Педсовет " Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ"
Оценка 5

Педсовет " Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ"

Оценка 5
docx
30.11.2021
Педсовет " Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ"
педсовет«Познавательно – исследовательская деятельность.docx

 

 

 

 

 

 

 

  «Познавательно – исследовательская деятельность

 

  как направление развития личности дошкольника

 

в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

«Познавательно – исследовательская деятельность

как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте    всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».                    В.А. Сухомлинский.

 

        Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

        В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

          Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

           Формирование исследовательских умений и навыков дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

        Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО.

       Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослыми. Это игровая, трудовая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы и музыки и т.п. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

         Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- формирование коммуникативных навыков;

-формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы, способы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

- развитие навыков самостоятельного выступления на публику.

            В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различного нового материала в своей деятельности.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

        Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка строятся следующим образом:

·         Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

·         Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.

·         Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.

·         Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя различные (приобретённые) способы действий.

·         Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.

        Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

      В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

        В нашем детском саду мы стараемся создавать условия для познавательной, исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Это исследовательские мини-лаборатории в группах, где дети могут самостоятельно или совместно с педагогом воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста

       Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности на занятиях, в уголках экспериментирования в работе с детьми мы стараемся:

• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

• дать детям возможность самостоятельно делать выводы и заключения, выступать на публику с доказательством своего исследования.

• развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами.

       Сделать каждого ребенка  активным и любознательным в познании мира через экспериментальную деятельность -  в этом заключается актуальность работы наших педагогов.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

 

         Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

      Таким образом,  познавательно – исследовательская  деятельность помогает учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию,  как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой, экспериментальной деятельности.

        Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию любознательной, конкурентоспособной и всестроннеразвитой личности.

 

 

 

Деловая игра для воспитателей на тему«Что? Где? Почему?» 

Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру.

Деловую игру мы начинаем:

I. «Разминка».

1. С какого месяца начинается зима (декабрь)

3. С какого месяца начинается год? (январь)

     4. Назовите восьмой день недели. -

5. Какой год самый длинный? Сколько дней? 366

6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

8. Растительный мир – флора

10. Животный мир – фауна

11. Часть растения, на которой держаться цветок и листья – стебель.

12. Группы птиц – стаи

14. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы – наблюдение.

15. Подземная часть растения – корень

II.Чье высказывание?

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное. Чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

Варианты ответов:

1. Макаренко

2. Выготский

3. Толстой

4. Сухомлинский

(ответ: Сухомлинский)

 

III.«Объяснялки»

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Ребенку нравиться это делать. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

 

IV. Вопрос-ответ

• По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

Правильный ответЭксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

3. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

6. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

 

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные, или циклические

8. По месту в цикле:

Первичные

Повторные

Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

 

 

?• Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

?• Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

 

 

Методические рекомендации:

1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.

3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.

4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам.

5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.

6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.

Что нужно делать

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8.Создавайте ситуацию успешности

Чего нельзя делать

1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4.Нельзя запрещать без объяснения.

5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8.Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним

 


 

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения

Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи: - формирование коммуникативных навыков; -формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;…

Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи: - формирование коммуникативных навыков; -формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;…

Это исследовательские мини-лаборатории в группах, где дети могут самостоятельно или совместно с педагогом воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста

Это исследовательские мини-лаборатории в группах, где дети могут самостоятельно или совместно с педагогом воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста

Деловая игра для воспитателей на тему : «Что?

Деловая игра для воспитателей на тему : «Что?

Там очень интересно. Люди там работают в белых халатах

Там очень интересно. Люди там работают в белых халатах

Случайные Запланированные Поставленные в ответ на вопрос ребенка 6

Случайные Запланированные Поставленные в ответ на вопрос ребенка 6

Методические рекомендации: 1

Методические рекомендации: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021