Педсовет «Игра-форма организации детской жизни»
Цель:
-определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
Вступление.
Игра-что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра-ведущая деятельность дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
-В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
-В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью образных действий.
-В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
-В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
-В игре значительно легче подчиняться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
-В игре ребенок развивается духовно, так как он живет в мире игры, сказки, фантазии, музыки, творчества.
Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, «сами становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что свои чувства и переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве берет начало в детской игре.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видов используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Примеры нескольких классификаций, имеющих место в дошкольной педагогике.
Сюжетно-ролевые:
Игры с правилами:
Творческие:
Игры с правилами:
Игры, возникающие по инициативе ребенка:
-сюжетно-отобразительная;
-сюжетно-ролевая;
-режиссерская;
-театральная.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- дидактические;
-подвижные;
-сюжетно-дидактические.
-игра-забава;
-игра-развлечение;
-театрально-постановочные;
-интеллектуальные;
Празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей:
-сюжетно-ролевые;
-строительно-конструктивные;
-режиссерские;
-игры-драматизации;
-игра-экспериментирование.
* Дидактические игры:
* Подвижные игры.
2.Педагогическое руководство играми детей
Игра-это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).Педагог должен создавать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходит на помощь при затруднении, не навязывать сложных, непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Условия успешного руководства игрой:
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени, так как родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочитает компьютерные, или засядет за телевизор. Это мы раньше часами бегали во дворе, малыши, подростки, а иногда и родители. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда….
Аналитическая часть.
Итоги тематической проверки «Создание условий в ДОУ, формирующих игровую активность детей».
Консультация «Создание музыкальной предметно - развивающей среды в группе детского сада» (– музыкальный руководитель).
Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно – развивающей среды группы» (–учитель-логопед).
Практическая часть
Вопросы и ответы к игре.
Вопрос 1. «Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: иметь разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей; обладать необходимыми для игры конструктивными умениями; чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное, эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2. Какой должна быть предметно-игровая среда?
Ответ:
-последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;
-учет гендерных особенностей и предпочтений детей;
-стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений;
-соответствие образовательной программе, реализующейся в детском саду;
-направлена на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми.
Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
Вопрос 3. Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый руководит игрой, создает условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддерживать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 4. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.
Вопрос 5. Назовите игрушки по группам:
-игрушки, моделирующие семейные отношения (куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, посуда, телефон, расчески, щетки…);
-игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки, связанные с трудом других людей (парикмахерская, доктор);
-игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний (военизированные игрушки – солдатики, пистолеты, наручники, подушки, боксерские груши, маски, головные уборы, надувные мячи).
Запрещать детям военизированные игрушки не надо. Даже если убрать из детского сада пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет.
Вопрос 6. Чем отличается сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?
Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Основная характерная черта с/р игры- самостоятельность детей. Элементы с/р игры: игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.
Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Ребенок может сюжет видоизменить.
В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию и творчество, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют предметы, игрушки. Взяв тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Главный компонент режиссерской игры – речь.
Вопрос 7. Должен ли воспитатель участвовать в с/ролевой игре?
Ответ: конечно должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.
Вопрос 8. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ: дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре? Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.
Заключение.
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или нет, нам приходиться руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.
Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.