«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника
в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Формирование исследовательских умений и навыков дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослыми. Это игровая, трудовая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы и музыки и т.п. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- формирование коммуникативных навыков;
-формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы, способы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- развитие навыков самостоятельного выступления на публику.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различного нового материала в своей деятельности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка строятся следующим образом:
· Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
· Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
· Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
· Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя различные (приобретённые) способы действий.
· Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В нашем детском саду мы стараемся создавать условия для познавательной, исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Это исследовательские мини-лаборатории в группах, где дети могут самостоятельно или совместно с педагогом воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности на занятиях, в уголках экспериментирования в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
• дать детям возможность самостоятельно делать выводы и заключения, выступать на публику с доказательством своего исследования.
• развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами.
Сделать каждого ребенка активным и любознательным в познании мира через экспериментальную деятельность - в этом заключается актуальность работы наших педагогов.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогает учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой, экспериментальной деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию любознательной, конкурентоспособной и всестроннеразвитой личности.
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?»
Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру.
Деловую игру мы начинаем:
I. «Разминка».
1. С какого месяца начинается зима (декабрь)
3. С какого месяца начинается год? (январь)
4. Назовите восьмой день недели. -
5. Какой год самый длинный? Сколько дней? 366
6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
8. Растительный мир – флора
10. Животный мир – фауна
11. Часть растения, на которой держаться цветок и листья – стебель.
12. Группы птиц – стаи
14. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы – наблюдение.
15. Подземная часть растения – корень
II.Чье высказывание?
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное. Чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Варианты ответов:
1. Макаренко
2. Выготский
3. Толстой
4. Сухомлинский
(ответ: Сухомлинский)
III.«Объяснялки»
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Ребенку нравиться это делать. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
IV. Вопрос-ответ
• По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
3. По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
6. По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные, или циклические
8. По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
?• Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
?• Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
Методические рекомендации:
1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.
4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам.
5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.
Что нужно делать
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8.Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать
1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4.Нельзя запрещать без объяснения.
5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8.Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.