ПЕДСОВЕТ
Работа школы по формированию здорового образа жизни,
профилактики наркомании и курения
Докладчик:
Зам. директора по УВР
Шурупова О.С.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости»
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:
§ умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
§ владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
§ постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
§ самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией – важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни учащегося.
Здоровый образ жизни – отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый образ жизни помогал, помогает и будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
Здоровый образ жизни – категория социальная. Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Однако, если спросить руководителя любого учреждения, какой специалист сегодня нужен данному учреждению, то ответ, скорее всего, будет следующий: грамотный, компетентный, профессионал своего дела... И очень, очень редко в первую очередь называется важнейшая характеристика специалиста любого уровня и профиля – здоровье. Хотя проблема охраны здоровья людей во все времена была одной из самых актуальных проблем. А сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде – острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего развития. Здоровье учащихся в настоящее время определяет здоровье нации в будущем.
И хотя ведущим аспектом деятельности любого учреждения образования является образовательная функция, важным фактором в оценке степени и качества подготовки учащихся должно быть состояние их здоровья. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем позволит обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.
Среди факторов, негативно влияющих на здоровье можно отметить:
§ малоподвижный образ жизни,
§ распространение вредных привычек,
§ неправильное питание,
§ состояние микроклимата в школе и дома, в семье,
§ учебная нагрузка и, как результат, усталость, нервное напряжение.
Перед педагогическим коллективом встает задача сохранения здоровья учащихся, создание механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Под воспитательной системой укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся понимается упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.
Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается для оптимизации условий развития и самореализации личности, а также для ее социально-психологической защищенности. Воспитательная деятельность определяется профилем, воспитательным потенциалом педагогов, составом учащихся, социальным статусом, материальной базой воспитания, особенностями социума.
Успешность формирования и развития системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности.
Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни учащихся осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема):
§ анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни;
§ формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;
§ внедрение здоровьесберегающих образовательных и воспитательных технологий;
§ организация оздоровительной работы в школе, развитие физкультуры и спорта;
§ создание здоровьесберегающей среды.
Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая воспитательной и оздоровительной работой в тесном сотрудничестве с заинтересованными общественными организациями, родителями.
Основу системы охраны здоровья и воспитания здоровьесберегающей среды учащихся должна составлять поэтапная, по возможности наиболее полная диагностика состояния здоровья учащихся и мониторинг здоровья учащихся. В классных журналах заполняется лист здоровья учащихся.
Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни должна предусматривать:
§ создание в учебном заведении среды, благоприятно влияющей на здоровье и формирование здорового образа жизни учащихся;
§ формирование знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье;
§ формирование умений составлять правильный режим дня;
§ обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;
§ знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни;
§ представление об ответственности человека за свое здоровье;
§ знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья;
§ знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета;
§ владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни;
§ умение осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности, а также в кризисных ситуациях;
§ умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;
§ знать о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикомании);
§ умение противостоять вредным привычкам;
§ владеть знаниями об основах рационального питания;
§ придерживаться принципов здорового питания;
§ знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого человека;
§ наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом;
§ владение навыками самооздоровления;
§ вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний учащихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни учащихся.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Для эффективного осуществления такого процесса необходимо выполнять программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования cформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
− неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
− факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
− чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
− особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа обучающихся, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательной организации, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательной организации.
Важнейшим качеством деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся является субъект-субъектное (а не субъект-объектное) взаимодействие педагога и учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое в направлении здорового образа жизни, развития физической культуры, то возникает ситуация совместного творчества. В совместной деятельности учащемуся дано почувствовать себя субъектом созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание. Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество педагога – на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку воспитанниками своего опыта. Внеурочная деятельность направлена на формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, представляет большие возможности для самореализации учащихся. Это участие в работе спортивных секций, клубов, творческих объединений, конкурсах, соревнованиях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшей степенью свободы в решении проблемы сохранения здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей, администрации. Кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал субъектов учебно-воспитательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции. Современная молодежь испытывает дефицит в знаниях, касающихся формирования, сохранения и укрепления личного здоровья, в качественных консультативных услугах специалистов в области медицины, семейного воспитания, психологии взаимоотношений со сверстниками, родителями, в области безопасного сексуального и репродуктивного поведения, в профилактике поведенческих болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической помощи. В этой ситуации школа, общественные организации в сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи.
При существующей системе воспитательной работы необходимо сделать акцент на участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций и, прежде всего, общественного движения «Молодая Республика» в работе по созданию здоровьесберегающей среды и формированию здорового образа жизни учащихся, развитию физической культуры и спорта в учреждении образования, профилактике вредных привычек. В связи с этим в рабочих программах внеурочной деятельности выделено направление «Здоровый и безопасный образ жизни», классными руководителями ежемесячно проводятся беседы по гигиене и санитарии, по предупреждению несчастных случаев, по противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Согласно плану проводятся мероприятия в рамках недель и месячников БЖД, единых дней и недель ПДД. В каждом классе касаемо ученического самоуправления есть ответственный за санитарно-бытовой сектор. На родительских собраниях рассматриваются вопросы соблюдения здорового образа жизни. На заседаниях ШМО классных руководителей также рассматривается вопросы здоровья.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идёт децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности населения.
Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет – 3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаз, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? На этот счёт существуют разные мнения:
Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
Четвёртый фактор – это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения.
К этим факторам можно добавить следующие:
1) Интенсификация обучения:
– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.
– до 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей.
– существенное увеличение учебной нагрузки и приготовления домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.
2) Ухудшение питания.
3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей).
4) Факторы экологического риска.
Как видите, проблема очень актуальная.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ) – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Каковы основные принципы здоровьесберегающей технологии?
- Принцип не нанеси вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психическое здоровье).
- Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке).
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (индивидуальный подход к учащимся).
- Принцип соответствия содержания и организации обучения.
- Принцип активных методов обучения.
- Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учётом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
При организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, связанные с образовательным процессом:
1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).
2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням (расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей).
3. Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут).
4. Количество видов учебной деятельности должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров).
5. Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в начальной школе 5 минут.
6. Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
7. Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2.
8. Чередование позы ученика.
Организационный момент начала урока должен быть связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене обязан проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок. Учащиеся должны быть готовы к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было убрано, классная доска вымыта, находились на месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Стиль педагогического общения должен быть демократичный, гуманный.
Огромное значение в предупреждении утомления играет чёткая организация учебного труда. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании работы нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Хорошие результаты во всех классах даёт хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкульминутки органически вплетаются в канву урока.
Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения – это система мер, направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостей.
В нашей Республике профилактика различных видов зависимостей остается одной из самых актуальных проблем. И особое место, конечно, занимает профилактика среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.
Эта работа ведется одновременно в нескольких направлениях:
· профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
· профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
· профилактика в организованных общественных группах населения;
· профилактика с помощью средств массовой информации;
· профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
· систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
· мотивационная профилактическая работа;
· терапия социальной средой;
· профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Специалисты разделяют профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения на три стадии: первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика:
- имеет своей целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее его не употреблявшими;
- нацелена прежде всего на детей, подростков, молодежь;
- способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть зависимость, а её усилия направлены не столько на предупреждение негативных проявлений, сколько на сохранение или укрепление здоровья.
Профилактика должна осуществляться в полном объеме. Поскольку всегда легче предупредить заболевание, чем потом длительное время заниматься его лечением, причем не всегда успешно.
Полноценная профилактика должна проводиться не только в семье, в ней обязательно принимают участие все учреждения, где проводится учебный процесс, а также общественные организации.
Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи, сотрудники других подразделений по работе с несовершеннолетними, нуждаются в выработке общего подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Вторичная профилактика является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали различные психоактивные вещества и на людей, у которых уже формируются признаки зависимости.
Третичная профилактика направлена на людей, зависимых от психоактивных веществ, и является преимущественно медицинской.
Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика.
Основные технологии и методы первичной профилактики зависимостей:
1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями курения, употребления алкоголя и наркотиков.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или, наоборот, счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги), легче справляются со стрессами без употребления психоактивных веществ и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотиков у школьников, родителей, учителей и др.
5. Разработка альтернативных программ досуга подрастающего поколения.
В заключение хочется сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Проект решения педсовета:
1. Активно внедрять в практику принципы здоровьесберегающей педагогики, рационально организовывать урок с учётом работоспособности учащихся.
2. Классным руководителям разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде:
- тематические классные часы;
- лекции;
- соревнования, спортивные праздники и т. д.
3. На общешкольных и классных родительских собраниях провести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, употребления наркотиков и спиртных напитков.
4. Психологу школы провести тренинг с обучающимися по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании и курения.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.