Периодизация профессионального развития
Работу выполнила:
Калганова А.С.
Екатеринбург
2020
Характеристика отечественных концепций профессионального развития
Автор |
Критерии выделения стадий профессионального становления |
Климов Е.А. |
Стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсионного возраста) - вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности; Стадия профессиональной подготовки (15—23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности; Стадия оптации (12—17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
|
Зеер Э.Ф. |
Аморфная оптация (0—12 лет)-зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей; Оптация (12-16 лет)- формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Профессиональное обучение и подготовка (16-23 года)- длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведениями случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев). Профессиональная адаптация (18-25 лет)- социально-профессиональная адаптация — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда. Стадия первичной профессионализации и становления специалиста (25-30 лет)- формирование новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Вторичная профессионализация (30—42 года)- профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Стадия профессионального мастерства и становления акмепрофессионалов (42-60 лет)-переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. |
Маркова А.К. |
Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; Профессионализм состоит из 3-х этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; Суперпрофессионализм также состоит из 3-х этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; Непрофессионализм- выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; Послепрофессионализм-завершениепрофессиональной деятельности. |
Содержание стадий профессионального развития по Э.Ф.Зееру
Название стадии |
Возраст |
Содержание |
Новообразование |
Кризис |
аморфная оптация |
0- 12 |
-ведущая деятельность - сюжетно-ролевые игры, занятие в секциях и учеба. И зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей. |
-профессионально ориентированные интересы. |
- порождающая неизбежное столкновение желаемого будущего и реального настоящего. |
оптация |
12-16 |
-ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Развитие профессиональных и познавательных интересов. |
учебно-профессиональное самоопределение профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования . |
-кардинально изменяется социальная ситуация развития, порождающая неизбежное столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации |
профессиональное обучение и подготовка |
16-23 |
Ведущая деятельность-профессионально-познавательная,
ориентированная на получение конкретной профессии. Новые взаимоотношения в
коллективе, большая социальная независимость. |
-профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. |
-наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. |
профессиональная адаптация |
18-25 |
-ведущая деятельность – профессиональная. Изучение системы взаимоотношений в коллективе. Новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения.. |
-освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества |
-переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой |
первичная профессионализация |
25-30 |
- новая система отношений к окружающей действительности. Стабильная профессиональная деятельность. |
-профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции. |
-переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. |
вторичная профессионализация |
30—42 |
-происходит становление профессионала (повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда) |
-профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, корпоративность, гибкий стиль деятельности профессиональная мобильность. |
-противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов является переход на следующую стадию профессионального становления стадию мастерства. |
профессиональное мастерство |
42-60 |
-поиск новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления. |
-творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры. |
-кризис социально-профессиональной самоактуализации, - это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.