Перспективное планирование дидактических игр
по развитию словаря по лексическим темам
(подготовительная группа)
Разработала воспитатель
МБДОУ детский сад №122»Лучистый»г.Брянска
Алексютина А.И.
Месяц |
Лексическая тема |
Вид дидактической игры |
||
Игры с предметами |
Словесные игры |
Настольно - печатные |
||
сентябрь |
Детский сад. Мои друзья |
Д/и «Кто пойдет, пусть возьмет» Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи.
Д/и «Для чего нужен предмет» Цель: закрепление знаний о названии предметов, речевой и умственной активности Д/и «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. |
Д/и «Зеркало» Цель: развитие речевой и двигательной активности
Д/и «Опиши своего друга, а мы отгадаем»» Цель: обогащение словарного запаса. Д/и «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. Д/и «Ласковое словечко» Цель: образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. |
Д/и «Собери картинку» Цель: закрепление знаний о название некоторых предметов, развитии мышления, речи.
Д/и «Игры с пальчиками» Цель: воспитание речевой активности, общения |
Труд работников детского сада |
Д/и «Что можно сделать?» Цель: учить подбирать слова действия к игрушкам.
Д/и «Волшебный мешочек» Цель: учить на ощупь определять названия игрушек |
Д/и «Назови три предмета» Цель: упражнение в группировке предметов
Д/и «Магазин игрушек» Цель: совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки. |
Д/и «Лото» Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов.
«Д/и «Собери картинку» Цель: закрепление знаний о название некоторых игрушек, развитии мышления, речи. |
|
Овощи. Фрукты |
Д/и «Вершки-корешки» Цель: закрепление названий овощей.
Д/и «Чудесный мешочек» Цель: закрепление умения соотносить предмета и обозначающего его слова. Д/ игра «Какой?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные Д/и«Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Д/и «Мяч бросай, четко фрукты называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. |
Д/и «Скажи, одним словом» Цель: закрепление обобщающего слова.
Д/и «Что растет на грядке» Цель: учить подбирать синонимы к определениям овощей.
Д/и «Скажи наоборот» Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям. Д/и «Опиши и узнай» Цель: умение описывать фрукты (овощи) по представлению.
Д/и «Один – много» Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных. Д/и «Назови ласково» - упражнять в словообразовании. |
Д/и « Чудесный огород» Цель: закрепление названий овощей.
Д/и «Домино» Цель: закрепление знаний о фруктах.
Д/и «Чудесный сад» Цель: закрепление качественных характеристик фруктов. Настольные игры «Лото, Фрукты.» «Лото. Овощи» Цель: закрепление названий овощей и фруктов. Настольно – печатная игра «Наш огород» Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах. Закреплять в речи детей обобщающие слова «овощи», «фрукты», их название. Упражнять детей в различении цвета предметов (баклажан – фиолетовый, морковь – оранжевая и т.д.) |
|
Хлеб всему голова |
Д/и «Четвертый лишний» Цель: закрепление обобщающих слов. Д/и «Чего не стало» Д/и «Что изменилось» Цель: развитие внимания, уточнить названия хлебных изделий. Д/и «От зернышка до булочки» Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, элеватор, комбайн. |
Д/и «Скажи наоборот» Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.
Д/и «Назови, одним словом» Цель: закрепление употребления обобщающих слов |
Д/и «Четвертый лишний» Цель: закрепление обобщающих слов. Д\и «Откуда хлеб на столе» Цель: учить раскладывать картинки в определенной последовательности, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор. |
|
октябрь |
Деревья, кустарники |
Д/и «Лишнее дерево» Цель: закрепление знаний о хвойных и лиственных деревьях.
Д/и «Разные деревья» Цель: учить подбирать синонимы к определениям. Д/и «Скажи наоборот» (высокая ель, старый дуб, тонкая сосна). Д/и «Закончи предложение» В березняке растут… В ельнике растут… В дубраве растут…) |
Д/и «Без чего не бывает?» Цель: закрепление названия частей дерева.
Д/и «Опиши и узнай» Цель: умение описывать деревья по представлению.
Д/и «Один-много» Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных. |
Д/и «Что где растет?» Цель: упражнение в классификации растений по месту их произрастания, активизация речи. Д/и «Деревья и их плоды» Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Д/ игра по развитию речи «Осенние листья» (лото) Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», учить правильно употреблять существительные в родительном падеже. |
Перелетные птицы |
Д/и «Четвертый лишний» Цель: закрепление обобщающих слов. Д/И «Чье гнездо?» Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных. «Чье гнездо?» Дети отвечают. -Лебединое гнедо. -Журавлиное |
Д/и «Наоборот» Цель: учить подбирать к определениям антонимы.
Д/и «назови лишнее слово» Цель: учить классифицировать, называть лишнее слово. Д/и «У кого – кто» Цель: упражнять в словообразовании. У грача – грачата, у скворца - … . У грача – грачонок, у журавля - … . |
Настольная игра «Птичий базар» Цель: закрепить названия птиц.
«Собери птичью семью Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц. «Собери картинку» Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц. |
|
Осень |
Д/и «Когда это бывает?» Цель: учить называть все признаки поздней осени. Д/и «Слова-друзья» Цель: учить подбирать синонимы.
|
Д/и «Какое время года?» Цель: учить, по описанию определять время года. Д/и «Придумай, и закончи» Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими словами предложение Д/ и «Скажи одним словом» Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных. Материал: мяч. У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют …(желтогрудая). |
Д/и «Что изменилось?» Цель: закрепление знаний о признаках осени.
Д/и «Собери время года» Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками. Д/и «Время года» Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками. |
|
Человек. Части тела. |
Д/и «Назови ласково». Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Д/и «Скажи похоже» Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Думать - .... (размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), шалить - ... (баловаться), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать). Д/и «Доскажи словечко». Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память. Д/и «Один – много». Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных. |
Д/и «Кто больше назовет действий?» Цель: развитие сообразительности и активизация словаря
Д/и «Кто больше заметит небылиц?» Цель: развитие умения отличать реальное от выдуманного. Д/ игра «Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, научить составлять описательный рассказ. Д/ игра«Найди пару». Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами). |
Настольно – печатная игра «Собери картинку». Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, развивать логического мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Настольно - печатная игра «Разрезные картинки». Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать умения детей складывать изображения.
Настольно – печатная игра «Тени». Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. |
|
ноябрь |
Одежда |
Д/и «Разная одежда» Цель: учить называть одежду и подбирать к ней слова антонимы.
Д/и «Магазин одежды» Цель: учить соотносить название и классификацию одежду с картинкой.
Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. |
Д/и «Одно слово лишнее» Цель: закрепление обобщающих слов.
Д/и «Угадай по одежде» Цель: учить описывать одежду товарища и отгадывать.
Д/и «Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. - Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) |
Д/и «Кто, что носит?» Цель: учить подбирать слова синонимы.
Д/и «Парные картинки» Цель: учить сравнивать разную одежду, находить признаки и сходство, активизировать словарь. Домино «Одежда» |
Обувь. Головные уборы |
Д/и «Чья обувь» Цель: учить классифицировать обувь, называть обобщающим словом.
Д/и «Башмачки» Цель: учить соотносить название обуви с картинкой. Д/и «Шапочный базар» Цель: учить классифицировать головные уборы.
Д/и «Что лишнее» Цель: учить называть обобщающим словом, выделять лишние предметы
|
Д/и «Мы такие разные» Цель: учить подбирать слова антонимы.
Д/и «Когда мы носим?» Цель: закрепление знаний о сезонной обуви Д/и «Магазин головных уборов» Цель: учить подбирать слова синонимы при покупке головного убора.
Д/и «Старые шляпы» Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы. |
Д/и «Мы друзья» Цель: учить подбирать пары обуви и к ним слова синонимы. Д/и «Найди, когда мы носим» Цель: закрепление название головных уборов по времени года.
Д/и «Парные картинки» Цель: учить сравнивать разные головные уборы, находить признаки и сходство, активизировать словарь |
|
Посуда. |
Д/и «Назови ласково» с мячом Цель: учимся образовывать имена существительные, используя суффиксы уменьшительно-ласкательного значения. тарелка – тарелочка, сковорода – сковородочка, чашка – чашечка, стакан – стаканчик, Д/и «Один – много» Задачи: учимся образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже. |
Д/и «Из чего сделана посуда?» (с мячом) Цель: обогащение словаря прилагательными Вилка из металла – металлическая Ваза из хрусталя – хрустальная Д/и «Сервируем стол» («Что где хранится», «Что где лежит», «Где продукты живут») Сухари подадим на стол в сухарнице; cоль - в солонке; cелёдка - в селёдочнице; чай-в чайнице; суп-в супнице; Д/и «Слова-родственники» Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем. Кофе — кофейный, кофейник, кофеварка, кофемолка… Чай – чайник, чайный, чаёк, |
«Лото. Посуда» Цель: обогащение словаря существительных Д/и «Сервируем стол» Цель: обогащение словаря существительных (Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку). Д\и «Что лишнее» Цель: развитие внимания, обогащение словаря существительных
|
|
|
Продукты питания |
Д/и «Вкусный, превкусный» Цель: учить подбирать слова синонимы и употреблять их в активной речи.
Д/и «Приготовь обед» Цель: закрепление знаний о продуктах питания, что из них можно приготовить |
Д/и «Горячо - холодно» Цель: учить подбирать слова антонимы. Д/и «Лишнее слово» Цель: закрепление обобщающих слов. Д/и «Какое это блюдо?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )? |
Д/и «Продуктовый магазин» Цель: закрепление названия продуктов питания, соотношение их названия с изображением. «Откуда хлеб на столе» Цель: научить ребёнка рассуждать логически, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор. Дети так же узнают откуда и как появляются в магазинах хлеб, подсолнечное масло и коровье молоко. |
декабрь
Январь |
Домашние животные и их детеныши |
Д/и «Скажи приятные слова» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Отгадай животное» Цель: учить отгадывать по описанию животное и соединять картинку животного и действие. Д/И (Игра с мячом ) «Животные и их детеныши». Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, |
Д\и «Объясни словечко» Д/и «Продолжи предложение» Д/и « Что лишнее» Д/и «Доскажи словечко» - обогащение словаря существительных Д\и «Подбери признак» обогащение словаря прилагат. Д/и «Подбери действие» -обогащение словаря глаголов Д/и «Кто больше?» Цель: образование родственных слов (кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д)
|
Настольная игра «Домашние животные и их детеныши» Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей.
Настольная игра «Зоологическое лото» Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
|
Дикие животные и их детеныши |
Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Игра с мячом «Животные и их детеныши». Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, |
Д/и «Кто как голос подает» Д/и «Подбери признак /действие/» Д/и « Что лишние» Д/и «Доскажи словечко» Д/ игра «Чей, чья, чье?» Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. След (чей?) – лисий, волчий … . Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … . Голова (чья?) – лисья, волчья … .
|
Лото «Дикие животные и их детеныши» Настольная игра «Кто, где живет?» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных. Игра «Сложи картинку» Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление. Игра «Составление рассказа-описания» Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей. |
|
Зимушка-зима |
Д/и «Времена года» Цель: учить соотносить слова определения с картинками зимы. Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Д/и «Наоборот» Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение. Д/и «Подбери действия» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. Ветер — дует, воет, свистит, ревёт; |
Д/и «Узнай, что изменилось» Цель: закрепление знаний о признаках зимы.
Д/и «Веселая зима» Цель: учить подбирать синонимы. Д/ и «Подбери родственные слова» Цель: упражнять в образовании родственных слов. Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик … Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … . Мороз – морозный, морозить, замораживать … . Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … . |
Д/и «Собери время года» Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.
Настольная игра «Круглый год» Цель: учить находить к каждому месяцу, картинки с соответствующими признаками. |
|
Зимние забавы. |
Д/и «Похожие слова» Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова. Д/и «Кому что нужно» Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных. Клюшка нужна - хоккеисту Коньки нужны - … Санки нужны - … Лыжи нужны - … |
Д/ и «Почему так назвали» Цель: упражнять в образовании сложных слов. Конькобежец – бегает на коньках Саночник – катается на санках Лыжник – … Хоккеист – … Фигурист |
Настольная игра "Сделай снеговика" Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. Настольная игра «Что лишнее?» Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы». |
|
Зимующие птицы |
Д/и «Четвертый лишний» Цель: закрепление обобщающих слов.
Д/и «Найди по описанию» Цель: учить соотносить описание название перелетных и зимующих птиц с картинкой.
Д/и «Кто как голос подает?» Цель: обогащать глагольный словарь воробей – чирикает ворона – каркает голубь – воркует синица – свистит |
Д/и «Скажи наоборот» Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям. Д/и «Слова-друзья» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Подбери признак /действие/» Д/и « Что лишние» Д/и «Доскажи словечко» Д/ игра «Чей, чья, чье?» Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. |
Д/и «Кто есть кто?» Цель: закрепление названий зимующих и перелетных птиц, учить находить сходство и различие.
Настольная игра «Птичий базар» Цель: обогащение словаря существительными.
|
|
Домашние птицы |
Д/и «Что изменилось?» Цель: учить находить свои признаки к каждому времени года. Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Д/и «Кто как голос подает» Цель: обогащать глагольный словарь |
Д/и «Придумай, и закончи» Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими словами предложения. Д/ игра «Чей, чья, чье?» Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Д/и «Скажи наоборот» Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям. Д/и «Слова-друзья» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Подбери признак /действие/» Д/и « Что лишние»
|
Домино «Домашние птицы» Лото «Домашние птицы» Цель: обогащение словаря существительными. Настольная игра «Птичий базар» Цель: обогащение словаря существительными.
|
|
|
Животные юга. |
Д/и «Назови детенышей» Д/и «Кого не стало» Д/и «Что изменилось» Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Д/и «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных |
Д\и «Объясни словечко» Д/и «Продолжи предложение» Д\и «Подбери признак» Д/и « Что лишние» Д/и «Доскажи словечко» Д/и «Подбери признак /действие/» Д/и «Чей, чья, чье» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных Д/и «Скажи наоборот» Цель: расширение и активизация словаря антонимов. Д/и «Доскажи словечко» |
Настольная игра «Зоопарк» «Кто где живее» «Зоологическое лото» Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции |
февраль |
Животные Севера. |
Д/и «Кого не стало» Д/и «Что изменилось» Д/и «Кто где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных. Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. |
Д/и «Кто лишний» Д/и «Назови ласково» Д/и «Измени по образцу» Д/и «Чей, чья, чье» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных Д/и «Скажи наоборот» Цель: расширение и активизация словаря антонимов. Д/и «Доскажи словечко» |
«Зоологическое лото» Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции Лото «Растения, животные» Цель: игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. |
Профессии. Инструменты |
Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. |
Д/и «Подбери признак /действие/» Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов Д/и «Назови женскую профессию» Цель: упражнять в словообразовании. Повар – повариха Учитель – учительница Воспитатель - … Художник - … Певец - … Скрипач - … Пианист - … Продавец - … |
Настольная игра «Кому что нужно для работы» Цель: закрепление названий инструментов
Настольная игра «Профессии» Цель: уточнить профессии.
Д/и «Из чего и кем сделано?» Цель: уточнение знаний о разных профессиях, их названиям |
|
Моя семья |
Д/и «Семья» Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Д/и «Моя семья - самая…» Цель: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
Д/и «Кто мои родители?» Цель: закрепление названия профессий родителей.
|
Д/и «Скажи по-другому» Цель: упражнение в нахождении синонимов, воспитание речевой активности.
Д/и «Похож – непохож» Цель: упражнять в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу, развитии правильной речи |
Д/и «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее». Цель:: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике); «Угадай, о ком я говорю». Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?). (1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался. 2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый). |
|
День защитника отечества |
Д/и «Кто где нас охраняет?» Цель: учить называть и определять по изображению разные виды военных служб. Д/и «Кто лишний?» Цель: закрепление обобщающих слов. Д/и «Кто служит в Армии» Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксовчик, - ист. -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; -ист: связист, танкист, артиллерист. |
Д/и «Какой он разный» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Скажи по - другому» Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими словами предложения.
Д/и «Подбери признак /действие/» Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов. |
Д/и «Кому что нужно для защиты Родины?» Цель: закрепление знаний об военной технике и военному оружию, их назначение, активизация речи. |
|
март |
Женский день. 8 Марта |
Д/и «Праздничный букет» Цель: учить согласовывать разные цветы в один букет.
Д/и «Моя мама» Цель: учить описывать свою маму по фотографии. |
Д/и «Разные мамы» Цель: учить подбирать антонимы.
Д/и «Скажи по другому» Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими словами предложения. |
Д/и «Мамы разные нужны» Цель: закрепление знаний о своих мамах, подбирать ласковые слова.
|
Ранняя весна |
Д/и «Когда это бывает?» Цель: учить называть все признаки весны.
Д/и «Слова-друзья» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. Солнце - что делает? Светит, греет. Ручьи - что делают? Бегут, журчат. Снег - что делает? Темнеет, тает |
Д/и «Узнай, что изменилось» Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны. Д/и «Слова-враги» Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение. |
Д/и «Домино» Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.
Д/и «Время года» Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками. |
|
Дом. Мебель |
Д/и «Домино» Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие. Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Д/и «Назови, какой» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный. |
Д/и «Старая, новая мебель» Цель: учить подбирать слова антонимы.
Д/и «Угадай по описанию» Цель: учить, по описанию отгадывать название мебели. Д/и «Назови части» -активизация словаря сущест. Д/и «Назови, какой дом» Цель: упражнять в образовании сложных слов. Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный. |
Д/и «Мебельный магазин» Цель: учить соотносить название и классификацию мебели с картинкой.
Д/и «Лото» Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов Д/и «Мой дом» Цель: учить описывать свой дом, квартиру, знать адрес.
Д/и «Найди свой дом» Цель: учить находить соответствующий дом своему хозяину. |
|
|
Наш город |
Д/и «Подбери признак» Цель: учить подбирать синонимы.
Д/и «Найди по описанию» Цель: учить соотносить описание название предметов с картинкой. |
Д/и «Придумай предложение» Цель: развитие речевой активности и быстроты мышления.
Д/и «Назови, одним словом» Цель: закрепление употребления обобщающих слов. |
Д/и «Путешествие по городу» Цель: закрепление знаний о родном городе, названия домашнего адреса.
Д/и «Собери картинку» Цель: закрепление знаний о достопримечательных местах Брянска. |
|
Родная страна |
Д/и «Скажи со словом «городской» Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам. (называть слова со словом «городской»:
Транспорт - городской транспорт, квартира – городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.) |
Д/и «Продолжи» Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; Д/и «Узнай по описанию» Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Москвы. |
Настольная игра «Наша Родина» Цель: расширение и закрепление знаний подрастающих россиян о своей Родине, воспитание у них чувства уважения и любви к своей Отчизне. Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов» Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов» Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города
Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов» Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города Настольная игра «Сложи герб, флаг России из фрагментов» Цель: развитие мелкой моторики |
апрель |
Транспорт. ПДД |
Д/и «Назови, по - другому» Цель: учить соотносить название транспорта с изображением и подбирать к нему синонимы.
Д/и «Найди по описанию» Цель: учить находить изображение транспорта по описанию. Д/и «Мяч бросай, транспорт быстро называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. |
Д/и «Назови, одним словом» Цель: закрепление умения употреблять обобщающие слова.
Д/и «Наоборот» Цель: закрепление умения подбирать слова антонимы. |
Д/и «Что лишнее» Цель: учить обобщать транспорт и выделить лишний.
Д/и «Умные машины» Цель: закрепление знаний о различном виде транспорта, умение группировать их по назначению, активизировать и расширять словарь. |
апрель
май |
Космос |
Д/и «Космическое путешествие» Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Д/И «Подбери признак» Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких … Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую … В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное … |
Д/и «Что лишнее» Цель: развитие слухового внимания (корабль, ракета, станция, звезда) Д/и «Скажи наоборот» Цель: обогащение словаря наречий (ярко-тускло, далеко-близко..) Д/и «Подбери парное слово» Самолет-летчик..) |
Настольная игра «Путешествие медвежонка в космосе» Цель: обогащение словаря существительных. Настольная игра «Собери картинку»
|
Весна. Первоцветы. |
Д/и «Когда это бывает?» Цель: учить называть все признаки весны.
Д/и «Слова-друзья» Цель: учить подбирать синонимы. Д/и «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. Солнце - что делает? Светит, греет. Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
|
Д/и «Узнай, что изменилось» Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны.
Д/и «Слова-враги» Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение. |
Д/и «Домино» Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.
Д/и «Время года» Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками |
|
День Победы |
Д/и «Каким видом транспорта защищают наши границы?» Цель: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны.
Д/и «Скажи какой» - обогащение словарного запаса прилагательными. |
Д/и «Один - много» Цель: Развитие логического мышления, речи детей, словарного запаса. (самолет-самолеты, корабль-корабли и др.) Д/и «Кому, что нужно?» Цель: обогащение словаря существительных Д/и «Подбери пару» - составление предложений, правильное согласование слов в роде, числе, падеже.
|
Д/И «Военная профессия» Цель: воспитывать у детей гордость за нашу Отчизну, закрепить знания о военных профессиях. (Ребёнок выбирает картинку и называет военную профессию).
Д/и «Защитники Отечества» Цель: Формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист., обогащение словарного запаса. |
|
май
|
Насекомые
|
Д/и «Назови, одним словом» Цель: закрепление и активизация обобщающего слова.
Д/и «Маленькие жучки» Цель: учить соотносить название насекомого с изображением, подбирать синонимы. Д/и «Кто где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах насекомых. |
Д/и «Большие, маленькие» Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы.
Д/и «Отгадай-ка!» Цель: учить, по описанию отгадывать название насекомого. |
Д/и «Домино» Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие.
Д/и «Живые слова» Цель: закрепление названий насекомых. |
Школа |
Д/и «Кто больше назовет действий?» Цель: активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать. Д/и «Придумай предложение». Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка. Д/и «Назови ласково» (линеечка, карандашик и т.д.) Д/и «Объясни словечко» (первоклассник, выпускник, дошколенок) Д/и «Наоборот» В детском саду – воспитатель, в школе? (учитель) В детском саду – заведующий, а в школе? (директор) В детском саду – группа, а в школе? (класс) В детском саду дети играют, а в школе? (учатся) В детском саду – занятие, а в школе? (урок) |
Д/и «Закончи предложение» (1 сентября – это день Знаний Д/и «Вставь в предложение пропущенное слово» (на уроке …. мы занимаемся спортом; На уроке … мы рисуем и т.д.) Цель: обогащение словаря существительными.
Д/и «Скажи наоборот» Хорошая оценка – плохая оценка, учебный день – выходной день, грязная доска – чистая доска) |
Д/и «Собери рюкзак в школу» Цель: Учить детей подбирать предметы, необходимые в школе, активизировать словарь существительных. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.