Педсовет Организация занятий в разновозрастной группе детского сада

  • pptx
  • 02.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический совет Организация занятий в разнововзрастной группе детского сада.pptx

Педагогический совет № 3 «Организация занятий в разновозрастной группе детского сада»

МАДОУ XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Старший воспитатель
Климова Н.В.
11.2024г

Цель: анализ форм педагогической теории и практики организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада и выбор вариантов для работы

Выполнение решений предыдущего педсовета
Интеллектуальная разминка. Рефлексия на начало работы.
Разновозрастная группа в дошкольном образовательном учреждении
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе
Формы организации занятий в разновозрастной группе
Разное
Итог педсовета, принятие решений

Интеллектуальная разминка

Отгадайте загадки (задуманное слово состоит из нескольких самостоятельных слов):
1. Первое слово над чайником тает, второе – у папы растет над губой.
А целое – ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой ……
2. Первой слог – нота, второй – тоже, а в целом – на горох похожа …..
3. Предлог стоит в моем начале, в конце же – загородный дом,
А целое – мы все решали и у доски, и за столом…..
4. Начало – нота, потом – оленя украшение,
А вместе – место оживленного движения….

Рефлексия на начало работы: по очереди выскажите свою цель при проведении педагогического совета и опасения.

Разновозрастная группа в дошкольном образовательном учреждении

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития.
Разновозрастная группа - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д. В разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а также, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. Однако, не стоит забывать, что может произойти обратная ситуация, когда уже взрослый ребенок начинает неправильно произносить слова, картавить речь, и совершать несвойственное его возрасту действие.
Используйте, следующие принципы построения взаимодействия старших детей с младшими: старшие не отказывают в помощи младшим, но и не навязывают ее; младшие не мешают старшим работать и играть, ведь часто со стороны взрослых старшие дети во многом уступают младшим, т.е. роль воспитателя заключается в поддержании баланса психологического комфорта детей учитывая принцип уважения к старшим детям. Кроме того, младшие дети всегда могут присутствовать на любом занятии и по мере сил участвовать в нем при условии, что они не мешают старшим, каждый ребенок имеет право не участвовать в занятии, если оно для него не интересно или сложно. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.








Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе

Для достижения достаточного уровня знаний и умений детей в рамках ФГОС ДО от педагога, работающего в разновозрастной группе требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка отдельно и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Но как бы прекрасна не была теория, она не всегда переходит в столь же прекрасную практику. Единственного правильного ответа на вопрос: «Как организовать работу в разновозрастной группе детского сада?» - нет. Это значит, что нет одного подхода, одной педагогики, но каждый педагог должен найти сам свой путь, следуя которому, его воспитанники получат качественное дошкольное образование и достигнут самых лучших результатов.
В разновозрастной группе педагог может варьировать формами занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на группы, или одновременно со всеми детьми.
Как показывает практика наиболее целесообразной является работа со всеми детьми одновременно используя принцип однотемности по одной образовательной области с разными задачами обучения, иногда используя разные средства, подбирая дидактический материал. Однотемные занятия дают педагогу возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения, позволяют в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Такая организация НОД помогает воспитателю осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешить ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.
Конечно, организовать детей сразу всех возрастов очень сложно и на воспитателя накладывается большая нагрузка: он должен держать в поле зрения всех детей, уделить внимание каждому, заинтересовать в данном занятии, обеспечивая развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.










Формы организации занятий в разновозрастной группе

Рекомендуют придерживаться следующих этапов занятия в разновозрастной группе:
Первый этап (игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент).
Второй этап - активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, исследовательская деятельность. Каждый ребенок решает поставленную задачу в удобном ему темпе и решает сам, закончил он работу, исследование или нет. При этом дети, которые закончили выполнять задания, могут свободно перемещаться по групповому помещению и заниматься свободной самостоятельной деятельностью.
На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети старшего возраста.
Оценка педагогом действий детей дается в ходе занятия лишь косвенно, как сопоставление результата с целью: что хотел сделать, что получилось.
Типы организации детей на занятиях в разновозрастной группе, предложенные В.Н. Аванесовой :
Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т.п.).
Занятие со всеми детьми, но по разным разделам программы для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).




Тип 1. Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т.п.).
Следует напомнить, что основной проблемой проведения таких занятий является неумение воспитателей предусмотреть и обеспечить в течение всего времени одновременную активность всех занимающихся детей.
Вариант:
1 часть. Занятие начинается с детьми старших подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме.
Во 2 части занятия дети старшей подгруппы работают самостоятельно, приглашаются дети младших подгрупп и работают с воспитателем.
3 часть. Все подгруппы работают вместе по одной теме.

Тип 2. Занятие со всеми детьми, но по разным разделам программы для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
В этот вид организации образовательной деятельности заложена групповая организация детей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации непрерывной образовательной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.
Вариант. Одна подгруппа занята математикой, вторая - ИЗО.
С детьми младшей подгруппы начинается занятие по ИЗО. Вступление, беседа, объяснение задания, закрепление последовательности в работе. Дети приступают к самостоятельной деятельности. Со старшей подгруппой проводится занятие по математике. Дается задание для самостоятельной работы. В это время воспитатель помогает детям младшей подгруппы, проводит индивидуальную работу. После анализа работ, младшие уходят. Продолжается работа со старшими.

Структура занятия при
ознакомлении с разным по
содержанию материалом
для всех подгрупп
(последовательное начало)




Старшая подгруппа

Младшая подгруппа

Объяснение материала, задание

Игры

Самостоятельная работа

Объяснение материала, задание

Самостоятельная работа

Подведение итога

Подведение итогов

Тип 3. Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или уходит на другое занятие).
Вариант 1. Занятие по математике воспитатель проводит со старшей подгруппой, подготовительная подгруппа играет самостоятельно.
Вариант 2. Занятия по математике воспитатель проводит только с детьми подготовительной подгруппы по общепринятой методике. В это время музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.
Варианты занятий этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия воспитатель планирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Однако опыт показывает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания.

Рекомендации

При организации образовательной деятельности избегать затянувшихся бесед и сложных объяснений, чаще менять интонацию, темп голоса, использовать жесты, мимику, вводить двигательные упражнения, чаще применять похвалу. Это поможет дольше удерживать интерес и активность детей на занятии.
Важно помнить, что в ходе образовательных мероприятий с детьми, недопустимо: принуждение к длительному соблюдению статичной позы (особенно сидя); запрет на свободное общение, принуждение к длительному молчанию; требование строгого соответствия образцу при выполнении задания.
Соблюдение временного режима занятия достигается слаженностью взаимоотношений воспитателя и помощника, развитым навыком самостоятельности у старших детей.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, при организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, воспитателю необходимо учитывать следующие моменты:
Организовывая образовательный процесс, необходимо четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятия.
Программные требования следует дифференцировать для каждой возрастной подгруппы за счет разных методов подачи материала и способов выполнения заданий.
Самые трудоемкие образовательные задачи лучше решать на занятиях с одной возрастной подгруппой.
Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для всех подгрупп, что даст возможность объединять воспитанников для проведения игр, выполнения групповых заданий.
Выполнение заданий можно осуществлять двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактических игр и заданий в процессе самостоятельной деятельности.