Метод фокальных объектов как начальный этап сбора информации в исследовательской деятельности
Как известно - основная цель школьного образования – это всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка основой которой является умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Должен саморазвиваться и самосовершенствоваться, и сам педагог.
На уроках в школе мы учим детей самостоятельно думать, определять и решать проблемы, применяя при этом знания из различных сфер жизни общества, учим прогнозировать те последствия, которые могут наступить при принятии различных решений, а в дальнейшем, еще и находить способы совершенствования тех результатов, которые уже были получены.
Многие из вас используют на своих уроках методы исследовательской, научной или проектной деятельности. И это правильно.
Что требуют такие уроки от педагога? Грамотно донести до учащихся - всю важность изученного раннее материала и его практическую значимость - применение в жизни изученной раннее информации.
Любая исследовательская деятельность на начальном этапе требует постановки конкретной цели исследования. Учащиеся с этим как правило справляются легко – достаточно – задать им вопрос - Что тебя интересует? Или - В какой области умений и знаний ты мог бы поделиться с нами данной проблемой?
Любая цель - требует сбора и анализа информации по привлекательной теме – это первый и очень важный этап такой деятельности. Он требует от ребенка умения работы с различными источниками информации, которыми могут быть, например: СМИ, Интернет, родители, друзья, одноклассники, книги, учебники, учитель и т.д. Сбор и анализ информации по проблеме исследования – это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий от искателя умения креативно думать, запоминать большое количество информации, синтезировать найденную информацию выделяя нужную, принимать верное решение. Как правило учащимся это дается с большим трудом.
Хочу представить вашему вниманию метод – который позволяет быстро и эффективно собрать, и проанализировать нужную информацию по вашей задумке или задумке ваших учеников – это метод фокальных объектов – который позволяет очень быстро и правильно решить в какой области исследования нужно работать - позволяет собрать и проанализировать информацию по задуманному - и грамотно выбрать направление необходимого исследования.
Свое название метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов (предметов) переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, отличные от уже имеющихся и устоявшихся.
Рассмотрим пример, необходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика.
Выбираем наугад из какой-либо книги, словаря, статьи несколько случайных слов (можно даже сделать это закрыв глаза и ткнув произвольно пальцем в страницу несколько раз). Допустим, что после выбора мы имеем слова стол, утюг, машина, кошка. Теперь нужно описать свойства данных предметов и определить, какие из них могут быть отнесены к фокальному объекту. Это можно сделать, используя для удобства предлагаемую схему.
|
Детский стульчик |
|||
|
Стол |
Утюг |
Машина |
Кошка |
|
Деревянный, металлический, складной, письменный |
Горячий, электрический, тяжелый, с паром |
Имеет колеса, двигатель, кузов, самодвижущаяся |
Пушистая, мяукает, имеет скелет, ловит мышей |
Анализ свойств случайных объектов позволяет выделить из них как полезные, так и бесполезные для выбранного фокального объекта. В данном случае вариантами решения могут быть, например, стyльчик складной, стyльчик с колесиками, стульчик обитый мягким мехом. Не обязательно, чтобы свойства всех выбранных объектов как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно выбрать большое количество самых разнообразных вариантов.
После выбора оптимального варианта общего решения, общей идеи конструкции необходима дальнейшая, чисто конструкторская работа.
Практическое задание для коллег:
|
Исследуемый объект – ЧАСЫ Цель – расширение ассортимента продукции для увеличения спроса |
|||
|
Лист
|
? |
Клетка |
?
|
|
Признаки объектов: |
|||
|
|
|
|
|
|
Опишите какой исследуемый объект в итоге получился? |
|||
|
Что в итоге получилось у меня: |
|||
|
Объект |
Признаки объекта |
||
|
Лист |
Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, многолетний, однолетний |
||
|
Катер |
Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, снаружи), нетонущий, морской, спасательный |
||
|
Клетка |
Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности |
||
|
Сетка |
Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглащающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная |
||
Что в итоге можно получить:
|
Присоединение одного признака |
Присоединение двух признаков |
Присоединение трех признаков |
|
Часы широкие |
Часы цветные, самозаводящиеся |
Часы цветные, морские, складные |
|
Часы сигнальные |
Часы широкие, неэнергоемкие |
Часы яркие, спасательные, самонастраивающиеся |
|
Часы игровые |
Часы узкие, морские |
Часы упругие, нетонущие, сигнальные |
Итог: Часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применятся в морских условиях – самонастраиваться на волну спутников связи – могут использоваться в аварийных ситуациях для спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.