Перевернутый урок
(перевернутый класс – FlippedClass, перевернутое обучение) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы включает в себя изучение нового материала, которое может быть реализовано через просмотр видеолекций, чтение учебных текстов (в бумажном или электронном учебнике), рассмотрение поясняющих рисунков, прохождение тестов на начальное усвоение темы.
Модель «Перевернутый урок» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий.
В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к определенным цифровым образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома.
На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При такой организации учебного процесса не требуется выделение нескольких зон в классе или дополнительных помещений. При работе в режиме «перевернутого урока» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.). Обязательным условием использования данной модели является наличие у учеников домашнего ПК или любого другого устройства с выходом в сеть Интернет.
При обучении по традиционной схеме «объяснение – отработка– контроль» учитель затрачивает значительную долю учебного времени на уроке на предъявление нового материала. При этом объем материала и темп объяснения ориентированы на учащихся среднего уровня. В итоге учащиеся, работающие в более быстром темпе, начинают скучать и в итоге утрачивают интерес к предмету, а с другой стороны, те, кто испытывает трудности, рискуют полностью выпасть из учебного процесса. Закрепление материала и отработка полученных навыков при этом чаще всего происходит дома, где у учащихся не всегда есть возможность получить помощь в случае возникновения затруднений. В итоге происходит накопление ошибок, пробелов в знаниях, что приводит к чувству собственной неуспешности и окончательной утрате мотивации к обучению.
При использовании модели «Перевернутый урок» экономится время, обычно затрачиваемое на устную трансляцию учебного материала. Это время может быть использовано для отработки полученных знаний, акцентирования внимания на наиболее сложных и значимых фрагментах содержания, выполнения исследовательских и творческих заданий, организации групповой работы.
Работа в классе посвящается разбору сложной теоретической части материала и обсуждению вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25–30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Основное преимущество перевернутого урока заключается в такой организации учебной работы, при которой:
● поддерживается развитие качеств и умений 21 века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность ре-шать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ и т. д.;
● обеспечивается возможность для поддержки развития каж-дого учащегося, формирования у него таких качеств лично-сти, которые позволят впоследствии результативно учиться на протяжении всей жизни.
Роль учителя на перевернутом уроке
В процессе перевернутого обучения роль учителя ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать – словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.
Самая большая проблема – неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.
Кроме того, не все могут отказаться от поурочного планирования занятий в пользу курса с индивидуальным сопровождением учеников. Это требует формирования абсолютно нового мышления
Казалось бы, для нашего века технологий модель перевёрнутого урока оптимальна. Даёшь детям в качестве домашнего задания видео, которых в Интернете целая тьма – только выбери. А после уже на уроке, когда потребность в пересказе пройденного материа-ла отпадает сама собой, вы занимаетесь решением конкретных за дач, пытаясь применить полученные дома знания на практике. Но почему-то я до сих пор не знаю ни одной школы, которая в разра-ботке своих программ следовала бы только этой методе. Хотя, по-вторюсь, доступ к необходимым для этого инструментам открыт для всех и каждого. В чём же дело?
Первое. Больше половины учителей в современной школе принадлежат к старшей возрастной категории. Кто-то может связать этот факт с компьютерной малограмотностью школьных учителей, но я скорее не соглашусь с этим и скажу о другом. Напротив, преимущества Интернета уже давно дошли до своего адресата. Только это не решило основной проблемы: многие учителя не готовы полностью выносить изучение материала за пределы урока, поэтому даже если они используют найденные материалы, то делают это прямо на уроке, запуская видео вместо собственной лекции.
Второе. Немногие школьники готовы подолгу разбираться с домашним заданием. На моей памяти не было ни одного урока, что-бы к нему подготовились без исключения все, но тут ситуация осложняется, ведь просто посмотреть видео недостаточно. Порой его нужно пересмотреть, и не один раз, чтобы полностью овладеть материалом. А для этого нужно быть человеком осознанным, и это уже в малом возрасте. Воспитывает ли наша школа подобную «характеристику» – отдельный вопрос, и мы сейчас не о нем.
Речь о том, что выполнение самого действия, домашнего просмотра тематического видео, часто подменяет саму задачу – разобраться с темой благодаря видеоуроку. В результате на уроках заново приходится обсуждать все те же сюжеты. То есть даже в случае применения модели «перевёрнутого урока» эффективность ра-боты не сильно меняется и материал всё так же считается «прой-денным».
Конечно, всё очень зависит от самой школы, ее политики, педагогов и детей. ФГОСы не слишком строго регламентируют процесс обучения, поэтому вся ответственность за этот процесс ложится именно на их плечи. Тем не менее мне кажется интересным факт, что ни одна из школ, не может похвастаться тем, что полностью перешла на эту модель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.