Тема: « Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные
методы и приемы преподавания истории в школе»
Степанова Ирина Владимировна
КГУ «Бугровская средняя школа»
Цель:
внедрение компетентностноориентированных образовательных
технологий в процесс качественного и эффективного обучения основам
исторического знаний у учащихся
Задачи: обмен опытом работы с коллегами, пропаганда учительского труда и
потенциала молодых учителей, формирование всесторонне развитой личности
ученика общеобразовательной средней школы, достижение достойного уровня
применения новых педагогических технологий и практик
Девиз: «Работать с увлечением, никогда не терять чувства полноты
жизни».
Профессия учителя моя мечта с детства. И в выборе профессии
я не ошиблась. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не
похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего – то нового, где
нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый
ученик – это строитель будущего.
Учитель – это тот, который способен спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение к
вершине мудрости. Эта мысль в Древней Греции была сформулирована
так: «Истинный учитель знает, чем мы больше знаем, тем больше мы не
знаем, потому всякий учитель остается учеником». Я учитель истории. И
это мое педагогическое кредо: учиться всегда и учиться везде. В данное
время работаю над проблемой: « Развитие познавательных способностей
учащихся через развитие ассоциативного мышления и формирование
критического мышления через создание социальных проектов в школе».
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний,
либо дает их только на особом предметном содержании – новые знания,
умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении
особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. У детей
возникает мотивация к усвоению нового знания. Непременным исходным
условием организации учебной деятельности является введение ученика в
ситуацию, в которой у него возникает и формируется познавательная
потребность. При создании проблемной ситуации использую разные
развивающие приемы. Постоянная постановка перед ребенком
проблемных ситуаций приводит к тому, что он не пасует перед
проблемами, а стремится их разрешать. Тем самым побуждает его к
творческому отношению в жизни. В дальнейшем ребенок будет более защищен от стрессов, от неудач. Желание ребенка учиться во многом
зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его
индивидуальность. Мои ученики участвуют в школьных, районных,
республиканских конкурсах и имеют грамоты, сертификаты и дипломы.
«Уча, учись самоорганизация проектной деятельности, использование
компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и
мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится,
конечно, много
подготовить. Я считаю, что работа по
совершенствованию собственной практики – хорошее начало, и изменения в
практику преподавания и обучения в школе я буду внедрять постоянно,
систематически совершенствуя свое педагогическое мастерство.
изучить,
Видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные,
восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят,
сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельные решения.
Как говорилось выше, одной из основных стратегий развития у
учащихся новых качеств является стратегия «критическое мышление».
Критическое мышление учащихся представлено способностью к
синтезированию информации и идей; способностью к суждению о
достоверности и относительной важности информации и идей; умением
делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи
других.
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению,
оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения,
опыта, размышления или рассуждения ,что может в дальнейшем послужить
основанием к действию.
Стратегии модуля «Обучение критическому мышлению» я использую
на своих инновационных уроках. Это такие стратегии как составление
кластера, ментальной карты, заполнение таблицы ЗХУ, составление вопросов
высокого и низкого порядка, «карусель», «взаимоопрос», «китайский десерт»,
«дерево событий», «чёрный ящик».
Считаю, что применяя данные стратегии критического мышления, я
сумела достичь эффективных результатов на уроке. Программа работы с
талантливыми и одаренными учащимися направлена на развитие таких
интеллектуальных способностей как: воображение, творчество, дедуктивное,
логическое мышление и выработку социальных,
вербальных и
презентационных навыков. В нашей школе одаренные и талантливые дети
участвуют в олимпиадах, защищают научные проекты на школьном, районном
уровнях проходя индивидуальную подготовку у учителей – предметников,
поэтому на обычных уроках, рассчитанных на среднего ученика таким
учащимся не интересно. Чтобы учащиеся получили возможность проявить
свои способности в течение урока, я использую в своей работе такие приёмы
как: индивидуальные, разноуровневые, нестандартные задания, работу в малых группах. На инновационных уроках я стараюсь учитывать потенциал
талантливых и одаренных учащихся, предлагая им подготовить опережающие
задания, слайдовые презентации, выступить в роли спикера, волонтера,
докладчика. На проведённых уроках ребята с удовольствием выполняли
дифференцированные задания, готовили слайдовые презентации, используя
интернетресурсы. На уроках учащимся приходится много запоминать,
писать, слушать, анализировать информацию. Прежде всего, огромное
значение имеет организация урока. Я стараюсь построить
урок в
соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого
задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся смена видов
работ: самостоятельная работа, демонстрация опытов, беседа, ответы на
вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания,
"мозговой штурм. – необходимые элементы на каждом уроке.
Исследовательская работа является огромным творческим
потенциалом, например, основываясь на интеграции урока «технология» с
историей по темам моделирование, художественная обработка материалов
древности, учащиеся исследуют народное творчество, национальные мотивы и
традиции. Творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно
нравственное развитие личности.
Чтобы избежать перегрузки учащихся в течение урока я провожу
физкультминутки, которые дают ребятам положительный настрой. Но самым
важным я считаю создание у детей позитивного эмоционального настроя на
уроке, поэтому я использую некоторые модули уровневых курсов, которые
прошли коллеги из нашей школы, стараюсь чаще посещать их уроки и
обмениваться методиками преподавания для своего предмета. Для создания
благоприятной атмосферы сотрудничества я предлагаю ребятам разные
варианты психологического настроя с учетом возрастных особенностей
(например, чтобы убрать дискомфорт – нужно три раза сжаться и разжаться).
Для развития лидерского потенциала ученика нужно создавать
необходимые условия, которые бы требовали проявления активности. Работа
в группах стимулирует развитие лидерских качеств. Лидер направляет
действия всей группы. Я считаю, что очень важно одобрять даже мельчайшие
успехи ребенка, нужно находить любую возможность похвалить ребенка,
поддержать его это первое условие обеспечения успеха. Детям нравится
быть в роли лидера. Лидерские качества необходимо отслеживать и
целенаправленно, педагогически
обоснованно развивать, и поэтому
использую метод Джиксо, метод составления групповых презентаций,
групповое оценивание и т.д.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для
обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. На
традиционных уроках ученики, получив оценку слышали комментарии очень
редко, им не давалось никаких рекомендаций. Я, в основном, оценивала сама,
т.е., не прислушиваясь к мнению учащихся. Теперь, кроме суммативного оценивания на уроках, я использую формативное оценивание на разных
этапах урока.
Я – молодой учитель, поэтому выбираю лучшее и эффективное.
Например, мне очень понравился такой приём как взаимооценивание, когда
детям предоставлена возможность самим оценить друг друга. Здесь я
заметила, что дети правильно оценивают друг друга, когда у них имеются
критерии. Поэтому мы совместно с ребятами чётко определяем критерии
оценивания за разные виды работы.
Важнейшая задача образования научить человека жить и плодотворно
трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета. Поэтому
одним из важнейших модулей является использование ИКТ в преподавании и
обучении. Существуют различные формы работы с использованием ИКТ на
уроках истории:
создание проектов по разделам курса истории
создание тестов, позволяющих изучать и проверять знания по истории
оформление научноисследовательских работ, рефератов
проведение интерактивных уроков
работа с сайтами по истории в Интернет
создание презентаций и картосхем, логических схемопор
создание кластеров на запоминание букв и слогов ( ОКА, СС и т.д)
Уроки с ИКТ способствуют индивидуализации и дифференциации
обучения, мотивируют деятельность учащихся, делают учебный материал
более доступным, интересным, обеспечивают обратную связь между всеми
участниками педагогического
процесса и взаимодействие всех его
компонентов – всё это направлено на критическое мышление. Таким
образом, у учащихся формируются ключевые компетентности.
Благодаря критическому мышлению учение превращается в
целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики
проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению
реальных жизненных проблем;
Уроки с использованием новых подходов в обучении очень интересны
для учеников, все поставленные цели к уроку приводят к положительным
результатам. Я думаю, что результат инициированный самим учителем его
собственного профессионального развития будет нагляден, в первую очередь,
в ходе этого процесса. Красочные изображения художественных обработок
материалов и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными
произведениями оказывает эмоциональное воздействие,
развивает
художественный вкус детей. Качественная работа по развитию включает :
апробирование новых технологий, рефлексию и обзор. Я считаю, что работа
по совершенствованию собственной практики – хорошее начало, и изменения
в практику преподавания и обучения в школе я буду внедрять постоянно,
систематически совершенствуя свое педагогическое мастерство. Я уверена,
что общеобразовательная школа должна сформировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков. Именно, такие знания расширяют
представления о жизни, быте, традициях наших предков, позволяют
применять их в современной жизни.
Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
Педагогическое кредо молодого педагога: инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.