьного   возраста,   если   эти   игры   организованы   педагогом   методически грамотно.   В   одних   случаях   игровые   ситуации   развивают   творческое воображение   детей,   в   других,   их   коммуникативные   навыки,   в­третьих, повышают   самооценку   ребенка   и   оценку   окружающих   его   сверстников. Абсолютно   во   всех   случаях   игровые   ситуации   повышают   познавательный интерес и познавательную активность детей, воспитывает любовь к учебе и конкретному учебному предмету.          Таким образом, игровые ситуации в образовательном процессе начальной школы давно заняли прочное место в практике проведения уроков. Игровые ситуации   помогают   учащимся   по­новому   взглянуть   на   привычный   урок, способствуют возникновению интереса к учебному предмету. Использование игровых   ситуаций   на   уроках   помогает   в   той   или   иной   степени   снять   ряд трудностей,   связанных   с   запоминанием   материала,   способствует   развитию познавательного интереса к учебному предмету.       Игровые ситуации можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на   этапах   объяснения   нового   материала,   его   закрепления,   повторения, контроля. Использование игровых ситуаций позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, помогает решать как образовательные   задачи   урока,   так   и   задачи   активизации   познавательной деятельности,   и   быть   основной   ступенью   в   развитии   познавательных интересов   учащихся.   Игровые   ситуации   помогают   учителю   донести   до учащихся трудный материал в доступной форм                  При всем многообразии подобранных обучающих и воспитывающих игровых   ситуаций   они   видоизменяются   и   усложняются.   Таким   образом, обладая большим арсеналом разнообразных игровых ситуаций, педагог всегда будет поддерживать познавательный интерес и активность детей на уроках в младших классах.

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"

Педагогическое исследование. Эссе "Игровые ситуации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018