Перелётные птицы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме "Перелётные птицы". Оно содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о перелётных птицах; развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. Представлены артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика по лексической теме "Перелётные птицы".
Иконка файла материала перелетные птицы.docx
Тема: Перелетные птицы. ­ Ребята, какое сейчас время года? ­ Ребята, назовите весенние месяцы. ­ Какие признаки весны вы можете назвать? (Солнышко ярко светит и начинает пригревать.   Тает   снег,   бегут   ручьи,   появляются   проталинки.   На   крышах появились   сосульки.   Дни   становятся   длиннее,   а   ночи   –   короче.   Весело зачирикали   воробьи,   скоро   прилетят   первые   перелётные   птицы.   Люди   сняли тёплую зимнюю одежду.) ­ Сегодня я хочу с вами поговорить о перелетных птицах. ­ Почему они так называются? ­ Каких перелетных птиц вы знаете? (утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец) ­   Ребята,   посмотрите   на   этих птиц.  Что   есть   общего   у   всех птиц?   Давайте назовем части тела птиц. (голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья) ­ Чем покрыто тело птиц? ­ Ребята, у каждой птицы, разное оперение. у скворца – темное, с зеленоватым отливом. кукушка – серая, с полосатым брюшком. у ласточка – брюшко белое, спинка черная, грудка красная. у лебедя – белое оперение. а у грача – черное оперение. Игра «Улетает ­ не улетает». (Взрослый называет птицу, а дети отвечают:  улетает она на зиму или нет.)  .  Максимально широко открывать рот (кончик языка  Артикуляционная гимнастика Голодные птенчики   упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам­ам­ам­ам­ам». Сонная птичка   сзади.  Птичка проснулась и вертит головой. Повороты головы влево­вправо. Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. Клювы разных птиц   плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Птенчики ждут пищу   «шести». Очень вкусная пища    !   Облизать губы  . Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи   .  Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы   . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до  Игра «Скажи наоборот». Журавль большой, а соловей…маленький. Лебедь белый, а грач…. черный.У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое. Игра «Назови одним словом». ­ У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? ­ Давайте соединим слова длинный и хвост. Что получилось?  ДЛИННОХВОСТАЯ. ­ У ласточки длинные крылья. Соединяем слова длинное и крыло, что  получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ. ­ Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка?  БЫСТРОКРЫЛАЯ. ­ У соловья звонкий голос. Соединяем слова звонкий и голос. Что получается?  Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ. Речевая подвижная игра «Птички». Дети сопровождают речь  движениями. Птички летели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. Игра «Ответь на вопросы».  Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.) Сколько у кукушки крыльев? Сколько у грача хвостов? Сколько у журавля голов? Сколько у цапли клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз? Игра «Чего не хватает?».  Педагог  закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает  детей: «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы,  туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).  Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка». Шла кукушка мимо рынка, («идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) У нее была корзинка, (ладони соединить «ковшом» ­ «корзинка».) А   корзинка   на   пол   –   бух!  (ударить   сомкнутыми   ладонями   по   столу (коленям), разъединить руки.) Полетело   десять   (девять,   восемь…одна)   мух.  (Развести   руки   в   стороны, шевеля   пальцами,   ­   «летящие   мухи».   Количество   разогнутых   пальцев должно соответствовать тексту.)Игра «Какой птички не стало?».  На доске ­ четыре­пять картинок с изображением перелетных птиц. Педагог  незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не  стало?» Игра «Назови ласково». птенец ­ птенчик перо ­ перышко голова ­ головка, головушка соловей ­ соловушка шея ­ шейка жаворонок ­ жаворонушек  крыло ­ крылышко скворец ­ скворушка утка ­ уточка лебедь ­ лебедушка гнездо ­ гнездышко журавль ­ журавушка, журка, трясогузка ­ трясогузонька аист ­ аистенок цапля ­ цапельк Игра «Посчитай слоги». грач, цапля, ласточка, пух, крыло и т. д Физкультминутка. Руки подняли и покачали ­ это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули ­ ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем ­ это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем ­ крылья сложим назад. Игра "Что может делать птица?" (найти как можно больше слов к ответу на  вопрос) Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать,  ловить, клевать, откладывать Упражнение «Исправь ошибку».  У цапли впереди хвост. У грача сзади клюв. У ласточки вверху лапы. У кукушки внизу крылья. У утки сбоку хвост. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Составь птицу». Практическое усвоение детьми названий частей тела птицы. Игра проводится с разрезными картинкам. Дети составляют птицу и называют части её тела.Итог:  Ребята,  о ком мы с  вами сегодня говорили?  Что вам  понравилось  на нашем занятии? Что нового вы сегодня узнали? Ребята, вы молодцы!

Посмотрите также