Педсовет-тренинг на тему: «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»
Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.
Задачи:
-мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
-провести самодиагностику готовности к самообразованию познакомить педагогов с технологией организации самообразования;
содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
-вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
-создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства, составляющие процесса самообразования, алгоритм работы над индивидуальной методической темой; приобретут умения разрабатывать примерный план самообразования, оформлять результаты работы по самообразованию.
Ход педсовета
Ведущий. Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы вас приветствуем на открытии кафе «Нескучный сад».
Методист. Почему сад?
Ведущий. Здесь произрастёт много новых идей.
Методист. Почему нескучный?
Ведущий. Потому что здесь собрались люди творческие, инициативные. И у нас, мы вам обещаем, сегодня уж точно скучно не будет. Итак, мы открываем новый сезон в саду идей.
У нас столько интересной и новой информации и главное – все расписано по минутам.
Методист. Не поверишь - я часы дома забыла.
Ведущий. А какие они у тебя были?
Методист. (Отвечает)
Ведущий. Ты знаешь, а ведь по часам можно определить тип человека.
Методист. А вы, уважаемые гости нашего ресторана, какие часы предпочитаете? Выберите карточку по своему предпочтению часов и узнаете интересное о себе.
Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов (пять типов часов).
№ 1.Механические часы с римскими цифрами.
№ 2. Классику с арабской нумерацией.
№ 3.Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.
№ 4. Электронные часы с множеством разнообразных функций.
№ 5. Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
Временные рамки
ТЫ ВЫБИРАЕШЬ |
ТВОЙ ТИП |
СОВЕТ ПСИХОЛОГА |
Механические часы с римскими цифрами |
Ты скорее консерватор. Твой принцип: «Лучшее- враг хорошего» |
Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому. |
Классику с арабской нумерацией |
Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…» |
Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты. |
Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой. |
Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!» |
Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца. |
Электронные часы с множеством разнообразных функций. |
Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется». |
Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких. |
Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. |
Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!» |
Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника. |
Сообщение темы, цели и задач педсовета
Введение в тему педсовета
-- Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Мотивационный компонент самообразования. Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию по шкале от 1-9 очков.
- В меню кафе «Нескучный сад» имеется коктейль (иллюстрация) педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию.
-- Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень форсированности у себя умений и навыков самообразования.
Когнитивный компонент |
|
1. Уровень общеобразовательных знаний |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
2. Уровень общеобразовательных умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. Уровень педагогических знаний и умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4. Уровень психологических знаний и умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Уровень методических знаний и умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
6. Уровень специальных знаний |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нравственно-волевой компонент |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1. Положительное отношение к процессу учения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
2. Критичность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. Самостоятельность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4. Целеустремленность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Воля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
6. Трудоспособность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
7. Умение доводить начатое дело до конца |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
8. Смелость |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
9. Самокритичность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Организационный компонент деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1. Умение планировать время |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
2. Умение планировать свою работу |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. Умение перестраивать систему |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4. Умение работать в библиотеках |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Умение ориентироваться в классификации источников |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Способность к самоуправлению в педагогической деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
2. Способность к самоанализу и рефлексии |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. Способность к самоорганизации и мобилизации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
4. Самоконтроль |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Трудолюбие и прилежание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ведущий. Какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения, сравните результаты.
Сделайте выводы: педагогу необходимо саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.
Просмотр лекции-презентации
Ведущий. Шеф - повару кафе «Нескучный сад» нужна Ваша помощь в определении начинки слоенного пирога, который называется «Мотивчик».
Условия задания: предложите шеф-повару компоненты для начинки слоенного пирога: какие вы считаете, могут быть мотивы, побуждающие педагога к самообразованию? (групповая работа в командах, каждая группа предлагает свои мотивы.)
Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
· Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
· Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
· Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Рассмотрение сути процесса самообразования
Ведущий. Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Игра «Карусель»
Ведущий. Кафе «Нескучный сад» предлагает отведать фирменный десерт «Карусель» (иллюстрация). Это задание поможет справиться с затруднениями в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач. (Работа в командах по составлению памятки по самообразованию)
Условия задания: Педагоги каждой команды индивидуально записывают проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собираются в коробке и перемешиваются. После этого каждая группа вытягивает оговоренное количество листков с проблемами, анализирует их и предлагает варианты решения проблемы. Никто в группе не знает, чьи проблемы они обсуждают и кому могут оказать действенную помощь. Затем каждая группа представляет свои наработки.
Рассмотрение алгоритма работы педагога над индивидуальной
методической темой (проблемой) плана самообразования
Ведущий. Предлагаем вашему вниманию технологический процесс приготовления диетического блюда (иллюстрация) «План самообразования»
АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной
методической темой (проблемой) плана самообразования
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
· ознакомление с литературой;
· ознакомление с нормативно-правовыми документами;
· изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
· составление картотеки литературных источников;
· выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
· обоснование выбора темы;
· актуальность и новизна;
· выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
· формулирование цели и задач работы;
· разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Вывод: сетевое взаимодействие – это возможность совершенствовать профессиональное мастерство.
Подведение итога:
Мероприятие кафе «Нескучный сад» закончилось. Хочется подчеркнуть, что самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую работу. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.