Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся
Оценка 5

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Оценка 5
Научные работы
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—11 кл
11.02.2017
Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся
Данный материал представляет собой научную статью, в которой изучается целесообразность и рациональность педагогического воздействия на познавательную активность учащихся на уроках иностранного языка. Ведь не секрет, что цель ФГОСов - научить ребенка учиться самостоятельно. А как это сделать?В статье представлены методические рекомендации, как проявить познавательную деятельность учащихся, не навредив при этом ребенку.
педагогическое воздействие на познавательную активность.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ГРИДНЕВА Е.Н. г.Задонск, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Проблема повышения познавательной активности учащихся всегда была и   остается   актуальной   для   учителей   образовательных   учреждений. Большинство   учителей   школ   считают,   что   уровень   познавательной деятельности   учащегося   зависит   от   самого   ребенка,  его   склада   характера, мотивации учения и природных задатков. Именно поэтому многие учителя, видя слабую заинтересованность ребят в их предмете, не стараются изменить свое   собственное   поведение   на   уроке,   перекладывая   неуспех   на   плечи учащихся. Проведенное   нами   исследование   на   базе   средней   школы   частично подтверждает эту теорию педагогов. Действительно, уровень познавательной деятельности напрямую зависит от степени самостоятельности ученика, от его включенности в образовательный процесс. Однако учитель также может существенно   влиять   на   активность   ученика.   Так,   Мильруд   Р.П.   выделяет несколько   способов   педагогического   воздействия   на   познавательную активность учащихся на уроках иностранного языка [3]. Непрямые  средства воздействия на учеников.  Педагог воздействует на учащихся своими жестами, мимикой, которые остаются как бы на втором плане, используются незаметно, в ходе совершения необходимых обучающих действий. Данный способ воздействия является крайне эффективным, так как помогает ненавязчиво привлечь внимание школьников к необходимому фраг­ менту учебного материала, стимулируют их мыслительную активность и даже оказывают дисциплинирующее воздействие на класс.  Приемы выразительного интонирования, логического ударения.  К числу таких приемов относятся плавные или резкие переходы интонации и громкости   произносимых   учителем   фразах.   Преувеличенно   контрастное произнесение учебного материала оказывает на школьников активизирующее воздействие,   препятствует   развитию   у   них   тормозных   состояний,   способ­ ствует более легкому и прочному усвоению материала на уроках. Релаксация.  Одним из способов создания такого состояния является организация   «концертной   псевдопассивности»,   при   которой   учебный материал,   подлежащий   запоминанию,   прослушивается   на   фоне   звучащей музыки   [2].   Возникающее   при   этом   состояние   снимает   излишнюю напряженность,   уменьшает   волнение   школьников   на   уроке,   отвлекает   от посторонних мыслей и создает хорошие предпосылки для усвоения учебного материала. Языковые явления воспринимаются легче, т.к. не требуют такого сильного   умственного   напряжения,   как   при   сухом   изложении   правила. Область головного мозга, отвечающая за обучение и восприятие информации, активно работает, в то время как остальные отдела мозга отдыхают.   внушение осуществляется   с   помощью   четких   установок,   формулировок.   Однако   оно тогда будет действенным, если эти установки являются знакомыми учащимся, т.е. повторяемыми на уроках. Педагогические установки могут произноситься как на родном, так и на иностранном языке. Педагогическое  Педагогическое   воздействие.   Разъясняющая беседа.  Во   время  этой  беседы  используются   приемы разъяснения и убеждения. Главное – глубоко разобраться вместе с учеником в особенностях   его   познавательной   деятельности   и   логически   доказать зависимость   результата   от   организации   учебного   труда.   В   процессе разъясняющей беседы важно обращаться к волевым качествам ученика, к его учебным умениям, к чертам его характера, к его сильным способностям. «Погружение в детство». Такое погружение важно для детей младшего звена с их нередкой замкнутостью, заторможенностью, чрезмерной и нарочной «взрослостью». Все эти помехи общению можно снять с помощью «предметов детства»:   игрушек,   «сказочного   дерева»,   «клада»,   «волшебной   стрелки», указывающей   на   задание,   клубка   ниток,   который   переходит   при   ответах учащихся из рук в руки. Достигаемы при этом эффект позволяет раскрыть тормозимые ранее познавательные возможности школьников. Приемы саморегуляции.  Учащиеся нередко отмечают, что не могут заставить себя сосредоточиться, они чувствуют, что бесцельно тратят время, но не садятся за уроки. Повторные неудачи вызывают чувство разочарования, уменьшают   веру   в   свои   силы.   В   подобных   случаях   полезным   является оутотренинг – самовнушение и самоприказы. Следует заметить, что в ряде случаев школьники сами приходят к выводу о необходимости убедить себя в чем­либо,   побудить   совершить   определенные   действия,   поверить   в достижимость целей. Поведенческий тренинг.  Его цель – научить школьников некоторым способам поведения в учебной деятельности. Достижению этой цели могут способствовать   хорошо   зарекомендовавшие   себя   рабочие   тетради   для учащихся по иностранному языку. Подобные опоры позволяют тренировать поведение   учащихся   в   учебных   условиях   таким   образом,   чтобы   у   них формировались рациональные приемы познавательной деятельности. Дисциплинарный тренинг.  Главная задача заключается в том, чтобы научить школьников ритмично работать. Как один из вариантов такого приема можно   назвать   установка   временных   рамок   для   выполнения   задания. Подобные условия не только стимулируют речемыслительную активность, но и   дисциплинирует   познавательную   деятельность   учеников,   которые постепенно привыкают работать организованно, активно, в хорошем темпе, добиваясь нужного результата. Самоанализ   познавательных   возможностей   школьников. Беседуя   с   учителем,   они   особенности   своей   памяти,   мышления,   делятся затруднениями   в   учебной   деятельности:   «Читаю   и   не   могу   понять,   что написано»,   «Вечером   читаю,   а   утром   без   подсказки   никак   не   вспомню»   и т.д.Подобные   высказывания   помогают   учителю   понять   причины неуспеваемости   учащихся,   снижающие   их   познавательные   возможности. Используя полученные данные, педагог вносит коррективы в индивидуальную работу с учениками и их родителями, сообща разрабатывает пути повышения познавательных результатов учебного труда.  Эмоциональная   активизация   учащихся.  Для   того   чтобы поддерживать  эмоциональную  активность учащихся в течение всего  урока, важно   использовать   прием   контраста:   сменять   эмоционально   насыщенный фрагмент   урока   более   спокойным   эпизодом,   напряженную   коллективную работу индивидуальными заданиями и т . п. Эти средства активизации позво­ ляют   управлять   вниманием   школьников,   в   частности   сосредоточивать   их внимание на главных моментах, повышают продуктивность учения на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы учащихся. Творческое   самовыражение   школьников.  Наиболее   отчетливо направления   творческой   деятельности   учеников   проявляются   в   их увлечениях.   Они   мастерят   что­либо   из   природного   и   иного   материала, увлекаются   литературой,   ведут   дневники,   занимаются   фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. [1]. Подобные увлечения   могут   использоваться   для   активизации   познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Практика   показывает,   что   именно   этот   метод   педагогического воздействия наиболее эффективен, т.к. учащиеся сами принимают участие в своем   образовании,   применяя   свои   интересы   и   увлечения.   В   связи   с   этим творческое   самовыражение   школьников   было   взято   в   разработку   в   нашем исследовании. Так, на базе Задонской средней школы №1 была организована личная  переписка   по  электронной  почте  школьников  младшего  и  среднего звеньев   с   их   французскими   ровесниками   из   коллежа  Joliot   Curie     (имени Жолио Кюри) северного города Гавра, проведена видеоконференция в режиме on­line. В ходе личного общения учащиеся узнавали особенности организации учебного   процесса   за   границей,   интересовались   организацией   досуга подростков, их увлечениями. Видеоконференция   проходила   в   рамках   регионоведения   и   дала учащимся   возможность   не   только   узнать   историю   и   быт   городов   Гавра   и Липецка, но и непосредственно пообщаться со сверстниками, увидеть их. В ходе конференции учащиеся двух стран защищали свои проекты по данной теме, смогли почувствовать себя исследователями, прикоснуться к научной жизни. Кроме того, крайне привлекло учащихся ведение личного дневника, так как это представляет собой определенный способ самовыражения, помогает подросткам справиться со своими страхам и сомнениями. Ведение записей на иностранном языке тем более привлекательно, так как это позволяет сделать описываемую   информацию   доступной   только   ее   создателю.   Никто   кроме самого подростка не сможет прочесть записи, а это особенно актуально, если подросток   хочет   скрыть   что­то   важное   от   посторонних   или   родителей. Необходимость   описать   важные   жизненные   события   будет   подталкивать ребенка к поиску новых слов в словаре, повышая тем самым лексический запас школьника и его познавательную деятельность. Задача учителя в данном случае – показать способы и приемы описания событий и чувств, объяснить назначение   и   применение   определенных   грамматических   и   стилистических явлений.  Проведенная работа с применением указанных средств педагогического воздействия на уроках иностранного языка доказывает свою эффективность, существенно   повышая   уровень   познавательной   деятельности   учащихся. Данная методика также стимулировала самостоятельную работу учащихся, они активно выполняли дополнительные задания, искали необходимый  для урока материал (в частности по лингвострановедению), проявляли инициативу в участии в школьных научных конференциях. На   основании   вышеизложенного   можно   предположить,   что   данные средства   педагогического   воздействия   на   познавательную   активность учащихся можно эффективно применять, не только на уроках иностранного языка,   но   и   на   других   дисциплинах.   Указанные   способы   педагогического поведения уместны не только в школах, но и в средних и высших учебных заведениях. Список используемой литературы: 1. Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка С.26­29 ИЯШ №2.­2008 2. Метод активизации: актуальные проблемы развития / Сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская. Изд. НОЦ «Школа Китайгородской». – М., 2008. 3.   Мильруд   Р.П.   Формы   педагогического   воздействия   учителя   на познавательную   деятельность   учащихся   С.13­17.ИЯШ   №2.М.­Просвещение­ 1991

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся

Педагогическое воздействие на познавательную активность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017