ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЮБИМСКИЙ АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии протокол № __ от «___»__________2018 г. Председатель: __________ Т.М.Смирнова |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ___________ И.В. Самойлова «____»______________2018 г.
|
Лабораторные и ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЛИТЕРАТУРА
Профессия:
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Код и уровень квалификации по профессия м ОК О16 94
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин код 16199 – 3-4 разряд
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения - 2 года 10 мес.
Исходный уровень образования - основное общее образование
г. Любим
2018
Пояснительная записка
Лабораторные и практические работы на уроках литературы – это учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться побуждение школьников к изучению литературы как предмета, имеющего свои правила и законы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественных произведений на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Практическая же работа предусматривает самостоятельную работу учащегося, так как является способом проверки усвоений знаний.
Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и лабораторная и практическая работы ведут учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 учащихся класса, то лабораторная и практическая работы – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.
Именно педагог задает формы и условия литературной учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и дома. Каждая лабораторная и практическая работа дает направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы.
Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной и практической работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На экзамене же по литературе происходит «разворачивание» материала, который получен в ходе лабораторной и практической работы, и преобразование его в объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные и практические работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.
Предложенная система лабораторных и практических работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы.
Разработчик: преподаватель Смирнова К. В.
II. Методика проведения практической работы.
Практическая работа проводится в индивидуальной форме. Учитель во время работы
направляет и координирует деятельность учащихся. Работа состоит из трёх частей:
а) работа по содержанию художественного текста (систематизация цитатного материала);
б) создания творческой работы; в) выполнение иллюстрации, рисунка цветными
карандашами или акварельными красками. Работа выполняется на стандартном листе
А4.
III. Структура урока-практикума по литературе.
1. Сообщение темы практической работы, постановка учебной цели.
2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы практической работы
(создание проблемной ситуации через систему вопросов, постановка
исследовательских задач, сообщение учителем дополнительного материала по
теме).
3. Практическая работа (работа по художественному тексту, систематизация
материала по поставленным проблемам).
4. Творческая работа:
а) создание иллюстрации, картины к задания;
б) написание сочинения или развёрнутого ответа по теме практической работы.
Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной и
практической работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и
сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий,
цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по
принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание»
информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На
экзамене же по литературе происходит «разворачивание» материала, который
получен в ходе лабораторной и практической работы, и преобразование его в
объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные и практические работы
можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при
рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка
художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения
жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в
активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.
Предложенная система лабораторных и практических работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы.
А.И.КУПРИН «Гранатовый браслет»
Практическая работа
Любовь Желткова. Какая она?
Задание.
Прочитайте высказывания критиков о любви Желткова. Объясните, проанализировав предложенные отрывки из текста, в чем проявляется возвышенность любви, а в чем – ущербность; выскажите свое мнение.
Утверждения
|
||
Ю.Григорков утверждал: «Мечтая вместе со своими героями о великой и святой любви, Куприн стремится доказать нам, что «сильна как смерть любовь» и что «ничтожны и презрительны все усилия окутать её цепями условности» |
Я считаю, что… |
В.Афанасьев утверждал: «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных произведений А.И.Куприна, и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе её центрального героя – Желткова, и на самом его чувстве к Вере Шеиной». |
Доказательства
|
||
Проанализируйте:
|
|
Проанализируйте:
|
Практическая работа
Понимание любви в произведениях И.Бунина и А.Куприна
Бунин и Куприн – это два художественных мира, две философии любви.
Задание.
Подтвердите предложенные положения примерами из произведений И.Бунина и А.Куприна.
И.Бунин |
А.Куприн |
К произведениям Бунина о любви мы можем применить бытовую характеристику «трагедия» (бунинская любовь, направленная внутрь себя, калечит и сокрушает; герои Бунина доходят в своем пути к счастью до несчастья) |
Характеризуя произведения Куприна, можно сказать, что это «драма» (купринский герой ищет и даже находит счастье в несчастьи, а если и любит, то терпит поражение) |
Любовь в бунинских рассказах лишена ущемляющего личность платонизма и в этом смысле выглядит более здоровой, более естественной |
У Куприна духовное и плотское начала в изображении любви, как правило, разорваны, несовместимы. Для героев характерна недооценка себя, судорожное желание замкнуться, оградиться от жестокого мира |
Бунин, можно сказать, беспощаден к своим героям |
В самых жестоких ситуациях Куприн не забывает сохранить надежду |
Требования любви у бунинского героя не просто предполагают взаимность, - они категоричны, абсолютны: «все или ничего» |
Любовь – это мечта; влюбившись, герой наслаждается своим бескорыстным чувством |
М.ГОРЬКИЙ. «Старуха Изергиль»
Лабораторная работа
Роль пейзажа в романтическом произведении
В пейзажных картинах романтических произведений часто повторяются слова «странный», «фантастический», что дает возможность представить «другой», «нездешний» романтический мир.
Задание.
Проанализируйте предложенные отрывки из рассказа «Старуха Изергиль»; используя материал текста, докажите данные положения; сделайте вывод об особенностях создания пейзажа в отдельных эпизодах, а также в романтическом произведении; проследите, какими художественно-выразительными средствами пользуется автор для создания образа природы.
1. Докажите, что пейзаж имеет свое место в композиционной структуре рассказа. |
Центральный отрезок (повествование о жизни старухи) находится в двойном обрамлении – легенд о Ларе и Данко и пейзажных фрагментов |
2. Прочитайте вступительную часть рассказа. Докажите, что пейзаж передает особое настроение рассказчика; использование различных словесных средств позволяет выразить свое чувство и передать его читателю |
а) изобразительные эпитеты: печальные вздохи; тени кружевные; сухой голоси т.д. |
б) экспрессивные эпитеты (не просто определяющие то ил иное качество, а передающие качество в максимальной степени, во всей его полноте): усы у молодых цыган – пышные, черные; кудри густые |
|
в) субъективные (эмоциональные) эпитеты (выражают, скорее, не объективные признаки предмета, а авторское их восприятие): острый запах моря; жирные испарения земли; золотые крапинки звезд; кроваво-красный диск луны и т.д. |
|
г) метафора: ветер прыгал; ночь и фантазия одевали их все прекраснее; обрывки туч бродили по небу; тени облаков поплыли и т.д. |
|
д) сравнение: иногда он (ветер) точно прыгал через что-то невидимое; развевал волосы женщин в фантастические гривы; обрывки туч – резкие, как обломки скал; я и старуха покрылись ими (тенями), как сетью и т.д. |
|
Вывод: романтический колорит ощущается с первых строк, но сначала писатель более сдержанно пользуется «романтическими средствами», а далее повествование все более и более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через личное восприятие |
|
3. Прочитайте описание внешнего облика старухи. Докажите, что существует тесная связь между пейзажем и внешним обликом старухи |
а) эпитеты: черные глаза старухи; сухие, потрескавшиеся губы; кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами; хрустящий голос и т.д. |
б) сравнения: голос хрустел, точно старуха разговаривала костями; я, как солнечный луч, живая былая и вот должна была сидеть, точно камень; сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы и т.д. |
|
Вывод: благодаря выразительным эпитетам и сравнениям, мы представляем себе сказочный, фантастический облик старухи, который органически вписывается в изображенную картину природы. |
|
4. Прочитайте легенду о Данко. Докажите, что образ природы создан писателем как образ живого существа, имеющего свой характер и свое отношение к людям |
Олицетворение: там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями; ветер бил по вершинам деревьям и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям; и деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей, и т.д. |
Вывод: всё описание вызывает ассоциацию с живыми существами, враждебными человеку. Лес, тьма, болото – это не механические препятствия на пути людей, а олицетворение сил зла, которые стремятся превратить человека в зверя |
|
5. Прочитайте последнюю картину. Докажите, что все элементы данной пейзажной зарисовки имеют символический смысл |
Тьма разлетелась от света; освещая им (сердцем) путь; окунулись в море солнечного света; а тут сияло солнце; золотом сверкала река |
Вывод: многократное повторение слова «свет» и производных от него вызывает не только зрительные ощущения, но и более глубокие смысловые ассоциации: солнце, море, свет - привычные символы свободы, человеческого счастья, торжества высоких человеческих идеалов |
А.БЛОК. «Двенадцать»
Лабораторная работа
Стилистические приемы создания народного характера поэмы
Задание.
Выполните домашнюю практическую работу, заполнив данную таблицу примерами из текста, сделайте вывод.
Стилистические приемы |
Примеры из текста |
1. Наличие просторечных слов и выражений |
Ходок, гляди в оба, загонят в гроб и т.д. |
2. Наличие грубых «площадных» словечек |
Сукин сын, блудила, толстозадая и др. |
3. Наличие неологизмов |
Товарищ, буржуй, большевик, плакат и др. |
4. Наличие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
Снежок, ледок, фонарик, толстоморденькая и др. |
5.Наличие неправильных (искаженных) слов и выражений |
Чтой-то, елекстрический, сзаду, потяжель, етажи и др. |
Наличие песенных и частушечных мотивов |
(Части 3, 8) |
Вывод.
Действие поэмы развертывается на улицах революционного Петрограда. Читатель погружается в гущу подлинной, невыдуманной народной жизни, для создания которой Блок обращается к художественным формам народного эпоса. Поэт творит подлинно народную поэзию.
Практическая работа
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского
Задание.
На конкретном материале проследите ту внутреннюю творческую логику, которая диктовала В.Маяковскому создание новой поэтической системе во имя нового содержания. Определите, с какой целью используются данные средства. Подтвердите приведенные положения примерами из стихотворений В.Маяковского.
Средства |
Цели использования |
Примеры |
1. Использование резких, жестких слов, площадных ругательств, вульгаризмов |
Лирический герой – прежде всего человек, предельно возмущенный окружающим миром, он может говорить о нем, лишь возмущаясь и негодуя |
|
2.Обращение к различным формам слова: а) использование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами; б) использование необычных существительных; в) использование различных метафористических глаголов; г) использование необычных сравнительных форм; д) использование неологизмов |
Это придает слову особенно напряженный, выразительный характер |
|
3. Предельная самостоятельность каждого слова |
Благодаря этому речь насыщена паузами, и в свою очередь эмоционально окрашенными |
|
4. Использование излюбленных тропов: а) метафора б) гипербола в) оксюморон (сочетание противоположных по значению слов в одном художественном образе, например: горячий снег) |
Создает резко эмоциональную и оценочную систему речи |
|
М.А.БУЛГАКОВ. «Собачье сердце»
Лабораторная работа
Эксперименты профессора Преображенского
Задание.
Проследите, какие формы приобретает медико-биологический эксперимент профессора Преображенского, в чем суть каждой формы этого эксперимента.
Форма эксперимента |
Его суть |
Эксперимент медико-биологический |
Посадив в чисто научных целях собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга, Преображенский, к изумлению своему, получает из собаки человека. (Примеры из текста) |
Эксперимент нравственно-психологический |
Повадки у полученного существа остаются. Однако, собачьими, и профессору волей-неволей приходится приниматься за его воспитание. (Примеры из текста) |
Эксперимент социальный |
Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают стойкое сопротивление. Объясняет это сам профессор тем, что человечьи органы достались гражданину Шарикову от уголовника. Огромное влияние на формирование взглядов Шарикова оказывает также председатель домового комитета Швондер. парализуя профессорские усилия. (примеры из текста) |
Вывод.
Во взглядах Филиппа Филипповича немало общего со взглядами самого Булгакова. Он также скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, и порождает «галлюцинации», мешающие каждому человеку заниматься своим делом. Новый строй стремиться из старого «человеческого материала» сотворить нового человека, и этот процесс без всяких медико-биологических экспериментов давно совершается в самой действительности. В то время как медицинский эксперимент дал положительные результаты, другие – без сомнения, отрицательные.
Лабораторная работа
Разнообразие проблематики рассказов М.Зощенко
Михаил Зощенко вступил в литературу в первые послереволюционные годы. События революции потрясли не только государственное устройство, не только политические устои, но весь порядок жизни людей, которые пытались найти себя в этом новом мире.
Задание.
Прочитайте рекомендованные рассказы, проследите пути героев, представьте себе заботы и проблемы, волновавшие писателя и персонажей.
Найдите в материалах периодической печати доказательства того, что все рассматриваемые М.Зощенко проблемы актуальны и сегодня.
Рассказы |
Проблемы |
Доказательства существования указанной проблемы в наше время |
1. «Аристократка» |
После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились |
|
2. «Баня» |
Автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку |
|
3. «Беспокойный старичок » |
Автор рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство |
|
4. «История болезни» |
Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания |
|
5. «Слабая тара» |
Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система |
|
6. «Качество продукции» |
Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию» |
|
Вывод.
Рассказы М.Зощенко – подлинная энциклопедия обывательщины, справочник по заболеваниям чувств. В душах зощенковских героев идет война с невоспитанностью, разнузданностью чувств и жестоким эгоизмом, глухотой, замкнутостью лишь на своих интересах, с «государственными» заботами, обрушившимися на людей с оглушительной силой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.