Педсовет по теме "Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий"
Оценка 4.9

Педсовет по теме "Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физика
7 кл
23.03.2017
Педсовет по теме "Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий"
На педсовете мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций. Цель педсовета: мотивация педагогического коллектива на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий, на создание и разработку условий для внедрения активных и интерактивных форм работы. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Черемхово»

Ивановского района Амурской области

 

 

 

 

Педагогический совет

по теме

 

 

«Использование интерактивных форм и методов организации учебного процесса и инновационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

руководитель МО

естественно-математического цикла,

учитель физики и математики

Маринина Светлана Геннадьевна

педагогический стаж  17 лет,

I  квалификационная категория

 

 

 

 

c. Черемхово

2017 год

1.      Вступление. Формулирование цели педагогического совета.

 

- Какие у вас впечатления по окончании очередной учебной четверти? Какими вы видите ваших учеников, каково их отношение к учебе, качество полученных ими знаний?

                                                               (Очень часто можно слышать от учителей

                                                                высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего

                                                                не   учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.)

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога основной школы характе-ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках».

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Современная наука доказала, что в традиционной форме большинство современных детей  учиться не могут. Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

Сегодня на педсовете мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций.

Цель педсовета: мотивация педагогического коллектива на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий, на создание и разработку условий для внедрения активных и интерактивных форм работы.

Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Поэтому, тема педсовета звучит так: «Использование интерактивных форм и методов организации учебного процесса и инновационных технологий»

 

 

2.      Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета.

Наша работа сегодня будет построена в виде групповой работы и индивидуальных выступлений по обсуждаемой теме.

3.      Вначале немного повторим понятия

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения

Инновационная образовательная технология - форма организации учебного процесса,   гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т.п. характера

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения

Основные

характеристики

Традиционная

модель обучения

Инновационная

модель обучения

Целевой акцент

Результат обучения

Процесс обучения

Роль
преподавателя

Ведущая

Консультативная

Формы
предъявления
знаний

В «готовом виде», по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых форм

Активные формы

Использование
знаний

 Типовые задания

 Прикладное использование знаний в реальных условиях

Преобладающая форма учебной деятельности

Фронтальная

 Коллективные и групповые формы учебной работы, индивидуальная работа

 

Инновационные технологии

Виды технологий

Формируемые компетентности учащихся

Модульная технология

Приобретение навыков коллективной работы

Нетрадиционные уроки

Умение решать проблему новыми способами

Технология кейс-метода

Умение решать проблему разными  способами

Игровые технологии

Умение взаимодействовать с окружающими, умение представить себя

Здоровьесберегающие технологии

Развитие положительных привычек

 

 

4.      Формулирование понятия интерактивного обучения.

Выделяют следующие модели обучения: пассивная, активная, интерактивная.

Задание 1 группам: Обсудите и постарайтесь сформулировать определения понятий

    активное обучение – это…            интерактивное обучение – это…    

Запишите ваше определение на отдельном листе.   (Группы работают в течение 2 минут,  сформулированное определение оставляют  у себя).

Смотрим определения:

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ -  это организация и ведение учебного процесса, направленные на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования педагогических и организационно-управленческих средств. 

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Короче можно сформулировать так: ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися.

 

Схемами представлены модели обучения. Первая группа выбирает активную модель обучения, вторая – интерактивную.

 (На выполнение задания отводится 1 минута.                                                                      После того, как задание выполнено, группам                                                                      предлагается объявить  результат. Возможны                                                                      комментарии учителей.)

5.      Основные принципы интерактивного обучения:

В основе традиционного обучения лежит монолог учителя. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного процесса, как нами уже было отмечено, строится обычно по инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Такой способ коммуникации позволяет педагогу за короткий промежуток времени передать достаточно большой объем материала, получая обратную связь в виде ответов учащихся. В. Ф. Шаталовым и его коллегами было подсчитано, что средняя продолжительность активного говорения каждого учащегося в течение шести уроков - две минуты. Всего лишь столько времени ему отводится для того, чтобы только рассказать подготовленный на протяжении нескольких часов дома, в библиотеке учебный материал.

          Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели:

                                Ученик

 

Педагог                  Ученик

 

                                Ученик

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.

        В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:

1. Принцип проблемности

Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов.

3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей учащихся.

4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.

 

Теперь поговорим об интерактивных методах обучения:

Понятие «интерактивные методы» –
с английского: «
inter» - «между»,
«
active» - действовать.

Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний

Термин «интерактивные методы» – связан с двумя группами взаимосвязанных методов:

- обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.

- обучение, построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие.

6.      Организация интерактивного обучения в учебном процессе. Определение форм и методов интерактивного обучения.

Задание 2 группам:

Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения.


- диктанты,

- творческие задания,

- работа в малых группах,

- ролевые игры,

- устный фронтальный опрос,

- деловые игры,

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- письменный опрос,

- соревнования,

- лабораторные работы,

- разминки,

- проблемное изложение,

- лекции,

- прием «Ученик в роли учителя»,

- дискуссии,

- объяснение с элементами иллюстрации,

- дебаты,

- круглый стол,

 - тестирование.


 

Выше перечислены самые распространенные формы и методы обучения, многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

 

- Как вы думаете, принцип соревнования относится к традиционному или интерактивному обучению?

 

Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Но, если он всегда оказывается хуже, если всегда первым становится кто-то другой, возможен ли в такой ситуации процесс учения?… В стратегии интерактивного обучения   взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты».

 

7.      Выступления из опыта использования интерактивных форм организации образовательной деятельности:

- мозговой штурм (основные правила),

- игры (высказывание           , эффективность в УВП             , классификация):

·         Ролевые (принципы                   )

·         Деловые (понятие                  , признаки        )

·         Имитационные     (понятие            )

             - дискуссии (понятие           , стадии                , виды               , эффективность)

 

Метод анализа конкретных ситуаций

Высказывание

Значение интерактивных форм и методов

      Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

      Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.

      Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

      Саморазвитие и развитие.

 

8.      Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения.

 

Задание 3:

Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса?

Какие риски могут ожидать нас?

                                                                       (Группы обсуждают вопросы в течение

                                                                        1-2 минут. Обмен мнениями с коллегами.)

 

 

 

 

Эффекты

Риски

1. Эффективное усвоение знаний.

1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция)

2. Снижение утомляемости.

2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.

3. Повышение учебной мотивации

3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).

4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.

4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.

 

6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться,  нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.

 

7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.

 

8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».

 

 

Место традиционных и интерактивных методов хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов.

Если следовать разработанной Б.Блумом таксономии, то  знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) – высшего порядка.

 

                                                                                        СРАВНЕНИЕ

                                                                        

                                                                         СИНТЕЗ

                                                         

                                                         АНАЛИЗ

                                      

                                          ПРИМЕНЕНИЕ

                    

                          ПОНИМАНИЕ

    

           ЗНАНИЕ

 

Способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Кроме того, методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному ученику:

      - осознание включенности в общую работу;

      - развитие личностной рефлексии;

      - становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;

      - оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.

Учебной микрогруппе:

      - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

      - формирование ценностно-ориентационного единства группы;

      - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

      - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Ученическому классу:

      - формирование класса как групповой общности;

      - повышение познавательной активности класса;

      - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс-учитель»:

      - нестандартное отношение к организации

образовательного процесса;

      - многомерное освоение учебного материала;

      - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

 

9.      Подведение итогов. Выводы.

Задание 4:

Предлагаю вновь вернуться к определению понятия интерактивного обучения, которое коллеги записали в начале педагогического совета. У участников групп есть возможность откорректировать определение и на основании изученной в течение педсовета информации сделать определение более точным и конкретным.

                                                                          (Группы корректируют определение).

Интерактивное обучение – это

От англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание.  

  Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают  перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.

Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:

«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»

и слова В.А.Сухомлинского:

«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

 

10.  Получение обратной связи.

Задание: закончите предложения:

Сегодня на педсовете я…

Мне понравилось …

Мне не понравилось…

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Вступление. Формулирование цели педагогического совета

Вступление. Формулирование цели педагогического совета

Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета

Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета

Формулирование понятия интерактивного обучения

Формулирование понятия интерактивного обучения

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности»

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности»

Ученик в роли учителя», - дискуссии, - объяснение с элементами иллюстрации, - дебаты, - круглый стол, - тестирование

Ученик в роли учителя», - дискуссии, - объяснение с элементами иллюстрации, - дебаты, - круглый стол, - тестирование

Эффекты Риски 1

Эффекты Риски 1

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017