Переживание горя у детей для 5 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.Переживание горя у детей для 5 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.
пережив горя.docx
Переживание горя у детей.
Понимание людьми смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении
хода всей истории человечества. Отношение строилось на основе понимания
смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их
разрыва в сознании человека. И если взрослые соглашаются с фактом, что
события, происходящие в мире (войны, катастрофы преступления, стихийные
бедствия, террористические акты и т.д.) имеют к нам отношение и влияют на
наши жизненные и ценностные ориентации, то твердо убеждены, что все, что
связано с темой смерти, не имеет никакого отношения к нашим детям. Важно
осознавать, что жизнь, в которую включается ребенок, многосложна,
противоречива и динамична, и понятие «смерть» является одной из ее
составных частей. Смерть может случиться с любимым животным ребенка, с
родственниками, друзьями, родителями, или с ним самим.
Ребенок в процессе воспитания интуитивно осваивает взгляды, точки зрения
отца и матери, получает оценку своего поведения, что так необходимо для
развития самосознания и адекватного ситуации поведения. Потеря ребенком в
детском возрасте одного из родителей приводит к нарушению формирования
эмоционального ядра личности. В этой ситуации изза невозможности
идентификации себя с умершим родителем появляются признаки
расстройства личности, поскольку утрачивается проводник социального
влияния, модель поведения, которую мог бы создавать умерший родитель.
Возникнут чувства заброшенности и появятся трудности в установлении
В пубертатном периоде появятся препятствия в
привязанности.
формировании половой идентичности. Шансы ребенка в этих условиях
остаться психически здоровым зависят от того, насколько его Я способно
вынести лишения, т.е. преодолеть трудности и неудовольствия.
Существует различие между тем, какое личностное значение придают дети
понятию смерти, и тем, как они определяют это понятие. В отличие от оценки
1 смерти как явления отношение к смерти как значимому событию лично для
ребёнка, заключается в том, что в большей степени он верит, что смерть —
это прекращение жизнедеятельности организма, нежели существование в
какомто ином качестве после смерти. Это может быть объяснено следующим
образом: единственное, что оказывается доступно после смерти человека
чувственному восприятию, — это вид мертвого тела. Осмысливая смерть в
контексте личностного значения, ребёнок переживает, что после него
останется лишь прах, тленные останки. Такая перспектива пугает его,
подрывается внутренняя вера в бессмертие, а образ как личности,
индивидуальности включает для подростка также и физическую
составляющую. Поэтому можно предположить, что разрушение тела после
смерти означает для него абсолютное исчезновение его самого.
Чтобы уменьшить страх и тревогу ребёнка по отношению к смерти, с одной
стороны, для смягчения трагедийности переживания при соприкосновении с
данным явлением в случае ухода из жизни близких и дорогих людей, а с
другой — для профилактики суицидального поведения в подростковом
возрасте, представляется важной организация определенной системы
ознакомления подростков со всеми обстоятельствами, касающимися понятия
«смерть» и ухода человека из жизни.
Готовность к обсуждению данной темы заключается в том, как взрослые
(учителя и родители) определяют смерть, какое значение для них имеет
данное понятие. Смерть в контексте личного значения воспринимается
родителями преимущественно как потеря близких, родственников, что
связано, возможно, с представлением о конечности собственного
существования.
При разговоре о завершении жизни важно учитывать не только
психологические особенности ребёнка, но и личную готовность взрослых к
обсуждению данной темы, во многом зависящую от их возраста и опыта. При
2 этом сами взрослые, прежде чем говорить на эту тему, должны избавиться от
своих страхов, примириться со своими чувствами по отношению к понятию
«смерть» и осознать, насколько их собственные чувства мешают им свободно
общаться на данную тему.
Особенности отношения к смерти детей.
Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и
чем помочь ребенку в ситуации смерти у ребенка близкого человека, не имея
представления о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему
когото из близких, каким образом и насколько остро он переживает потерю.
Повседневная практика работы с детьми требует от взрослых не столько
специально организованной
владения конкретными формами
психотерапевтической помощи, сколько умения в рамках обычной,
повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его,
предотвратить развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и
необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или
иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда
ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.
Есть у данной проблемы и еще один аспект. Родители и учителя обычно
рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать разговоров и
объяснений по поводу смерти.
Но опыт показывает, что в тех семьях, где достаточно правдиво и ясно, в
доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются гораздо
лучше подготовленными к серьезным потерям, чем в семьях, где взрослые
всячески уклоняются от подобных бесед. Но идея ознакомления детей с
печальной стороной жизни встречает значительное сопротивление взрослых,
считающих, что детей следует ограждать от подобных мыслей. Почему? Ведь
это коснется каждого из нас. Знание о смерти, включая ее последствия и
3 осознание ее неизбежности, такая же необходимая часть подготовки к жизни и
вклад в психологический рост ребенка, как и все остальное.
Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка,
специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности.
Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его
вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать.
Реакции Вашего ребенка в трагической ситуации сходны с Вашими. Так же,
как и Вы, они переживают горе.
Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим
чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого
человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от
неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить
возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым
психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям
требуется поддержка, демонстрация любви и заботы.
Период острого переживания горя у ребенка короче, чем у взрослого (слезы
часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными
ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все
пришли с мамами, и только я пришел с папой».
Психологическая помощь ребенку, пережившему смерть близкого
человека
Прежде всего, необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами
семьи. Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей
памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный
опыт горя и поддержит их в жизни.
Самое сложное для взрослого—это сообщить ребенку о смерти близкого.
Лучше всего, если это сделает ктото из родных. Если это невозможно, то
сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому
4 он доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его
руки в свои, обнять, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по
прежнему любят и он не будет отвергнут. Важно чтобы у ребенка не возникло
чувства вины в связи со смертью близкого.
Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к
взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент
уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя,
может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними,
не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода
психотерапией.
Ребенка надо окружить физической заботой: готовить ему еду, стелить
постель и т. п. Не нужно взваливать на него в этот период взрослых
обязанностей. Сдерживание слез противоестественно для малыша и даже
опасно. В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных
забот. Все решения должны приниматься семьей целиком.
Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но нелегко его к этому
побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из
взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему
нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые
возвращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент потеря
становится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что
правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену
могут прийти такие явления, как энурез, заикание, сонливость или
бессонница, ребенок начинает грызть ногти и т. п. Невозможно дать рецепт по
каждому отдельному случаю. Главное — исходить из потребности ребенка в
5 любви и внимании к нему. Если ребенок отказывается от еды, можно
предложить ему помочь приготовить обед для всей семьи.
Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу,
которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить
физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную
прогулку пешком или на велосипеде.
В течение многих месяцев, даже всего первого года, острые эмоциональные
вспышки будут омрачать такие события, как Рождество, день рождения и
другие праздники. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает.
Потеря не забывается, но семья учится управлять ею.
Рекомендации для учителя начальных классов.
1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего когото из
близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу,
агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность.
Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не
всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы
хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре
слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка,
возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение,
ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку
почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему.
Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать
лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает ктото, кого вы
любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
6 4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто
интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться
сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее
религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны
вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились
слезами, не скрывайте этого. В это время ребенку можно рассказывать
множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и
смеяться.
6. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь
между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности.
Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Учитель должен внимательно относиться к трудным для потерявшего
родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети
поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно
посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно
заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель,
вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой,
поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с
минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из
нуждается в специальной помощи.
Здесь требуется
кризиса,
специализированная индивидуальная психотерапия, как для ребенка, так и
для родителя, полезной оказывается и семейная терапия.
Лучшим введением к занятию будет обсуждение причин смерти — старость,
болезнь, насилие, несчастные случаи, убийство и самоубийство. Последующие
обсуждения могут касаться вопросов похорон и кремации. Учитель может
организовать поход на кладбище, показать могилы исторических лиц. Можно
7 подчеркнуть культурные и религиозные различия в похоронных ритуалах;
необходимо обсудить и светские похороны.
С этого момента обсуждения могут стать более личными, и учитель должен
поинтересоваться, все ли хотят принять в них участие. Как правило, все дети
хотят слушать, даже если не стремятся говорить сами.
Родители должны быть внимательны к ребенку, если умирает ктото из его
одноклассников или друзей. Он будет страдать так же, как если бы это были
его брат или сестра.
Подготовка подрастающего поколения к пониманию смерти должна быть
комплексной. Речь идет о создании системы взглядов, в основе которой с
самого слова «смерть» будет снято табу, и дети почувствуют, что они могут
без страха и смущения говорить об этом, и смогут верить в то, что родители
Подобная подготовка
действительно интересуются их взглядами.
подразумевает под собой организацию и участие в беседах о том, что такое
смерть в историческом, философском, культурам, религиозном аспектах.
Подготовкой к принятию данного понятия могут выступать чтение книг,
просмотр фильмов, которые содержат в себе идеи и вопросы о смысле бытия
и небытия, описывают сюжеты, связанные со смертью, войнами,
катастрофами, неизлечимыми заболеваниями, и последующее их обсуждение.
Воспитанию отношения детей к понятию «смерть» может способствовать
организация и проведение обучающего курса, направленного на получение
знаний и навыков поведения в кризисных ситуациях. Это представляется
очень важным, так как принятие смерти не означает только переживание
спокойных, справедливых чувств по поводу конечности собственного
существования и неизбежности завершения жизненного пути близкими и
дорогими людьми, но и умение в ситуации, когда практически стираются
границы между жизнью и смертью, оказать помощь людям, которые могут
оказаться на «краю» жизни. В систему подготовки к принятию понятия
8 «смерть» входит и проведение консультаций с семьями, переживающими
потерю близкого человека, что необходимо для более благоприятного
преодоления семьей кризисной ситуации, связанной со смертью одного из ее
членов или близких друзей; для оказания помощи семье в продолжение жизни
без умершего человека.
Большинству взрослых говорить с детьми о смерти не так легко, однако
только так можно выяснить, что они знают или не знают о ней, есть ли у них
страхи и беспокойства.
Говоря о подготовке подрастающего поколения к пониманию и принятию
жизни и смерти, важно знать, что отношение к смерти — это один из тех
вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек
непосредственно столкнется с этим событием и будет вовлечен в него
эмоционально.
Список использованной литературы:
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М, 2012.
2. Батенин С. С. Философия «Вхождения ребенка в жизнь». СПб, 2011.
3. Гарднер П. Психотерапия детских проблем. СПБ, 2010.
4. Демичев А. В. Дискурсы смерти. СПб, 2007.
5. Исаев Д. Н., Мартынова М.Ю. Психопатологическая реакция детей на
смерть родителя // Актуальные проблемы психиатрии. Киров, 2006.
6. Исаев Д.Н. Отношение детей разного возраста к смерти родителя.
//Обозрение психиатрии и мед. Психологии им. В. М. Бехтерева. М, 2009.
7. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. М, 2007.
9
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.