Педсовет "Работа школы по формированию здорового образа жизни"

  • docx
  • 25.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педсовет по ЗОЖ (октябрь).docx

ПЕДСОВЕТ

Работа школы по формированию здорового образа жизни,

профилактики наркомании и курения

Докладчик:

Зам. директора по УВР

Шурупова О.С.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости»

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

§     умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

§     владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

§     постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

§     самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией – важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни учащегося.

Здоровый образ жизни – отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый образ жизни помогал, помогает и будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Здоровый образ жизни – категория социальная. Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Однако, если спросить руководителя любого учреждения, какой специалист сегодня нужен данному учреждению, то ответ, скорее всего, будет следующий: грамотный, компетентный, профессионал своего дела... И очень, очень редко в первую очередь называется важнейшая характеристика специалиста любого уровня и профиля – здоровье. Хотя проблема охраны здоровья людей во все времена была одной из самых актуальных проблем. А сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде – острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего развития. Здоровье учащихся в настоящее время определяет здоровье нации в будущем.

И хотя ведущим аспектом деятельности любого учреждения образования является образовательная функция, важным фактором в оценке степени и качества подготовки учащихся должно быть состояние их здоровья. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем позволит обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье можно отметить:

§     малоподвижный образ жизни,

§     распространение вредных привычек,

§     неправильное питание,

§     состояние микроклимата в школе и дома, в семье,

§     учебная нагрузка и, как результат, усталость, нервное напряжение.

Перед педагогическим коллективом встает задача сохранения здоровья учащихся, создание механизма формирования здоровьесберегающей среды.

Под воспитательной системой укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся понимается упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.

Создание воспитательной системы – не самоцель. Она создается для оптимизации условий развития и самореализации личности, а также для ее социально-психологической защищенности. Воспитательная деятельность определяется профилем, воспитательным потенциалом педагогов, составом учащихся, социальным статусом, материальной базой воспитания, особенностями социума.

Успешность формирования и развития системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности.

Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни учащихся осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема):

§     анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни;

§     формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;

§     внедрение здоровьесберегающих образовательных и воспитательных технологий;

§     организация оздоровительной работы в школе, развитие физкультуры и спорта;

§     создание здоровьесберегающей среды.

Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая воспитательной и оздоровительной работой в тесном сотрудничестве с заинтересованными общественными организациями, родителями.

Основу системы охраны здоровья и воспитания здоровьесберегающей среды учащихся должна составлять поэтапная, по возможности наиболее полная диагностика состояния здоровья учащихся и мониторинг здоровья учащихся. В классных журналах заполняется лист здоровья учащихся.

 

Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни должна предусматривать:

§   создание в учебном заведении среды, благоприятно влияющей на здоровье и формирование здорового образа жизни учащихся;

§   формирование знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье;

§   формирование умений составлять правильный режим дня;

§   обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;

§   знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни;

§   представление об ответственности человека за свое здоровье;

§   знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья;

§   знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета;

§   владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни;

§   умение осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности, а также в кризисных ситуациях;

§   умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;

§   знать о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикомании);

§   умение противостоять вредным привычкам;

§   владеть знаниями об основах рационального питания;

§   придерживаться принципов здорового питания;

§   знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого человека;

§   наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом;

§   владение навыками самооздоровления;

§   вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:

1.                 Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний учащихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни учащихся.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Для эффективного осуществления такого процесса необходимо выполнять программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни при получении начального общего образования cформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

− неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

− факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

− чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

− особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа обучающихся, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательной организации, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательной организации.

Важнейшим качеством деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся является субъект-субъектное (а не субъект-объектное) взаимодействие педагога и учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое в направлении здорового образа жизни, развития физической культуры, то возникает ситуация совместного творчества. В совместной деятельности учащемуся дано почувствовать себя субъектом созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание. Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество педагога – на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку воспитанниками своего опыта. Внеурочная деятельность направлена на формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, представляет большие возможности для самореализации учащихся. Это участие в работе спортивных секций, клубов, творческих объединений, конкурсах, соревнованиях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшей степенью свободы в решении проблемы сохранения здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей, администрации. Кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал субъектов учебно-воспитательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции. Современная молодежь испытывает дефицит в знаниях, касающихся формирования, сохранения и укрепления личного здоровья, в качественных консультативных услугах специалистов в области медицины, семейного воспитания, психологии взаимоотношений со сверстниками, родителями, в области безопасного сексуального и репродуктивного поведения, в профилактике поведенческих болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической помощи. В этой ситуации школа, общественные организации в сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи.

При существующей системе воспитательной работы необходимо сделать акцент на участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций и, прежде всего, общественного движения «Молодая Республика» в работе по созданию здоровьесберегающей среды и формированию здорового образа жизни учащихся, развитию физической культуры и спорта в учреждении образования, профилактике вредных привычек. В связи с этим в рабочих программах внеурочной деятельности выделено направление «Здоровый и безопасный образ жизни», классными руководителями ежемесячно проводятся беседы по гигиене и санитарии, по предупреждению несчастных случаев, по противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Согласно плану проводятся мероприятия в рамках недель и месячников БЖД, единых дней и недель ПДД. В каждом классе касаемо ученического самоуправления есть ответственный за санитарно-бытовой сектор. На родительских собраниях рассматриваются вопросы соблюдения здорового образа жизни. На заседаниях ШМО классных руководителей также рассматривается вопросы здоровья.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идёт децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности населения.

Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет – 3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаз, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? На этот счёт существуют разные мнения:

Первый это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй фактор, губительный для здоровья, это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий фактор. Словесно-информационный вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвёртый фактор это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному.

Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения.

К этим факторам можно добавить следующие:

1) Интенсификация обучения:

– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.

– до 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей.

– существенное увеличение учебной нагрузки и приготовления домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

2) Ухудшение питания.

3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей).

4) Факторы экологического риска.

Как видите, проблема очень актуальная.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ) – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Каковы основные принципы здоровьесберегающей технологии?

- Принцип не нанеси вреда.

- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

- Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психическое здоровье).

- Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке).

- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (индивидуальный подход к учащимся).

- Принцип соответствия содержания и организации обучения.

- Принцип активных методов обучения.

- Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учётом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

При организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, связанные с образовательным процессом:

1.            Объём учебной нагрузки олжен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).

2.            Расписание уроков, распределение нагрузки по дням (расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей).

3.            Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут).

4.            Количество видов учебной деятельности должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров).

5.            Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в начальной школе 5 минут.

6.            Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).

7.            Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2.

8.            Чередование позы ученика.

Организационный момент начала урока должен быть связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене обязан проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок. Учащиеся должны быть готовы к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было убрано, классная доска вымыта, находились на месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Стиль педагогического общения должен быть демократичный, гуманный.

Огромное значение в предупреждении утомления играет чёткая организация учебного труда. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании работы нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Хорошие результаты во всех классах даёт хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкульминутки органически вплетаются в канву урока.

Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения это система мер, направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостей.

В нашей Республике профилактика различных видов зависимостей остается одной из самых актуальных проблем. И особое место, конечно, занимает профилактика среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Эта работа ведется одновременно в нескольких направлениях:

·                   профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

·                   профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

·                   профилактика в организованных общественных группах населения;

·                   профилактика с помощью средств массовой информации;

·                   профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

·                   систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

·                   мотивационная профилактическая работа;

·                   терапия социальной средой;

·                   профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения на три стадии: первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика:

- имеет своей целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее его не употреблявшими;

- нацелена прежде всего на детей, подростков, молодежь;

- способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть зависимость, а её усилия направлены не столько на предупреждение негативных проявлений, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Профилактика должна осуществляться в полном объеме. Поскольку всегда легче предупредить заболевание, чем потом длительное время заниматься его лечением, причем не всегда успешно.

Полноценная профилактика должна проводиться не только в семье, в ней обязательно принимают участие все учреждения, где проводится учебный процесс, а также общественные организации.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками учителя, школьные психологи, сотрудники других подразделений по работе с несовершеннолетними, нуждаются в выработке общего подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Вторичная профилактика является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали различные психоактивные вещества и на людей, у которых уже формируются признаки зависимости.

Третичная профилактика направлена на людей, зависимых от психоактивных веществ, и является преимущественно медицинской.

Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика.

Основные технологии и методы первичной профилактики зависимостей:

1.            Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями курения, употребления алкоголя и наркотиков.

2.            Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или, наоборот, счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги), легче справляются со стрессами без употребления психоактивных веществ и могут эффективно решать задачи.

3.            Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования зависимости.

4.            Предоставление знаний и навыков в области противодействия курению, употреблению алкоголя и наркотиков у школьников, родителей, учителей и др.

5.            Разработка альтернативных программ досуга подрастающего поколения.

В заключение хочется сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

 

Проект решения педсовета:

1. Активно внедрять в практику принципы здоровьесберегающей педагогики, рационально организовывать урок с учётом работоспособности учащихся.

2. Классным руководителям разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде:

- тематические классные часы;

- лекции;

- соревнования, спортивные праздники и т. д.

3.            На общешкольных и классных родительских собраниях провести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, употребления наркотиков и спиртных напитков.

4.            Психологу школы провести тренинг с обучающимися по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании и курения.


 

5.            Скачано с www.znanio.ru