«Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС»
Наш детский сад является одним из самых больших детских садов в городе. По типовому проекту был рассчитан на 280 мест. В настоящее время в детском саду функционирует 11 групп для детей от 1,5 до 7 лет, общая наполняемость – 246 детей. Педагогический коллектив СП «Детский сад «Сказка» реализует «Основную общеобразовательную программу воспитания и обучения детей» по четырем направлениям деятельности дошкольного учреждения: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, эколого-биологическое.
Педагогическую деятельность в детском саду осуществляют 30 педагогов: из них 10 человек с высшим педагогическим образованием – 1 человек обучается в Самарской педагогической академии на 3 курсе и 19 человек со средним специальным образованием. Из этого состава имеют высшую квалификационную категорию – 5 педагогов, первую категорию – 19 человек, вторую категорию – 2 человека и 4 начинающих молодых педагога.
Таким образом, детский сад обладает необходимым квалифицированным кадровым потенциалом для осуществления образовательной, инновационной и экспериментальной деятельности. Педагогический коллектив детского сада ежегодно повышает профессиональный уровень, тем самым, доказывая высокую мотивацию на качественный труд.
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Вот тот минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
*способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
В нашем детском саду уже не первый год реализуется программа Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости», как рекомендовано в ФГТ, она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности.
Комплексная подготовка детей к школе по программе «Детский сад – дом радости», определяется разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
Ребенок не пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В нашем детском саду занятие (НОД) – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе предлагает определенное образовательное содержание. Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не механически отвечать на вопросы после поднятия руки.
Конечно, для реализации Федеральных Государственных Требований в плане преемственности необходим ряд условий:
высокопрофессиональные специалисты;
специально организованная развивающая среда;
методическое обеспечение;
сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
Наше учреждение уже не один год сотрудничает с гимназией № 1 города Похвистнево. Вначале каждого учебного года наше учреждение заключает договор по обеспечению преемственности и составляется план совместной деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой:
подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.
Задачи:
интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;
развитие способностей;
физическое развитие и укрепление здоровья детей;
последующая успешная адаптация детей к школе;
развитие коммуникативных качеств личности;
педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
Заключение договора о совместной работе ДОУ со школой.
Планирование совместных со школой мероприятий.
Диагностика и коррекция развития детей.
Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ. (отслеживаем успеваемость наших выпускников за все годы начальной школы и сравниваем с результатами диагностики в детском саду).
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей
достижения намеченных
результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
■ методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника"), поиск путей
их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями
(получение информации,
необходимой для подготовки детей к
школе, консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей выпускных групп «Первый раз в первый класс». Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.
Проблемы преемственности.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.
2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
заключение договора между детским садам и школой по обеспечению преемственности;
составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
проведение профилактических мероприятий, таких как;
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
От 30-40% наших выпускников продолжают обучение в гимназии № 1 города Похвистнево. Следовательно, наши выпускники должны соответствовать предполагаемому этой школой образу первоклассника.
Нами совместно с гимназией № 1 был выработан единый взгляд на желаемый для школы образ выпускника.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Успешность воспитания и обучения детей в ДОУ обеспечивается интеграцией деятельности администрации детского сада, педагогического коллектива, родительской общественности и иными общественными организациями, принимающими участие в процессе воспитания и обучения детей. Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 21% детей.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ города выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.
Мониторинг успешности адаптации к обучению выпускников детского сада с 2010-2012г.г. позволяет сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.
Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 4%, средний - снизилось на 12%, ниже среднего – осталось на том же уровне, низкого – в последний год нет. Наиболее успешно выпускники учатся по предметам математического и гуманитарного циклов.
Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники. Совместная работа со школой способствует:
снятию стресса у будущих первоклассников;
сокращается адаптационный период ребенка в школе;
у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;
учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.