Периодизация профессионального развития
Оценка 5

Периодизация профессионального развития

Оценка 5
doc
10.04.2020
Периодизация профессионального развития
Ле.doc

 

 

 

 

 

 

Периодизация профессионального развития

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Работу выполнила:

Калганова А.С.

 

 

Екатеринбург

 

2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

 

Автор

Критерии выделения стадий профессионального становления

Климов Е.А.

Стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсионного возраста) - вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности;

Стадия профессиональной подготовки (15—23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

Стадия оптации (12—17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

 

Зеер Э.Ф.

 Аморфная оптация (0—12 лет)-зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей;

 Оптация (12-16 лет)- формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии.

Профессиональное обучение и подготовка (16-23 года)- длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведениями случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

 Профессиональная адаптация (18-25 лет)-  социально-профессиональная адаптация — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

Стадия первичной профессионализации и становления специалиста (25-30 лет)- формирование новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе.

 Вторичная профессионализация (30—42 года)- профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности.

Стадия профессионального мастерства и становления акмепрофессионалов (42-60 лет)-переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности.

Маркова А.К.

Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;

Профессионализм состоит из 3-х этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

Суперпрофессионализм также состоит из 3-х этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;

Непрофессионализм- выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

Послепрофессионализм-завершениепрофессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

Содержание стадий профессионального развития по Э.Ф.Зееру

Название стадии

Возраст

Содержание

Новообразование

Кризис

аморфная оптация

0- 12

-ведущая деятельность - сюжетно-ролевые игры, занятие в секциях и учеба. И зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей.

-профессионально ориентированные интересы.

- порождающая неизбежное столкновение желаемого будущего и реального настоящего.

оптация

12-16

-ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Развитие профессиональных и познавательных интересов.

учебно-профессиональное самоопределение профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования .

-кардинально изменяется социальная ситуация развития, порождающая неизбежное столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации

профессиональное обучение и подготовка

16-23

Ведущая деятельность-профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Новые взаимоотношения в коллективе, большая социальная независимость.
 

-профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду.

-наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную.

профессиональная адаптация

18-25

-ведущая деятельность – профессиональная. Изучение системы взаимоотношений в коллективе. Новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения..

-освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества

-переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой

первичная профессионализация

25-30  

- новая система отношений к окружающей действительности. Стабильная профессиональная деятельность.

-профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции.  

-переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

вторичная профессионализация

30—42

-происходит становление профессионала (повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда)

 -профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, корпоративность, гибкий стиль деятельности профессиональная мобильность.

-противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов является переход на следующую стадию профессионального становления стадию мастерства.

профессиональное мастерство

42-60

-поиск новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления.

-творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры.

-кризис социально-профессиональной самоактуализации, - это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Периодизация профессионального развития

Периодизация профессионального развития

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

Стадия первичной профессионализации и становления специалиста (25-30 лет)- формирование новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе

Стадия первичной профессионализации и становления специалиста (25-30 лет)- формирование новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе

Развитие профессиональных и познавательных интересов

Развитие профессиональных и познавательных интересов

Изучение системы взаимоотношений в коллективе

Изучение системы взаимоотношений в коллективе

При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения

При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020