Педсовет на тему:"Эффективные инструменты учебного процесса-опыт и поиск"

  • Педсоветы
  • doc
  • 12.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Повысить теоретический уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива в области дидактического инструментария. 2. Продолжить активный поиск таких инструментов учебного процесса, которые были бы эффективными для массового обучения учащихся на современном этапе. 3. Научиться технологии проектирования и проведения урока как целостной дидактической системы.План проведения педсовета: 1. Вступительное слово ….. 2. Вести с открытых уроков ….. 3. Размышление учителей….. 4. Анкета для учеников. 5. Вести с семинаров …… 6. Выступление…… 7.Выступление …….( Решение педсовета) 8. Разное.
Иконка файла материала 1. Эффективные инструменты учебного процесса-опыт и поиск.doc
Педсовет  по  теме:   «Эффективные  инструменты  учебного  процесса: опыт  и  поиск».  Цели:  1.  Повысить  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности    педагогического  коллектива  в  области дидактического  инструментария.   2. Продолжить   активный  поиск  таких  инструментов  учебного  процесса,   которые  были  бы  эффективными  для  массового  обучения  учащихся  на   современном  этапе. 3.  Научиться  технологии  проектирования  и  проведения  урока  как   целостной  дидактической  системы. План  проведения  педсовета:  1.  Вступительное  слово …..   2.  Вести  с  открытых  уроков …..  3.  Размышление  учителей….. 4.  Анкета  для  учеников. 5. Вести  с  семинаров …… 6. Выступление…… 7.Выступление  …….( Решение  педсовета) 8. Разное. Меняется  мир,  меняется  ученик, его  отношение  к учебе, взгляды  учителя,   методики  работы. Поэтому  возникает  вопрос что поменять,  кому  поменяться  и в чем? Хороший  урок­какой  урок? Урок  для  учащихся? Урок  самих  учащихся?  Урок  учащегося  и учителя?  У К.Д. Ушинского  суть хорошего  урока  заключалась в том,  чтобы   организовать  работу  всех  учеников  именно  на уроке,  а  не перекладывать  её   на дом.  Хороший  урок  по Гессену –это  правильно  организованный  урок,  он  предполагает  совместную  деятельность  ученика  и  учителя  по решению    образовательных  целей,  и результатом  такой  деятельности  является  переход  урока из  образовательной  формы  в форму  самообразования. Г.Д.Кириллова  видит  сущность хорошего  урока  в его  целостности. Хороший   урок  ­  непростая  проблема. Кто  определит  хорош  он или  не хорош? Тогда   для  ученика   « хороший  урок»  представляется  урок,  после  которого  у него   будет  повышаться  уважение  к  самому  себе,  появляться  ощущение  себя   более  компетентным,  чем  до урока. Виды  уроков: традиционный                           Современный                           Комбинированный                           ИнтегрированныйПроблемный                          Развивающий                         Эвристический                         Инновационный                         Личностно­ ориентированный                         Классический   Основные  принципы  построения  урока: системность, преемственность,  логичность, движение  от простого  к сложному  в учебном  материале (от  репродуктивной  деятельности  к продуктивной,  к творческой  деятельности),  чередование и смена  форм деятельности, чтение, активное  слушание,  говорение, письмо. Технология  урока­ модель, схема, план  действий  учителя  и ученика  при  осуществлении  учебного процесса, система  деятельности, приводящая  к  результату. Инструментарий­это совокупность инструментов, применяемых  в какой­то  специальности. Например педагогический  инструментарий  состоит  из учебного курса,   педагогической  технологии его реализации, компьютерной поддержки  и  научно­ педагогического  сопровождения. Совокупность  инструментов­ это  технология. Термин «технология»  в применении   к педагогическому  процессу стал  употребляться   сравнительно  недавно. Он  отражает  более  высокий  уровень   научности­ как  теоретических  построений, так  и осмысление  педагогической   практики. Педагогической  технологией  называют  совокупность  и систему   функционирования  всех  личностных,  инструментальных  и методологических   средств, используемых  для  достижения  педагогических  целей. Педагогическая  технология  выступает  и в качестве  науки,  исследующей   наиболее  рациональные  пути  и способы  обучения и в качестве  системы   принципов, алгоритмов  и регуляторов, применяемых  в учебно­ воспитательном процессе, и в качестве  реально­ образовательного  процесса. Продуктивная    технология Основные: Объяснение Инструктаж Работа  с книгой Упражнения  Тестирование Методы  обучения  и воспитания Технология   сотрудничества Основные: Беседа Обсуждение Дискуссия Познавательная игра Методы   программированного  Щадящая  технология Основные: Рассказ Дискуссия Диспут Игра Видеометод НаблюдениеВспомогательные: Лекция Демонстрация Иллюстрация видеометод обучения Методы  проблемного   обучения. Практический  метод Обучающий контроль Вспомогательные: Иллюстрация Демонстрация Работа  с книгой Вспомогательные: Ситуационный  метод Нетрадиционные  методы Эффективные  инструменты  урока: опыт  и поиск. «Урок  должен  быть пронизан  творчеством  и вместе  с тем  оставаться   уроком.» С.И. Гессен. Анкета  для  учащихся 10­11 класса. 1. Какой  урок  сегодня  ты  оцениваешь  наиболее  продуктивным  для   тебя? Почему? 2. Какую  форму  организации  своей  работы  ты  предпочитаешь  на уроке: ­ со всем классным  коллективом ­в группе ­в паре ­индивидуально 3. Какая  форма  работы  чаще  всего  используется  учителем на уроке? 4. Каким  ты  видишь  современный  урок? Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и  массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения; он должен строиться на основе  широкого использования средств информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ), в частности, электронных образовательных ресурсов. Во­ первых, это делает обучение более привлекательным с точки зрения учеников,  предлагая им в школе те же технологии, которые они применяют для связи и  развлечений вне школы и, тем самым, способствует уменьшению разрыва между  обучением в школе и обучением, которое происходит вне школы. Во­вторых, и  это самое главное, ИКТ позволяют реализовать активно­деятельностное  обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося.  Современное техническое оснащение школ, использование средств ИКТ в  учебном процессе создаёт необходимые условия для широкомасштабного  внедрения прогрессивных педагогических технологий, применение которых в  массовой школе ранее было невозможно. Что мы знаем про ЭОРы Согласно ГОСТ Р 53620­2009 электронный образовательный ресурс(ЭОР) – это  образовательный ресурс, представленный в электронно­цифровой форме и  включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные,  информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в  процессе обучения. По характеру представления информации ГОСТ Р 52657­2006 подразделяет  ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио,  текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым ЭОР  позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине иерархической  системы. Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные  источники и информационные инструменты. Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее  различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в  учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук,  изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие  простые информационные источники, связанные гиперссылками (например,  мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников могут быть  выделены (по цели создания): общекультурные информационные источники  (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и  историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические  информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей  учебного процесса). Информационный инструмент учебной деятельности – это программный  продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные действия  над информационным источниками (объектами), создавать их, менять,  связывать, передавать и т.д. Среди информационных инструментов можно  выделить:   общепользовательские инструменты, используемые учителями и  учащимися (веб­браузер, почтовая программа­клиент; программ  просмотра графических изображений; программа воспроизведения  мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной  графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор  мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и пр.); специализированные образовательные инструменты, используемые  учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая  среда, включающая инструментарий для визуального программирования;  тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования  навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для  организации проектной деятельности; инструмент фиксации и  визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в  общем образовании; среды для программирования управляемых  устройств, используемых в общем образовании и пр.); инструменты организации образовательного процесса, используемые  учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для  учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система  организации управления информационным образовательным  пространством; инструмент организации и проведения урока,  согласованный с электронным журналом; инструмент организации  контроля за результатами обучения; инструмент дистанционной  поддержки образовательного процесса и пр.). Выделив в отдельные категории общекультурные источники и  общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории  педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1).             Согласно ГОСТ Р 53620­2009, ЭОР, прошедший редакционно­издательскую обработку,  предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные  сведения, является электронным изданием. Учебное электронное издание –  электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или  прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и  преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения  (ГОСТ 7.83­2001). На основании вышеизложенного в категории педагогических  ЭОР выделим электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР  отнесем к категории электронных учебных материалов.                                            Электронный учебник как мировой тренд Тенденции развития средств информационных и коммуникационных технологий  (ИКТ) позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве  основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты  планшетных компьютеров (например, iPad), устройств для чтения электронных  книг (так называемых «ридеров»), устройств мобильной связи (смартфонов,  КПК) и т.д. Спектр принципиально новых возможностей, открываемых  использованием подобных устройств в сфере образования, чрезвычайно широк.  Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику,  включающему мультимедийный и интерактивный образовательный контент.         Процесс создания и внедрения современных электронных учебников идет во  всем мире; многие страны уже начали использовать электронные учебники в  образовательной практике. Так, с 2007 г. в Южной Корее действует программа  «Электронный учебник», в рамках которой разработана и применяется единая  виртуальная интерактивная книга «Virtualinteractiveubiquitousbook» – 3D­ учебник с использованием так называемой «дополненной реальности»  (Augmented Reality), предполагающей сочетание изображений реальных  объектов и дополняющей их текстовой или иной информации и, тем самым,  повышающей усвоение материала. Результаты эксперимента показали, что  успеваемость школьников в целом повысилась на 30%, причем наиболеезначительное улучшение показали учащиеся с самой низкой успеваемостью. К  2015 г. правительство Южной Кореи планирует полностью отказаться от  бумажных учебников.                                                                                                     В январе 2012 года компания Apple представила инструментальное средство для разработчиков образовательного контента, позволяющее конвертировать  авторские учебные материалы в формат электронного учебника и  поддерживающее следующие функции: мгновенный поиск нужной информации;  масштабирование фотографий и иллюстраций; вращение интерактивных  трехмерных моделей; осуществление быстрого перехода к нужной главе  прикосновением к миниатюрам страниц; автоматическая смена ориентации  верстки с вертикальной на горизонтальную; наличие всплывающих толкований  слов; возможность делать заметки на полях, выделять участки текста цветом;  возможность создания резюмирующих каждую главу кратких выдержек;  создание опросников для закрепления прочитанного; возможность установления  обратной связи с преподавателем; управление образовательным контентом  мультисенсорными жестами.                                                                                   В  феврале 2012 года в США началась реализация государственной инициативы  «The Digital Textbook Collaborative», в рамках которой уже в ближайшей  перспективе предполагается обеспечение каждого американского школьника  современными цифровыми учебниками – интерактивными комплектами учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной  компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство.                  Аналогичные инициативы, связанные с использованием электронных учебников,  осуществляются и в странах Восточной Европы, в частности в Белоруссии и  Украине. Школьные проекты по внедрению электронных книг широко  разворачиваются также и в развивающихся странах мира – например, в Африке,  где преобладают сельские школы, в которых традиционно отмечается острая  нехватка учебников в системе как начального, так и среднего школьного  образования. Пилотные проекты были запущены в 2010 г. в Гане и в 2011г. в  Кении.                                                                                                                               Ряд мероприятий по апробации электронных учебников в общеобразовательных  учреждениях провело в 2011–2012 гг. Министерство образования и науки  Российской Федерации. В общей сложности, в апробации участвовали 38  школ, 3470 школьников 6–7 классов, более 500 педагогов. В апробации были  использованы различные типы современных мобильных электронных устройств:  устройства для чтения электронных книг (Pocket Book Pro 9XX, Plastic Logic  100, Ectacojet Book Color), школьные ноутбуки (Intel Class Mate PC), интернет­ планшеты (Entouragee DGe, Samsung Galaxy Tab). На вышеперечисленные  устройства были установлены электронные копии учебников для 6–7 классов из  Федерального перечня учебников.                           Независимо от типа  используемых мобильных устройств в процессе апробации обнаружились  серьёзные проблемы, связанные с особенностями верстки (структурирования и  расположения) образовательного контента на бумажных и электронныхносителях: в традиционном бумажном учебнике в качестве единого  информационного блока, доступного для целостного восприятия, выступает  разворот учебника, чему соответствует два кадра с информацией на мобильном  устройстве, доступ к которым осуществляется последовательно. Это затрудняет работу учащихся с образовательным контентом, снижает скорость выполнения  ими учебных заданий. В результате, вёрстка, используемая при создании  бумажных учебников, становится в ряде случаев неприменимой при  использовании мобильных устройств в качестве носителей соответствующего  образовательного контента. Определённые трудности возникали у школьников и  при работе на планшетных устройствах с созданными ранее электронными  образовательными ресурсами, которые были ориентированы на персональные  компьютеры и использование манипуляторов («мышь», «трекбол» и др.).  Планшетные устройства поддерживают более комфортные, интуитивно  понятные современным школьникам возможности для взаимодействия с  образовательным контентом пальцами. Отсутствие таких возможностей  вызывает негативное отношение со стороны учащихся.                       Таким  образом, результаты проведенной апробации подтвердили необходимость  целенаправленной разработки электронного образовательного контента,  учитывающего особенности его воспроизведения на современных мобильных  устройствах.

Посмотрите также