Занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме "Перелётные птицы". Оно содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о перелётных птицах; развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. Представлены артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика по лексической теме "Перелётные птицы".
Тема: Перелетные птицы.
Ребята, какое сейчас время года?
Ребята, назовите весенние месяцы.
Какие признаки весны вы можете назвать? (Солнышко ярко светит и начинает
пригревать. Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки. На крышах
появились сосульки. Дни становятся длиннее, а ночи – короче. Весело
зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы. Люди сняли
тёплую зимнюю одежду.)
Сегодня я хочу с вами поговорить о перелетных птицах.
Почему они так называются?
Каких перелетных птиц вы знаете? (утка, журавль, скворец, соловей, ласточка,
лебедь, кукушка, грач, скворец)
Ребята, посмотрите на этих птиц. Что есть общего у всех птиц? Давайте
назовем части тела птиц. (голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост,
крылья)
Чем покрыто тело птиц?
Ребята, у каждой птицы, разное оперение.
у скворца – темное, с зеленоватым отливом.
кукушка – серая, с полосатым брюшком.
у ласточка – брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
у лебедя – белое оперение.
а у грача – черное оперение.
Игра «Улетает не улетает». (Взрослый называет птицу, а дети отвечают:
улетает она на зиму или нет.)
. Максимально широко открывать рот (кончик языка
Артикуляционная гимнастика
Голодные птенчики
упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Амамамамам».
Сонная птичка
сзади.
Птичка проснулась и вертит головой. Повороты головы влевовправо.
Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны.
Клювы разных птиц
плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Птенчики ждут пищу
«шести».
Очень вкусная пища
! Облизать губы
. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи
. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы
. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до
Игра «Скажи наоборот».
Журавль большой, а соловей…маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.
Игра «Назови одним словом».
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
Давайте соединим слова длинный и хвост. Что получилось?
ДЛИННОХВОСТАЯ.
У ласточки длинные крылья. Соединяем слова длинное и крыло, что
получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка?
БЫСТРОКРЫЛАЯ.
У соловья звонкий голос. Соединяем слова звонкий и голос. Что получается?
Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Речевая подвижная игра «Птички». Дети сопровождают речь движениями.
Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Игра «Ответь на вопросы».
Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)
Сколько у кукушки крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у журавля голов?
Сколько у цапли клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?
Игра «Чего не хватает?».
Педагог закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает
детей: «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы,
туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).
Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка».
Шла кукушка мимо рынка, («идти» по столу на выпрямленных указательном
и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
У нее была корзинка, (ладони соединить «ковшом» «корзинка».)
А корзинка на пол – бух! (ударить сомкнутыми ладонями по столу
(коленям), разъединить руки.)
Полетело десять (девять, восемь…одна) мух. (Развести руки в стороны,
шевеля пальцами, «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев
должно соответствовать тексту.)Игра «Какой птички не стало?».
На доске четырепять картинок с изображением перелетных птиц. Педагог
незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не
стало?»
Игра «Назови ласково».
птенец птенчик
перо перышко
голова головка, головушка
соловей соловушка
шея шейка
жаворонок жаворонушек
крыло крылышко
скворец скворушка
утка уточка
лебедь лебедушка
гнездо гнездышко
журавль журавушка, журка,
трясогузка трясогузонька
аист аистенок
цапля цапельк
Игра «Посчитай слоги».
грач, цапля, ласточка, пух, крыло и т. д
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем крылья сложим назад.
Игра "Что может делать птица?" (найти как можно больше слов к ответу на
вопрос)
Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать,
ловить, клевать, откладывать
Упражнение «Исправь ошибку».
У цапли впереди хвост.
У грача сзади клюв.
У ласточки вверху лапы.
У кукушки внизу крылья.
У утки сбоку хвост.
Развитие мелкой моторики. Упражнение «Составь птицу».
Практическое усвоение детьми названий частей тела птицы. Игра проводится с
разрезными картинкам. Дети составляют птицу и называют части её тела.Итог: Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось на
нашем занятии? Что нового вы сегодня узнали? Ребята, вы молодцы!