Педсовет Создание условий в формирование учебной мотивации в классе ЗПР
Тема выбрана не случайно, так как сейчас эта проблема приобретает особую актуальность в связи с постоянным повышением числа детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с ЗПРП.
На данном этапе идет обучение педагогов начальной школы, как работать с такими детьми, для средней школы материалов и обучения пока очень, очень мало
Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Успешность учения зависит от мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учитель может создать ситуацию, в которой каждый ребенок с ЗПР сможет получить радость от обучения. У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена
своевременная поддержка придает уверенность, внушает оптимизм. Обосновывая оценку необходимо сравнивать ученика только с ним самим, оценивая динамику его развития. Это вызывает желание стать еще лучше. Завышение оценки ученику
Педагогу важно знать :
· Индивидуальные особенности учащегося (некоторые учителя ведут дневник на каждого ученика)
· Мотивационную готовность к обучению
Я как классный руководитель такого класса, в пятом классе индивидуально разговаривала с каждым родителем, узнавала особенности у ребенка. Собрав нужную информацию подходила к учителям – предметникам и ученика кратко охарактеризовала и на что обращать внимание. Но это не всегда есть такая возможность, так как ни каждый, родитель захочет рассказать о своем ребенке что-то особенное.
Учителю, работающему с детьми, имеющими задержку психического развития, важно помнить:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, необходимо создать положительный итог работы.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
. В качестве основного метода положительного воздействия на ребёнка с ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
9. Учителю важно сделать акцент на возможность и необходимость использования коррекционных приемов на уроках по общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в условиях интегрированного класса.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связывать с практическими потребностями ученика.
Необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения. Похвала стимулирует активность ребенка, и нередко переходит в заинтересованность самой учебной работой, а иногда и в познавательный интерес.
Со своим классом стараюсь ездить на экскурсии познавательного характера, где они не только получают информационный характер, но и практический. Некоторые ребята на экскурсиях раскрываются ( свои способности, знания, на которые я стараюсь обратить их внимание). На классном часу мы обобщаем всю полученную информацию. Делаем вывод где можно применить эту информацию или практику. Им, конечно же, хочется убежать быстрее домой к компьютеру или гулять с друзьями, но сходив на экскурсию, они уходят домой с эмоциями и делятся ими с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.