Шаг в будущее. Перезагрузка.
Развитие функциональной грамотности педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС через освоение новых педагогических технологий, приемов и методов обучения на основе передачи опыта, самообразования, курсовой подготовки как условие, обеспечивающее достижение нового качества образования
Цель: Созданий условий для позитивной динамики развития школы как открытой конкурентоспособной вариативной образовательной системы, ориентированной на достижение современного качества и инновационного характера образования при сохранении преемственности и развитии традиций.
Задачи:
1. Дальнейшее развитие кадрового потенциала через:
− активизацию работы по развитию творческого и инновационного потенциала педагогического состава за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;
− создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары и курсовую подготовку;
− продолжение работы по обобщению и транслированию передового педагогического опыта творческих учителей через организацию и проведение единых методических дней, педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов;
− обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
2. Совершенствование системы методической работы по повышению профессионального уровня педагогов в области формирования функциональной грамотности через:
− выявление профессиональных дефицитов у педагогов в области формирования и оценки ФГ обучающихся;
− организацию системы непрерывного повышения квалификации педагогов в области формирования и оценки ФГ;
− организацию посткурсового сопровождения на уровне школы;
− создание творческих групп педагогов по формированию и оценке ФГ;
− разработку дидактического и диагностического инструментария;
− формирование мотивации на внедрение новых приемов оценивания метапредметных результатов.
Гипотеза: создание условий для повышения компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности школьников (внедрение инновационных методов, приёмов, практики, видов деятельности, заданий, нацеленных на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс, разработка методической системы) будет способствовать реализации требований ФГОС НОО, ООО, СОО:
· росту профессиональной компетентности педагогов;
· формированию и развитию метапредметных образовательных результатов, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее-синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи;
· повышению качества образования,
· участию школьников в социально значимой деятельности, формированию различных социальных компетентностей, личностных качеств, профессиональных интересов и т д.
Объект инновационной деятельности: процесс создания системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся.
Предмет инновационной деятельности: инновационные методы, приёмы, практики, виды деятельности, задания, нацеленные на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс.
Новизна: создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся (внедрение инновационных методов, приёмов, практики, видов деятельности, заданий, нацеленных на формирование функциональной грамотности в образовательный процесс 1-11 классов в урочную и внеурочную деятельность), будет способствовать решению широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений всеми учениками школы, позволит обеспечить развития функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
· повышение профессиональной компетентности педагогов;
· формирование МГ, ЕНГ, ФИНГ, ЧГ, КМ, ГК обучающихся в урочной и вне урочной деятельности в начальной, основной и средней школы;
· формирование и развитие УУД по ФГОС третьего поколения;
· освоение и применение обучающимися приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах;
· подготовка выпускников средней школы к успешности в жизни, к современному портрету выпускника 21 века.
На уровне педагогов ООО
Ø Разработать и реализовать программу профессионального развития в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся (в рамках своего предмета, сферы деятельности и участия в работе профессиональной пары и т.д.)
Ø Отобрать и адаптировать наиболее эффективные педагогические технологии и приёмы работы, позволяющие формировать ФГ.
Ø Внедрить в образовательную практику новую систему педагогических технологий, способов, приемов, учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
Планируется изменить в методической работе проведение предметных недель взяв за основу функциональные грамотности, как единую модель проведения, то есть каждое ШМО будет проводить мероприятия по функциональной грамотности в рамках предмета.
№ п/п |
ФГ |
|
Срок проведения |
1 |
Читательская грамотность |
Аз, буки, веди |
октябрь |
2 |
Естественно – научная грамотность |
Геокруиз |
ноябрь |
3 |
Математическая грамотность |
Галерея великих |
декабрь |
4 |
Финансовая грамотность |
Сам себе финансист |
январь |
5 |
Креативное мышление |
Радуга талантов |
февраль |
6 |
Глобальные компетенции |
Удивительное рядом |
март |
Итогом данного проекта будет увеличение участия обучающихся в научно-практических конференциях, используя за основу STREAM-метод. В образовании основан на междпредметном подходе и организации совместной деятельности педагогов и школьников.
Что такое STREAM:
Метапредметный характер мероприятий в рамках предметной недели позволяет выстроить связи предметов и выявить практическую значимость научных знаний.
Например, весь мир 9 октября отмечает Международный день письма. Предложите детям как основу предметной недели артефакт – письмо. Рассмотрите его с точки зрения предметных областей.
Метапредметные результаты |
Умения |
Компонент функциональной грамотности |
|
|
Познавательные УУД |
|
|
Базовые |
-выявлять и характеризовать существенные признаки |
Математическая |
|
логические |
объектов (явлений); |
грамотность |
|
действия |
-устанавливать существенный признак |
Естественно – |
|
|
классификации, основания для обобщения и |
научная |
|
|
сравнения, критерии проводимого анализа; |
грамотность |
|
|
-с учетом предложенной задачи выявлять |
Финансовая |
|
|
закономерности и противоречия в рассматриваемых |
грамотность |
|
|
фактах, данных и наблюдениях; |
|
|
|
-предлагать критерии для выявления |
|
|
|
закономерностей и противоречий; |
|
|
|
-выявлять дефициты информации, данных, |
|
|
|
необходимых для решения поставленной задачи; - |
|
|
|
выявлять причинно-следственные связи при |
|
|
|
изучении явлений и процессов; |
|
|
|
- делать выводы с использованием дедуктивных и |
|
|
|
индуктивных умозаключений, умозаключений по |
|
|
|
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; |
|
|
|
-самостоятельно выбирать способ решения учебной |
|
|
|
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, |
|
|
|
выбирать наиболее подходящий с учетом |
|
|
|
самостоятельно выделенных критериев). |
|
|
Базовые |
-использовать вопросы как исследовательский |
Естественно – |
|
исследовательские |
инструмент познания; |
научная |
|
действия |
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв |
грамотность |
|
|
между реальным и желательным состоянием |
|
|
|
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать |
|
|
|
искомое и данное; |
|
|
|
-формировать гипотезу об истинности собственных |
|
|
|
суждений и суждений других, аргументировать свою |
|
|
|
позицию, мнение; |
|
|
|
-проводить по самостоятельно составленному плану |
|
|
|
опыт, несложный эксперимент, |
|
|
|
небольшое исследование по установлению |
|
|
|
особенностей объекта изучения, |
|
|
|
причинноследственных связей и зависимостей |
|
|
|
объектов между собой; |
|
|
|
-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); -самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; -прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. |
|
Работа с информацией |
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; -находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; -самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; -оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; -эффективно запоминать и систематизировать информацию. |
Читательская грамотность |
Коммуникативные УУД |
|
|
Общение |
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; -распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; -понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; -в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; -сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; |
Глобальные компетенции |
|
-публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); -самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. |
|
Совместная деятельность |
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достиижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); -выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; -оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; -сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. |
Глобальные компетенции Креативное мышление |
Регулятивные УУД |
|
|
Самоорганизация |
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; -ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); -самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; -составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; |
Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественно– научная грамотность Финансовая грамотность |
|
-делать выбор и брать ответственность за решения. |
|
Самоконтроль |
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; -давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; -учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; -объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям. |
Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность |
Эмоциональный интеллект |
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; -выявлять и анализировать причины эмоций; -ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; -регулировать способ выражения эмоций. |
Креативное мышление Глобальные компетенции |
Принятие себя и других |
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению; -признавать свое право на ошибку и такое же право другого; -принимать себя и других, не осуждая; -открытость себе и другим; -осознавать невозможность контролировать все вокруг. |
Креативное мышление Глобальные компетенции |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.