ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ МЫШЛЕНИЮ И ЭЛЕМЕНТАМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИМИ В РАЗВИТИИ.
Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-образному мышлению, то речь идет о возможности восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими образами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в процессе разных видов деятельности. Представление о предметах, свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызвано словом или показом соответствующего изображения и в свою очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по описанию, отгадывание загадок и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с оперированием образами – их перестановкой, соединением частей мысленным путем. Такая возможность формируется у нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства. Даже решая логические задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, оперируют ими. ». В этом возрасте у детей появляется более обобщенное восприятие, опирающееся не только на отдельные свойства предметов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у детей возникает возможность наглядно-пространственного моделирования предметов и ситуаций, которая находит свое выражение в деятельности детей: в рисунках они своеобразно отражают окружающую действительность. В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, составлению сериации, упорядочиванию, основанном на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку, свойству. Это свойство постепенно идет по убывающей или по возрастающей линии. Например, на этом принципе основан звуковысотный ряд, по этому же принципу можно выстроить ряд из матрешек и др. Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному мышлению – процесс длительный. С этой целью в дошкольных учреждениях предусмотрены различные занятия. А для умственно отсталых детей без каждодневной, целенаправленной коррекционной работы такой переход может и не произойти. В результате чего они не понимают прочитанный Текст, совершенно не умеют пользоваться схемами, планом, а это в дальнейшем отрицательно сказывается на их трудовой и профессиональной подготовке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.