Переживание горя у детей для 5 класса.
Оценка 4.9

Переживание горя у детей для 5 класса.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
5 кл
21.06.2018
Переживание горя у детей для 5 класса.
Переживание горя у детей для 5 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.Переживание горя у детей для 5 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.
пережив горя.docx
Переживание горя у детей. Понимание людьми смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества. Отношение строилось на основе понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека. И если взрослые соглашаются с фактом, что события, происходящие в мире (войны, катастрофы преступления, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) имеют к нам отношение и влияют на наши жизненные и ценностные ориентации, то твердо убеждены, что все, что связано с темой смерти, не имеет никакого отношения к нашим детям. Важно осознавать,   что   жизнь,   в   которую   включается   ребенок,   многосложна, противоречива   и   динамична,   и   понятие   «смерть»   является   одной   из   ее составных частей. Смерть может случиться с любимым животным ребенка, с родственниками, друзьями, родителями, или с ним самим. Ребенок в процессе воспитания интуитивно осваивает взгляды, точки зрения отца и матери, получает оценку своего поведения, что так необходимо для развития самосознания и адекватного ситуации поведения. Потеря ребенком в детском возрасте одного из родителей приводит к нарушению формирования эмоционального   ядра   личности.   В   этой   ситуации   из­за   невозможности идентификации   себя   с   умершим   родителем   появляются   признаки расстройства   личности,   поскольку   утрачивается   проводник   социального влияния, модель поведения, которую мог бы создавать умерший родитель. Возникнут   чувства   заброшенности   и   появятся   трудности   в   установлении   В   пубертатном   периоде   появятся   препятствия   в привязанности. формировании   половой   идентичности.   Шансы   ребенка   в   этих   условиях остаться психически здоровым зависят от того, насколько его Я способно вынести лишения, т.е. преодолеть трудности и неудовольствия. Существует различие между тем, какое личностное значение придают дети понятию смерти, и тем, как они определяют это понятие. В отличие от оценки 1 смерти как явления отношение к смерти как значимому событию лично для ребёнка, заключается в том, что  в большей степени он верит, что смерть — это   прекращение   жизнедеятельности   организма,   нежели   существование   в каком­то ином качестве после смерти. Это может быть объяснено следующим образом:   единственное,   что   оказывается   доступно   после   смерти   человека чувственному восприятию, — это вид мертвого тела. Осмысливая смерть в контексте   личностного   значения,   ребёнок     переживает,   что   после   него останется   лишь   прах,   тленные   останки.   Такая   перспектива   пугает   его, подрывается   внутренняя   вера   в   бессмертие,   а   образ   как   личности, индивидуальности   включает   для   подростка   также   и   физическую составляющую.   Поэтому   можно   предположить,  что   разрушение   тела   после смерти означает для него абсолютное исчезновение его самого. Чтобы уменьшить страх и тревогу ребёнка по отношению к смерти, с одной стороны, для смягчения трагедийности переживания при соприкосновении с данным   явлением   в  случае   ухода   из   жизни   близких   и  дорогих   людей,  а  с другой   —   для   профилактики   суицидального   поведения   в   подростковом возрасте,   представляется   важной   организация   определенной   системы ознакомления подростков со всеми обстоятельствами, касающимися понятия «смерть» и ухода человека из жизни. Готовность   к   обсуждению   данной   темы   заключается   в   том,   как   взрослые (учителя   и   родители)   определяют   смерть,   какое   значение   для   них   имеет данное   понятие.   Смерть   в   контексте   личного   значения   воспринимается родителями   преимущественно   как   потеря   близких,   родственников,   что связано,   возможно,   с   представлением   о   конечности   собственного существования.  При   разговоре   о   завершении   жизни   важно   учитывать   не   только психологические особенности   ребёнка, но и личную готовность взрослых к обсуждению данной темы, во многом зависящую от их возраста и опыта. При 2 этом сами взрослые, прежде чем говорить на эту тему, должны избавиться от своих страхов, примириться со своими чувствами по отношению к понятию «смерть» и осознать, насколько их собственные чувства мешают им свободно общаться на данную тему.  Особенности отношения к смерти детей. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в ситуации смерти у ребенка близкого человека, не имея представления о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого­то из близких, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Повседневная   практика   работы   с   детьми   требует   от   взрослых   не   столько специально   организованной владения   конкретными   формами   психотерапевтической   помощи,   сколько   умения   в   рамках   обычной, повседневной   жизни   помочь   ребенку   пережить   горе,   поддержать   его, предотвратить  развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и необходимо   родителям,   учителям,   воспитателям,   всем   взрослым,   так   или иначе имеющим дело с детьми и могущими столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание. Есть   у   данной   проблемы   и   еще   один   аспект.   Родители   и   учителя   обычно рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать разговоров и объяснений по поводу смерти. Но опыт показывает, что в тех семьях, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются гораздо лучше подготовленными к серьезным потерям, чем в семьях, где взрослые всячески   уклоняются   от   подобных   бесед.    Но   идея   ознакомления   детей   с печальной стороной жизни встречает значительное сопротивление взрослых, считающих, что детей следует ограждать от подобных мыслей. Почему? Ведь это коснется каждого из нас. Знание о смерти, включая  ее последствия и 3 осознание ее неизбежности, такая же необходимая часть подготовки к жизни и вклад в психологический рост ребенка, как и все остальное. Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности.  Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Реакции Вашего ребенка в трагической ситуации сходны с Вашими. Так же, как и Вы, они переживают горе.  Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных   и   трагических   реакций,   но   позволяет   предотвратить возникновение   глубоких   страхов,   которые   могут   привести   к   тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям требуется поддержка, демонстрация любви и заботы. Период острого переживания горя у ребенка короче, чем у взрослого (слезы часто   сменяются   смехом),   но   при   столкновении   с   новыми   жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами, и только я пришел с папой». Психологическая   помощь   ребенку,   пережившему   смерть   близкого человека Прежде всего, необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни. Самое   сложное   для   взрослого—это   сообщить   ребенку   о   смерти   близкого. Лучше всего, если это сделает кто­то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому 4 он доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по­ прежнему любят и он не будет отвергнут. Важно чтобы у ребенка не возникло чувства вины в связи со смертью близкого. Ребенок   может   продемонстрировать   вспышку   гнева   по   отношению   к взрослому,   принесшему   печальное   известие.   Не   надо   в   этот   момент уговаривать   ребенка   взять   себя   в   руки,   ибо   горе,   не   пережитое   вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не   приставайте   к   ним,   их   поведение   естественно   и   является   своего   рода психотерапией. Ребенка   надо   окружить   физической   заботой:   готовить   ему   еду,   стелить постель   и   т.   п.   Не   нужно   взваливать   на   него   в   этот   период   взрослых обязанностей.   Сдерживание   слез   противоестественно   для   малыша   и   даже опасно. В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься семьей целиком. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но нелегко его к этому побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека. Считается,   что   после   похорон   жизнь   семьи   приходит   в   норму:   взрослые возвращаются   на работу, дети  — в  школу. Именно  в  этот  момент  потеря становится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно   любое   проявление   чувств.   По   прошествии   времени   на   смену могут   прийти   такие   явления,   как   энурез,   заикание,   сонливость   или бессонница, ребенок начинает грызть ногти и т. п. Невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное — исходить из потребности ребенка в 5 любви   и   внимании   к   нему.   Если   ребенок   отказывается   от   еды,   можно предложить ему помочь приготовить обед для всей семьи. Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить физическую   работу,   требующую   значительных   усилий,   или   длительную прогулку пешком или на велосипеде.  В течение многих месяцев, даже всего первого года, острые эмоциональные вспышки  будут  омрачать  такие  события, как   Рождество,  день  рождения  и другие праздники. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять ею.  Рекомендации для учителя начальных классов. 1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого­то из близких.   В   первые   недели   обычно   наблюдается   тенденция   к   уходу, агрессивность,   гневливость,   нервозность,   замкнутость,   невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку. 2.   Если   ребенок   хочет   поговорить,   найдите   время   выслушать   его.   Это   не всегда   легко   сделать,   и   все   же   попытайтесь.   Объясните   ребенку,   что   вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте   не   только   ушами,   но   и   глазами   и   сердцем.   Обнимите   ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь   он   потерял   тепло   любящего   родителя.   Это   позволяет   ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами. 3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает кто­то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память. 6 4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные   установки.   Ваши   собственные   чувства   никогда   не   должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка. 5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами,   не   скрывайте   этого.   В   это   время   ребенку   можно   рассказывать множество   трогательных   историй.   Покажите   ему,   что   можно   улыбаться   и смеяться.  6. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между   вами   и   его   семьей,   и   это   создаст   у   него   ощущение   безопасности. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках. Учитель   должен   внимательно   относиться   к   трудным   для   потерявшего родителя   ребенка   дням.   Такими   днями   являются   праздники,   когда   дети поздравляют   маму   или   папу.   Ребенку,   у   которого   нет   матери,   нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее   учесть   все   возможные   случайности.   Понимающий   учитель, вооруженный   знаниями   о   том,   что   смерть   не   является   запретной   темой, поможет   страдающему   ребенку   пережить   трудный   для   него   период   с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из   нуждается   в   специальной   помощи.   Здесь   требуется кризиса, специализированная   индивидуальная   психотерапия,  как   для   ребенка,  так   и для родителя, полезной оказывается и семейная терапия. Лучшим введением к занятию будет обсуждение причин смерти — старость, болезнь, насилие, несчастные случаи, убийство и самоубийство. Последующие обсуждения могут касаться вопросов похорон и кремации. Учитель может организовать поход на кладбище, показать могилы исторических лиц. Можно 7 подчеркнуть   культурные   и   религиозные   различия   в   похоронных   ритуалах; необходимо обсудить и светские похороны. С этого момента обсуждения могут стать более личными, и учитель должен поинтересоваться, все ли хотят принять в них участие. Как правило, все дети хотят слушать, даже если не стремятся говорить сами. Родители должны быть внимательны к ребенку, если умирает кто­то из его одноклассников или друзей. Он будет страдать так же, как если бы это были его брат или сестра.  Подготовка   подрастающего   поколения   к   пониманию   смерти   должна   быть комплексной. Речь идет о создании системы взглядов, в основе которой с самого слова «смерть» будет снято табу, и дети почувствуют, что они могут без страха и смущения говорить об этом, и смогут верить в то, что родители   Подобная   подготовка действительно   интересуются   их   взглядами. подразумевает под собой организацию и участие в беседах о том, что такое смерть   в   историческом,   философском,   культурам,   религиозном   аспектах. Подготовкой   к   принятию   данного   понятия   могут   выступать   чтение   книг, просмотр фильмов, которые содержат в себе идеи и вопросы о смысле бытия и   небытия,   описывают   сюжеты,   связанные   со   смертью,   войнами, катастрофами, неизлечимыми заболеваниями, и последующее их обсуждение. Воспитанию   отношения   детей   к   понятию   «смерть»   может   способствовать организация   и   проведение   обучающего   курса,   направленного   на   получение знаний   и   навыков   поведения   в   кризисных   ситуациях.   Это   представляется очень   важным,   так   как   принятие   смерти   не   означает   только   переживание спокойных,   справедливых   чувств   по   поводу   конечности   собственного существования   и   неизбежности   завершения   жизненного   пути   близкими   и дорогими   людьми,   но   и   умение   в   ситуации,   когда   практически   стираются границы между жизнью и смертью, оказать помощь людям, которые могут оказаться   на   «краю»   жизни.   В   систему   подготовки   к   принятию   понятия 8 «смерть»   входит   и   проведение   консультаций   с   семьями,   переживающими потерю   близкого   человека,   что   необходимо   для   более   благоприятного преодоления семьей кризисной ситуации, связанной со смертью одного из ее членов или близких друзей; для оказания помощи семье в продолжение жизни без умершего человека. Большинству   взрослых   говорить   с   детьми   о   смерти   не   так   легко,   однако только так можно выяснить, что они знают или не знают о ней, есть ли у них страхи и беспокойства. Говоря   о   подготовке   подрастающего   поколения   к   пониманию   и   принятию жизни и смерти, важно знать, что отношение к смерти — это один из тех вопросов,   которые   должны   быть   обсуждены   прежде,   чем   человек непосредственно   столкнется   с   этим   событием   и   будет   вовлечен   в   него эмоционально. Список использованной литературы: 1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М, 2012. 2. Батенин С. С. Философия «Вхождения ребенка в жизнь». СПб, 2011.  3. Гарднер П. Психотерапия детских проблем. СПБ, 2010. 4. Демичев А. В. Дискурсы смерти. СПб, 2007.  5.   Исаев   Д.   Н.,   Мартынова   М.Ю.   Психопатологическая   реакция   детей   на смерть родителя // Актуальные проблемы психиатрии. Киров, 2006. 6.   Исаев   Д.Н.   Отношение   детей   разного   возраста   к   смерти   родителя. //Обозрение психиатрии и мед. Психологии им. В. М. Бехтерева. М, 2009.   7. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. М, 2007. 9

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.

Переживание горя у детей для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2018