Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)
Оценка 4.7

Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)

Оценка 4.7
doc
04.10.2021
Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)
Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам.doc

 

 

 

 

 

Перспективное планирование дидактических игр

по развитию словаря по лексическим темам

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

                                                                          Разработала воспитатель

                                                                                                                  МБДОУ детский сад №122»Лучистый»г.Брянска

                                                             Алексютина А.И.

 

 

 

Месяц

Лексическая тема

Вид дидактической игры

Игры с предметами

Словесные игры

Настольно - печатные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Детский сад.

Мои друзья

Д/и «Кто пойдет, пусть возьмет»

Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи.

 

Д/и «Для чего нужен предмет»

Цель: закрепление знаний о названии предметов, речевой и умственной активности

Д/и «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Д/и «Зеркало»

Цель: развитие речевой и двигательной активности

 

 Д/и «Опиши своего друга, а мы отгадаем»»

Цель: обогащение словарного запаса.

Д/и  «Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе определений к существительным.

Д/и  «Ласковое словечко»

Цель: образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о название некоторых предметов, развитии мышления, речи.

 

Д/и «Игры с пальчиками»

Цель: воспитание речевой активности, общения

Труд работников детского сада

Д/и «Что можно сделать?»

Цель: учить подбирать слова действия к игрушкам.

 

Д/и «Волшебный мешочек»

Цель: учить на ощупь определять названия игрушек

Д/и «Назови три предмета»

Цель: упражнение в группировке предметов

 

Д/и «Магазин  игрушек»

Цель: совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки.

Д/и «Лото»

Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов.

 

«Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о название некоторых игрушек, развитии мышления, речи.

Овощи. Фрукты

Д/и «Вершки-корешки»

Цель: закрепление названий овощей.

 

 Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление умения соотносить предмета и обозначающего его слова.

Д/ игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Д/и«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Д/и «Мяч бросай, четко фрукты называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Д/и «Скажи, одним словом»

Цель: закрепление обобщающего слова.

 

Д/и «Что растет на грядке»

Цель: учить подбирать  синонимы к определениям овощей.

 

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Опиши и узнай»

Цель: умение описывать фрукты (овощи) по представлению.

 

Д/и «Один – много»

Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Д/и «Назови ласково» - упражнять в словообразовании.

Д/и « Чудесный огород»

Цель: закрепление названий овощей.

 

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о фруктах.

 

Д/и «Чудесный сад»

Цель: закрепление качественных характеристик фруктов.

Настольные игры «Лото, Фрукты.»

«Лото. Овощи»

Цель: закрепление названий овощей и фруктов.

Настольно – печатная игра «Наш огород»

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах. Закреплять в речи детей обобщающие слова «овощи», «фрукты», их название. Упражнять детей в различении цвета предметов (баклажан – фиолетовый, морковь – оранжевая и т.д.)

Хлеб всему голова

 Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Чего не стало»

Д/и «Что изменилось»

Цель: развитие внимания, уточнить названия хлебных изделий.

Д/и «От зернышка до булочки» Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, элеватор, комбайн.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель:  закрепление употребления обобщающих слов

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д\и «Откуда хлеб на столе»

Цель: учить раскладывать картинки в определенной последовательности,  развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

Деревья, кустарники

Д/и «Лишнее дерево»

Цель: закрепление знаний о хвойных и лиственных деревьях.

 

Д/и «Разные деревья»

Цель:  учить подбирать синонимы к определениям.

Д/и «Скажи наоборот» (высокая ель, старый дуб, тонкая сосна).

Д/и «Закончи предложение»

В березняке растут…

В ельнике растут…

В дубраве растут…)

Д/и «Без чего не бывает?»

Цель: закрепление названия частей дерева.

 

Д/и «Опиши и узнай»

Цель: умение описывать деревья по представлению.

 

Д/и «Один-много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных.

Д/и «Что где растет?»

Цель: упражнение в классификации растений по месту их произрастания, активизация речи.

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Д/ игра по развитию речи «Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Перелетные птицы

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/И «Чье гнездо?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных. «Чье гнездо?» Дети отвечают. -Лебединое гнедо. -Журавлиное

Д/и «Наоборот»

Цель: учить подбирать к определениям антонимы.

 

Д/и «назови лишнее слово»

Цель: учить классифицировать, называть лишнее слово.

Д/и «У кого – кто»

Цель: упражнять в словообразовании. У грача – грачата, у скворца - … . У грача – грачонок, у журавля - … .

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: закрепить названия птиц.

 

«Собери птичью семью

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

«Собери картинку»

Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.

Осень

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки поздней осени.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

 

Д/и «Какое время года?»

Цель: учить, по описанию определять время года.

Д/и «Придумай, и закончи»

Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими  словами предложение

Д/ и «Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных. Материал: мяч. У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют …(желтогрудая).

Д/и «Что изменилось?»

Цель: закрепление знаний о признаках осени.

 

Д/и «Собери время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Человек. Части тела.

Д/и  «Назови ласково».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д/и «Скажи похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

шалить - ... (баловаться),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать).

Д/и «Доскажи словечко». 

Цель:   закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

Д/и «Один – много».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.

Д/и «Кто больше назовет действий?»

Цель: развитие сообразительности и активизация словаря

 

Д/и «Кто больше заметит небылиц?»

Цель: развитие умения отличать реальное от выдуманного.

Д/ игра «Угадай по описанию».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, научить составлять описательный рассказ.

Д/ игра«Найди пару».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Настольно – печатная игра  «Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, развивать  логического мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.

 

Настольно - печатная игра «Разрезные картинки».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать умения детей складывать изображения.

 

Настольно – печатная игра «Тени».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Одежда

Д/и «Разная одежда»

Цель: учить называть одежду и подбирать к ней слова антонимы.

 

Д/и «Магазин одежды»

Цель: учить соотносить название и классификацию одежду  с картинкой.

 

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Одно слово лишнее»

Цель: закрепление обобщающих слов.

 

Д/и «Угадай по одежде»

Цель: учить описывать одежду товарища и отгадывать.

 

Д/и «Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Д/и «Кто, что носит?»

Цель: учить подбирать слова синонимы.

 

Д/и «Парные картинки»

Цель: учить сравнивать разную одежду, находить признаки и сходство, активизировать словарь.

Домино «Одежда»

Обувь. Головные уборы

Д/и «Чья обувь»

Цель: учить классифицировать обувь, называть обобщающим словом.

 

Д/и «Башмачки»

Цель: учить соотносить название обуви с картинкой.

Д/и «Шапочный базар»

Цель: учить классифицировать головные уборы.

 

Д/и «Что лишнее»

Цель: учить называть обобщающим словом, выделять лишние предметы

 

Д/и «Мы такие разные»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

 

Д/и «Когда мы носим?»

Цель: закрепление знаний о  сезонной обуви

Д/и «Магазин головных уборов»

Цель: учить подбирать слова синонимы при покупке головного убора.

 

Д/и «Старые шляпы»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы.

Д/и «Мы друзья»

Цель: учить подбирать пары обуви и к ним слова синонимы.

Д/и «Найди, когда мы носим»

Цель: закрепление название головных уборов по времени года.

 

Д/и «Парные картинки»

Цель: учить сравнивать разные головные уборы, находить признаки и сходство, активизировать словарь

 

Посуда.

Д/и «Назови ласково» с мячом

Цель: учимся образовывать имена существительные, используя суффиксы уменьшительно-ласкательного значения.

тарелка – тарелочка, сковорода – сковородочка, чашка – чашечка, стакан – стаканчик,

Д/и «Один – много»

Задачи: учимся образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже.

Д/и «Из чего сделана посуда?»  (с мячом)

Цель: обогащение словаря прилагательными

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Д/и «Сервируем стол»

(«Что где хранится», «Что где лежит», «Где продукты живут»)

Сухари подадим на стол в сухарнице; cоль - в солонке; cелёдка - в селёдочнице; чай-в чайнице; суп-в супнице;

Д/и «Слова-родственники»

Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем.

Кофе — кофейный, кофейник, кофеварка, кофемолка…

Чай – чайник, чайный, чаёк,

«Лото. Посуда»

Цель: обогащение словаря существительных

Д/и «Сервируем стол»

Цель: обогащение словаря существительных

(Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку).

Д\и «Что лишнее»

Цель: развитие внимания, обогащение словаря существительных

 

 

Продукты питания

Д/и «Вкусный, превкусный»

Цель: учить подбирать слова синонимы и  употреблять их в активной речи.

 

Д/и «Приготовь обед»

Цель: закрепление знаний о продуктах питания, что из них можно приготовить

Д/и «Горячо - холодно»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

Д/и «Лишнее слово»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Д/и «Продуктовый магазин»

Цель: закрепление названия продуктов питания, соотношение их названия с изображением.

«Откуда хлеб на столе»

Цель: научить ребёнка рассуждать логически, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор. Дети так же узнают откуда и как появляются в магазинах хлеб, подсолнечное масло и коровье молоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Домашние животные и их детеныши

Д/и «Скажи приятные слова»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Отгадай животное»

Цель: учить отгадывать по описанию животное и соединять картинку животного и действие.

Д/И (Игра с мячом )

«Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования,

Д\и «Объясни словечко»

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и « Что лишнее»

Д/и «Доскажи словечко» - обогащение словаря существительных

Д\и «Подбери признак» обогащение словаря прилагат.

Д/и «Подбери действие» -обогащение словаря глаголов

Д/и «Кто больше?»

Цель: образование родственных слов (кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д)

 

Настольная игра «Домашние животные и их детеныши»

Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей.

 

Настольная игра

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

 

 

Дикие животные и их детеныши

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования,

Д/и «Кто как голос подает»

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. След (чей?) – лисий, волчий … . Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … . Голова (чья?) – лисья, волчья … .

 

Лото «Дикие животные и их детеныши»

Настольная игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Зимушка-зима

Д/и «Времена года»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками зимы.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

 

Д/и «Наоборот»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Подбери действия»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: закрепление знаний о признаках зимы.

 

Д/и «Веселая зима»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/ и «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов. Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик … Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … . Мороз – морозный, морозить, замораживать … . Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Д/и «Собери время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

 

Настольная игра «Круглый год»

Цель: учить находить к каждому месяцу, картинки с соответствующими признаками.

Зимние забавы.

Д/и «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Д/и «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.

Клюшка нужна - хоккеисту

Коньки нужны - …

Санки нужны - …

Лыжи нужны - …

Д/ и «Почему так назвали»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках

Саночник – катается на санках

Лыжник – …

Хоккеист – …

Фигурист

Настольная игра "Сделай снеговика"

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Настольная игра «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Зимующие птицы

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить соотносить описание название перелетных и зимующих птиц с картинкой.

 

Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: обогащать глагольный словарь

воробей – чирикает

ворона – каркает

голубь – воркует

синица – свистит

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Д/и «Кто есть кто?»

Цель: закрепление названий зимующих и перелетных птиц, учить находить сходство и различие.

 

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: обогащение словаря существительными.

 

Домашние птицы

Д/и «Что изменилось?»

Цель: учить находить свои признаки к каждому времени года.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Кто как голос подает»

Цель: обогащать глагольный словарь

Д/и «Придумай, и закончи»

Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

 

Домино «Домашние птицы»

Лото «Домашние птицы»

 Цель: обогащение словаря существительными.

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: обогащение словаря существительными.

 

 

 

Животные юга.

Д/и «Назови детенышей»

Д/и «Кого не стало»

Д/и «Что изменилось»

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д\и «Объясни словечко»

Д/и «Продолжи предложение»

Д\и «Подбери признак»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и «Чей, чья, чье»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: расширение и активизация словаря антонимов.

Д/и «Доскажи словечко»

Настольная игра «Зоопарк»

«Кто где живее»

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Животные Севера.

Д/и «Кого не стало»

Д/и «Что изменилось»

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Кто лишний»

Д/и «Назови ласково»

Д/и «Измени по образцу»

Д/и «Чей, чья, чье»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: расширение и активизация словаря антонимов.

Д/и «Доскажи словечко»

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции

Лото «Растения, животные»

Цель: игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций.

Профессии. Инструменты

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов

Д/и «Назови женскую профессию»

Цель: упражнять в словообразовании. Повар – повариха Учитель – учительница Воспитатель - … Художник - … Певец - … Скрипач - … Пианист - … Продавец - …

Настольная игра «Кому что нужно для работы»

Цель: закрепление названий инструментов

 

Настольная игра «Профессии»

Цель: уточнить профессии.

 

Д/и «Из чего и кем сделано?»

Цель: уточнение знаний о разных профессиях, их названиям

Моя  семья

Д/и «Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

 

Д/и «Моя семья - самая…»

Цель: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

 

Д/и «Кто мои родители?»

Цель: закрепление названия профессий родителей.

 

Д/и «Скажи по-другому»

Цель: упражнение в нахождении синонимов, воспитание речевой активности.

 

Д/и «Похож – непохож»

Цель: упражнять в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу, развитии правильной речи

Д/и «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Цель:: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);

«Угадай, о ком я говорю».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?). (1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался. 2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

День защитника отечества

Д/и «Кто где нас охраняет?»

Цель: учить называть и определять по изображению разные виды военных служб.

Д/и «Кто лишний?»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Кто служит в Армии»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксовчик, - ист. -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; -ист: связист, танкист, артиллерист.

Д/и «Какой он разный»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Скажи по - другому»

Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

 

Д/и «Подбери признак /действие/»

Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов.

Д/и «Кому что нужно для защиты Родины?»

Цель: закрепление знаний об военной технике и военному оружию, их назначение, активизация речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

Женский день. 8 Марта

Д/и «Праздничный букет»

Цель: учить согласовывать разные цветы в один букет.

 

Д/и «Моя мама»

Цель: учить описывать свою маму по фотографии.

Д/и «Разные мамы»

Цель: учить подбирать антонимы.

 

Д/и «Скажи по другому»

Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

Д/и «Мамы разные нужны»

Цель: закрепление знаний о своих мамах, подбирать ласковые слова.

 

 

Ранняя весна

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки весны.

 

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

 Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны.

Д/и «Слова-враги»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.

 

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Дом. Мебель

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Назови, какой»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Д/и «Старая, новая мебель»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

 

Д/и «Угадай по описанию»

 Цель: учить, по описанию отгадывать название мебели.

Д/и «Назови части» -активизация словаря сущест.

Д/и «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Д/и «Мебельный магазин»

Цель: учить соотносить название и классификацию мебели  с картинкой.

 

Д/и «Лото»

Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов Д/и «Мой дом»

Цель: учить описывать свой дом, квартиру, знать адрес.

 

Д/и «Найди свой дом»

Цель: учить находить соответствующий дом своему хозяину.

 

Наш город

Д/и «Подбери признак»

Цель: учить подбирать синонимы.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить соотносить описание название предметов с картинкой.

Д/и «Придумай предложение»

Цель: развитие речевой активности  и быстроты мышления.

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель:  закрепление употребления обобщающих слов.

Д/и «Путешествие по городу»

Цель: закрепление знаний о родном городе, названия домашнего адреса.

 

Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о достопримечательных местах Брянска.

 

Родная страна

Д/и «Скажи со словом «городской»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.

(называть слова со словом «городской»:

 

Транспорт  - городской транспорт,  квартира – городская  квартира,

дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.) 

Д/и «Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;

Д/и «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Москвы.

Настольная игра «Наша Родина»

Цель: расширение и закрепление знаний подрастающих россиян о своей Родине, воспитание у них чувства уважения и любви к своей Отчизне.

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

 

 

 

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Настольная игра «Сложи герб, флаг России из фрагментов»

Цель: развитие мелкой моторики

апрель

Транспорт. ПДД

Д/и «Назови, по - другому»

Цель: учить соотносить название транспорта с изображением и подбирать  к нему  синонимы.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить находить изображение транспорта по описанию.

Д/и «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Д/и «Назови, одним словом»

Цель: закрепление умения употреблять обобщающие слова.

 

Д/и «Наоборот»

Цель: закрепление умения подбирать слова антонимы.

Д/и «Что лишнее»

Цель: учить обобщать транспорт и выделить лишний.

 

Д/и «Умные машины»

Цель: закрепление знаний о различном виде транспорта, умение группировать их по назначению, активизировать и расширять словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Космос

Д/и «Космическое путешествие»

Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов,

Д/И «Подбери признак»

Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …

Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …

В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …

Д/и «Что лишнее»

Цель: развитие слухового внимания (корабль, ракета, станция, звезда)

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: обогащение словаря наречий (ярко-тускло, далеко-близко..)

Д/и «Подбери парное слово»

Самолет-летчик..)

Настольная игра «Путешествие медвежонка в космосе»

Цель: обогащение словаря существительных.

 Настольная игра «Собери картинку»

 

Весна. Первоцветы.

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки весны.

 

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

 Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

 

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны.

 

Д/и «Слова-враги»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.

 

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками

День Победы

Д/и «Каким видом транспорта  защищают наши границы?»

Цель: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны.

 

 

Д/и «Скажи какой»

- обогащение словарного запаса прилагательными.

Д/и «Один - много»

Цель: Развитие логического мышления, речи детей, словарного запаса. (самолет-самолеты, корабль-корабли и др.)

Д/и «Кому, что нужно?»

Цель: обогащение словаря существительных

Д/и «Подбери пару»

- составление предложений, правильное согласование слов в роде, числе, падеже.

 

 

Д/И «Военная профессия»

Цель: воспитывать у детей гордость за нашу Отчизну, закрепить знания о военных профессиях. (Ребёнок выбирает картинку и называет военную профессию).

 

Д/и «Защитники Отечества»

Цель: Формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист., обогащение словарного запаса.

май

 

Насекомые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель: закрепление и активизация обобщающего слова.

 

Д/и «Маленькие жучки»

Цель: учить соотносить название насекомого с изображением, подбирать синонимы.

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах насекомых.

Д/и «Большие, маленькие»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы.

 

Д/и «Отгадай-ка!»

Цель: учить, по описанию отгадывать название насекомого.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие.

 

Д/и «Живые слова»

Цель: закрепление названий насекомых.

Школа

Д/и «Кто больше назовет действий?»

Цель: активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.

Д/и «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Д/и «Назови ласково» (линеечка, карандашик и т.д.)

Д/и «Объясни словечко»

(первоклассник, выпускник, дошколенок)

 Д/и «Наоборот»

В детском саду – воспитатель, в школе? (учитель)

 В детском саду – заведующий, а в школе? (директор)

В детском саду – группа, а в школе? (класс)

 В детском саду дети играют, а в школе? (учатся)

В детском саду – занятие, а в школе? (урок)

Д/и «Закончи предложение»

(1 сентября – это день Знаний
перерыв между уроками – это перемена, урок проводит –учитель т.д.)

Д/и «Вставь в предложение пропущенное слово» (на уроке …. мы занимаемся спортом;

На уроке … мы рисуем и т.д.)

Цель: обогащение словаря существительными.

 

Д/и «Скажи наоборот»

Хорошая оценка – плохая оценка, учебный день – выходной день, грязная доска – чистая доска)

Д/и «Собери рюкзак в школу»

Цель: Учить детей подбирать предметы, необходимые в школе, активизировать словарь существительных.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)

Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)

Месяц Лексическая тема

Месяц Лексическая тема

Д/ игра «Какой?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Д/ игра «Какой?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Деревья, кустарники Д/и «Лишнее дерево»

Деревья, кустарники Д/и «Лишнее дерево»

Д/и «Что изменилось?» Цель: закрепление знаний о признаках осени

Д/и «Что изменилось?» Цель: закрепление знаний о признаках осени

Одежда Д/и «Разная одежда» Цель: учить называть одежду и подбирать к ней слова антонимы

Одежда Д/и «Разная одежда» Цель: учить называть одежду и подбирать к ней слова антонимы

Д/и «Слова-родственники» Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем

Д/и «Слова-родственники» Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем

Январь Домашние животные и их детеныши

Январь Домашние животные и их детеныши

Д/и «Кому что нужно» Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных

Д/и «Кому что нужно» Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных

Развивать способность к обобщению

Развивать способность к обобщению

Животные Севера. Д/и «Кого не стало»

Животные Севера. Д/и «Кого не стало»

Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый)

Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый)

Солнце - что делает? Светит, греет

Солнце - что делает? Светит, греет

Транспорт - городской транспорт, квартира – городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители

Транспорт - городской транспорт, квартира – городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители

Космос Д/и «Космическое путешествие»

Космос Д/и «Космическое путешествие»

Д/и «Скажи какой» - обогащение словарного запаса прилагательными

Д/и «Скажи какой» - обогащение словарного запаса прилагательными

Школа Д/и «Кто больше назовет действий?»

Школа Д/и «Кто больше назовет действий?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021