Перфокарты как один из способов моделирования
в работе с детьми с ЗПР.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию один из видов моделей - перфокарты.
Перфока́рта (перфорационная карта, от лат. perforo — пробиваю и лат. charta — лист из папируса; бумага)
Перфокарты впервые начали применяться в ткацких станках Жаккарда (1808) для управления узорами на тканях.
Также известно, что карточки использовались и для "интеллектуальной машины" Семена Николаевича Корсакова. Этого изобретателя называют пионером применения перфокарт в информатике (1832 год). Карточки использовались в механизированных машинах для классификации записей и информационного поиска. Есть сведения, что в конце XIX века именно перфокарты применялись для обработки результатов переписи населения в Соединенных Штатах. Казалось бы, что перфокарты канули в былое бесследно. Но не так, они нашли свою вторую жизнь в образовательной среде.
Что же это такое перфокарта?
Перфокарта– это индивидуальная однородная карточка с заданием или согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития. Задания ребенок выполняет с помощью карандаша, фломастера или маркера.
В основе коррекционно-педагогической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям воспитатель должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Использование перфокарт на занятиях позволяет:
Ø активизировать мыслительную деятельность детей, память, внимание;
Ø закрепить названия предметов, явлений, событий окружающей действительности;
Ø расширять словарь детей;развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;
Ø повышать познавательный интерес детей;
Ø развивать мелку моторику рук.
Еще
Ø самостоятельно;
Ø парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга.
Педагогическая практическая ценность в том, что данные дидактические пособия (перфокарты) учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.Имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. И могут многократно использоваться. Пособие можно использовать в разных возрастных группах с помощью «Дорожек» возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка.
Игры на перфокартах систематизированы по всем образовательным областям.
Также
их можно использовать по применению различных технологий: ТРИЗ, Сотрудничества
(работа в парах и подгрупой).
В чём преимущества данного пособия:
Ø развивает умственные способности дошкольников и способствует закреплению полученных знаний;
Ø обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий;
Ø способствует развитию пространственной ориентировки, внимания, моторики, развитию зрительно-двигательной координации, обеспечивает включение в предметно- практическую деятельность мыслительных операций;
Ø обеспечивает дифференцированный подход к детям;
Ø даёт возможность быстро оценить результат выполнения задания. С одной стороны педагогу виден уровень усвоения материала каждым ребёнком, с другой стороны, дети самостоятельно могут оценить свою работу. Сравнивая полученные результаты, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки;
Ø может использоваться как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками;
Ø легко в изготовлении и применении, понятно и доступно детскому мышлению, его можно разнообразить в зависимости от задач, поставленных педагогом;
Ø эстетично оформлено и находит эмоциональный отклик у детей.
Варианты использования пособия:
Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
В своей работе я использую различные карточки – перфокарты. На картоне подбираю объекты, соответствующие определенной теме.
Для многоразового использования в карточке делаются прорези – небольшие квадратики возле каждого объекта и я их заламинировала. Выполняя задание, ребенок закрашивает прорези или проводит линии. Затем воспитатель собирает листы и проверяет правильность их заполнения. Задания выполняются индивидуально. Перфокарты используются многократно.
Вывод
Я могу сказать, что данное пособие обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которому поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях, а также позволяет педагогу более эффективно решать поставленные задачи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.