Перезагрузка. Шаг в будущее.

  • Документация
  • doc
  • 09.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный проект является новым в методической работе.
Иконка файла материала Шаг в будущее (1).doc

Шаг в будущее. Перезагрузка.

   Развитие функциональной грамотности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС через освоение новых педагогических технологий, приемов и методов обучения на основе передачи опыта, самообразования, курсовой подготовки как условие, обеспечивающее достижение нового качества образования

Цель: Созданий условий для позитивной динамики развития школы как открытой конкурентоспособной вариативной образовательной системы, ориентированной на достижение современного качества и инновационного характера образования при сохранении преемственности и развитии традиций.

Задачи:

1. Дальнейшее развитие кадрового потенциала через:

− активизацию работы по развитию творческого и инновационного потенциала педагогического состава за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;

− создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары и курсовую подготовку;

− продолжение работы по обобщению и транслированию передового педагогического опыта творческих учителей через организацию и проведение единых методических дней, педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов;

− обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

2. Совершенствование системы методической работы по повышению профессионального уровня педагогов в области формирования функциональной грамотности через:

− выявление профессиональных дефицитов у педагогов в области формирования и оценки ФГ обучающихся;

− организацию системы непрерывного повышения квалификации педагогов в области формирования и оценки ФГ;

− организацию посткурсового сопровождения на уровне школы;

− создание творческих групп педагогов по формированию и оценке ФГ;

− разработку дидактического и диагностического инструментария;

− формирование мотивации на внедрение новых приемов оценивания метапредметных результатов.

 Гипотеза: создание условий для повышения компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности школьников (внедрение инновационных методов, приёмов, практики, видов деятельности, заданий, нацеленных на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс, разработка методической системы) будет способствовать реализации требований ФГОС НОО, ООО, СОО:

·        росту профессиональной компетентности педагогов;

·        формированию и развитию метапредметных образовательных результатов, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее-синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи;

·        повышению качества образования,

·        участию школьников в социально значимой деятельности, формированию различных социальных компетентностей, личностных качеств, профессиональных интересов и т д.

Объект инновационной деятельности: процесс создания системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся.

Предмет инновационной деятельности: инновационные методы, приёмы, практики, виды деятельности, задания, нацеленные на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс.

Новизна: создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся (внедрение инновационных методов, приёмов, практики, видов деятельности, заданий, нацеленных на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс 1-11 классов в урочную и внеурочную деятельность),  будет способствовать решению широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений всеми учениками школы, позволит обеспечить развития функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Практическая значимость реализации Проекта:

·        повышение профессиональной компетентности педагогов;

·        формирование МГ, ЕНГ, ФИНГ, ЧГ, КМ, ГК обучающихся в урочной и вне урочной деятельности в начальной, основной и средней школы;

·        формирование и развитие УУД по ФГОС  третьего поколения;

·        освоение и применение обучающимися приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах;

·        подготовка выпускников средней школы к успешности в жизни,        к современному портрету выпускника 21 века.


На уровне педагогов ООО

Ø  Разработать и реализовать программу профессионального развития в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся (в рамках своего предмета, сферы деятельности и участия в работе профессиональной пары и т.д.)

Ø  Отобрать и адаптировать наиболее эффективные педагогические технологии и приёмы работы, позволяющие формировать ФГ.

Ø  Внедрить в образовательную практику новую систему педагогических технологий, способов, приемов, учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся

 

                            

 

         Планируется изменить  в методической работе  проведение предметных недель взяв за основу  функциональные грамотности, как единую модель проведения, то есть  каждое ШМО будет проводить мероприятия по функциональной грамотности  в рамках предмета.

№ п/п

ФГ

 

Срок проведения

1

Читательская грамотность

Аз, буки, веди

октябрь

2

Естественно научная грамотность

Геокруиз

ноябрь

3

Математическая грамотность

Галерея великих

декабрь

4

Финансовая грамотность

Сам себе финансист

январь

5

Креативное мышление

Радуга талантов

февраль

6

Глобальные компетенции

Удивительное рядом

март

 

   Итогом данного проекта будет  увеличение участия обучающихся  в научно-практических конференциях, используя за основу STREAM-метод.  В  образовании основан на междпредметном подходе и организации совместной деятельности педагогов и школьников.

Что такое STREAM:

  • S – science (естественные науки);
  • T – technology (технология);
  • Reading+WRiting Engineering (чтение + письмо);
  • A – art (искусство);
  • M – mathematics (математика).

 

   Метапредметный характер мероприятий в рамках предметной недели позволяет выстроить связи предметов и выявить практическую значимость научных знаний.  

  Например, весь мир 9 октября отмечает Международный день письма. Предложите детям как основу предметной недели артефакт – письмо. Рассмотрите его с точки зрения предметных областей.

  • Математика – решение задач на тему экономической составляющей и рентабельности почтовых отправлений;
  • Русский язык – правила написания и оформления письменных обращений;
  • Литература – изучение и анализ писем известных литераторов;
  • Изобразительное искусство – письмо в живописи, картины с изображением писем;
  • Биология – использование голубиной почты;
  • Технология  – изготовление почтовых конвертов и открыток;
  • Физика – изготовление музыкальных открыток использованием электрических цепей и батарейки;
  • История – различные формы писем (береста, пергамент, бумага);
  • Информатика – онлайн письма.

 

В управленческом аспекте будет проведена модернизация  методической работы школы:

1)      Предметные недели будут проходить в новой форме согласно новым стандартам и развитию компетенций педагога;

2)      Будет создан единый стандарт технологических карт в программе exel  для упрощения документооборота;

3)      Создана единая программа для посещения уроков и написания анализа, чтобы видеть единую модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС – 2021

Метапредметные результаты

Умения

Компонент функциональной грамотности

 

Познавательные УУД

 

 

Базовые

-выявлять и характеризовать существенные признаки

Математическая

логические

объектов (явлений);

грамотность

действия

-устанавливать             существенный             признак

Естественно

 

классификации,     основания     для     обобщения     и

научная

 

сравнения, критерии проводимого анализа;

грамотность

 

-с       учетом      предложенной      задачи      выявлять

Финансовая

 

закономерности и противоречия в рассматриваемых

грамотность

 

фактах, данных и наблюдениях;

 

 

-предлагать           критерии          для          выявления

 

 

закономерностей и противоречий;

 

 

-выявлять       дефициты       информации,       данных,

 

 

необходимых для решения поставленной задачи; -

 

 

выявлять      причинно-следственные      связи      при

 

 

изучении явлений и процессов;

 

 

- делать выводы с использованием дедуктивных и

 

 

индуктивных  умозаключений,  умозаключений  по

 

 

аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

 

 

-самостоятельно выбирать способ решения учебной

 

 

задачи (сравнивать несколько вариантов решения,

 

 

выбирать      наиболее      подходящий      с      учетом

 

 

самостоятельно выделенных критериев).

 

Базовые

-использовать     вопросы     как     исследовательский

Естественно

исследовательские

инструмент познания;

научная

действия

-формулировать    вопросы,    фиксирующие    разрыв

грамотность

 

между     реальным     и     желательным     состоянием

 

 

ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать

 

 

искомое и данное;

 

 

-формировать гипотезу об истинности собственных

 

 

суждений и суждений других, аргументировать свою

 

 

позицию, мнение;

 

 

-проводить по самостоятельно составленному плану

 

 

опыт, несложный эксперимент,

 

 

небольшое       исследование       по       установлению

 

 

особенностей                   объекта                   изучения,

 

 

причинноследственных     связей     и     зависимостей

 

 

объектов между собой;

 


 

-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного

наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия

в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

 

Работа                     с информацией

-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

-оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

-эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Читательская грамотность

Коммуникативные УУД

 

Общение

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Глобальные компетенции


 

-публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

 

Совместная деятельность

-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достиижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Глобальные компетенции Креативное мышление

Регулятивные УУД

 

Самоорганизация

-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

Креативное мышление Глобальные

компетенции

Математическая грамотность

Естественно– научная

грамотность Финансовая грамотность


 

-делать выбор и брать ответственность за решения.

 

Самоконтроль

-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,            изменившихся            ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; -

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Креативное мышление Глобальные

компетенции Финансовая грамотность

Эмоциональный интеллект

-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

-выявлять и анализировать причины эмоций;

-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

-регулировать способ выражения эмоций.

Креативное мышление Глобальные

компетенции

Принятие себя и других

-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

-признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

-принимать себя и других, не осуждая;

-открытость себе и другим;

-осознавать    невозможность    контролировать    все вокруг.

Креативное мышление Глобальные

компетенции