Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения
Оценка 4.7

Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения

Оценка 4.7
docx
27.11.2020
Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения
Пересказ как средство развития речи.docx

Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения

 

Мурашкина Е.В. учитель начальных классов

МКОУ Садовская СОШ №1

 

 

Развитие речи учащихся через пересказы – одна из главных задач учебного предмета «Литературное чтение». Эти задачи решаются на каждом уроке, пересказу текстов учащиеся обучаются в течение всего времени пребывания в начальной школе.

Известно, что подготовительным этапом к пересказыванию является чтение текста. Следовательно, по тому, как учащийся читает текст, уже можно судить о задаче, которую он в нём намерен решить.

Чтение, как правило, протекает неравномерно: одни части текста учащийся читает бегло, другие, наоборот, более медленно. Отдельные фразы, слова он читает повторно, иногда по несколько раз, а некоторые слова и фразы он при чтении произносит вслух.

Читая текст, ребёнок, по существу, ставит перед собой и решает только одну задачу: возможно полнее и точнее запомнить его содержание.

Особенности и качества пересказов, выполняемых на уроках чтения, находятся в самой прямой зависимости от речевых способностей, которыми облают дети, от их речевого развития. Как уже я отмечала, учащиеся начальных классов владеют речью ещё в недостаточной мере. Запас их слов ограничен, особенно это относится к активной речи, к тому, что они в действительности пользуются. В речи детей совершенно недостаточно синонимов и, следовательно, ограничены возможности в замене одних слов другими. Ещё большие затруднения вызывает задача заменить одни речевые обороты другими. Дети испытывают затруднения в подборе нужных слов, в построении фразы.

Необходимо помнить, что любой пересказ или рассказ на уроке чтения должен быть, прежде всего, средством общения. Задача, которая встаёт в связи с этим заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учётом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитывать у детей критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней. Прежде всего, в пересказе должны звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен.

Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений), развивает логическое и образное мышление. Для пересказа нужно определить цель пересказа, составить план пересказа. Для обучения пересказу выстраивается определенная система упражнений с текстом.

Самая простая форма - вопросы к каждой части. Заголовки в форме двусоставных предложений, далее- можно использовать для заголовка фразы из текста. Нельзя в работе над планом смешивать два учебных действия:

- деление текста на части и выделение в них главного;

- формулирование заголовка каждой части.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сложный; выборочный с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

1.       Подробный пересказ - самый распространенный вид пересказа. Помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, учит детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объему текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом можно предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Нужно исключить механическое запоминание текста.

2.       Близкий к тексту пересказ используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Дети должны включать в речь слова и обороты из текста, употреблять синтаксические конструкции, имеющие место в произведении.

3.       Выборочный пересказ проводится при повторном чтении по частям, иногда в соединении с составлением плана.

4.       Краткий пересказ – это передача содержания текста в более обобщенной форме.

Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В 1 классе такой пересказ можно получить, передавая содержание каждой картинки одним - двумя предложениями.

Во втором - третьем классе обучение сжатому пересказу проводится так:

·            определяется главная мысль рассказа;

·            составляется его план;

·            обсуждается, что важно сказать по каждому пункту плана;

·            определяется содержание каждого пункта двумя - тремя предложениями.

5.       Творческий пересказ - получается в результате переработки или дополнения текста.

План и начало творческих пересказов следует редактировать коллективно, чтобы дети усвоили эту интересную работу.

Нужно добавить, что могло предшествовать той ситуации или как могли разворачиваться события дальше, рассказ от имени героя произведения.

Приемы и формы работы над творческим пересказом

Эффективный приём, повышающий эмоциональный уровень пересказа - иллюстрирование текста.

Иллюстрации делают содержание рассказа более наглядным. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием направлен на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения).

Кроме того, развивается речь ребенка, его логическое мышление. Этот прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах детей картины.

Таким образом, пересказ является средством развития подготовленной и спонтанной устной речи учащихся, способствует плодотворной и интересной работе над произведением, а также в процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память, расширяется кругозор, развивается способность к сопереживанию.


 

Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения

Пересказ как средство развития подготовленной и спонтанной устной речи на уроках литературного чтения

Самая простая форма - вопросы к каждой части

Самая простая форма - вопросы к каждой части

Иллюстрации делают содержание рассказа более наглядным

Иллюстрации делают содержание рассказа более наглядным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020