Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам (подготовительная группа)

  • doc
  • 05.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Перспективное планирование дидактических игр по развитию словаря по лексическим темам.doc

 

 

 

 

 

Перспективное планирование дидактических игр

по развитию словаря по лексическим темам

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

                                                                          Разработала воспитатель

                                                                                                                  МБДОУ детский сад №122»Лучистый»г.Брянска

                                                             Алексютина А.И.

 

 

 

Месяц

Лексическая тема

Вид дидактической игры

Игры с предметами

Словесные игры

Настольно - печатные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Детский сад.

Мои друзья

Д/и «Кто пойдет, пусть возьмет»

Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи.

 

Д/и «Для чего нужен предмет»

Цель: закрепление знаний о названии предметов, речевой и умственной активности

Д/и «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Д/и «Зеркало»

Цель: развитие речевой и двигательной активности

 

 Д/и «Опиши своего друга, а мы отгадаем»»

Цель: обогащение словарного запаса.

Д/и  «Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе определений к существительным.

Д/и  «Ласковое словечко»

Цель: образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о название некоторых предметов, развитии мышления, речи.

 

Д/и «Игры с пальчиками»

Цель: воспитание речевой активности, общения

Труд работников детского сада

Д/и «Что можно сделать?»

Цель: учить подбирать слова действия к игрушкам.

 

Д/и «Волшебный мешочек»

Цель: учить на ощупь определять названия игрушек

Д/и «Назови три предмета»

Цель: упражнение в группировке предметов

 

Д/и «Магазин  игрушек»

Цель: совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки.

Д/и «Лото»

Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов.

 

«Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о название некоторых игрушек, развитии мышления, речи.

Овощи. Фрукты

Д/и «Вершки-корешки»

Цель: закрепление названий овощей.

 

 Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление умения соотносить предмета и обозначающего его слова.

Д/ игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Д/и«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Д/и «Мяч бросай, четко фрукты называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Д/и «Скажи, одним словом»

Цель: закрепление обобщающего слова.

 

Д/и «Что растет на грядке»

Цель: учить подбирать  синонимы к определениям овощей.

 

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Опиши и узнай»

Цель: умение описывать фрукты (овощи) по представлению.

 

Д/и «Один – много»

Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных.

Д/и «Назови ласково» - упражнять в словообразовании.

Д/и « Чудесный огород»

Цель: закрепление названий овощей.

 

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о фруктах.

 

Д/и «Чудесный сад»

Цель: закрепление качественных характеристик фруктов.

Настольные игры «Лото, Фрукты.»

«Лото. Овощи»

Цель: закрепление названий овощей и фруктов.

Настольно – печатная игра «Наш огород»

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах. Закреплять в речи детей обобщающие слова «овощи», «фрукты», их название. Упражнять детей в различении цвета предметов (баклажан – фиолетовый, морковь – оранжевая и т.д.)

Хлеб всему голова

 Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Чего не стало»

Д/и «Что изменилось»

Цель: развитие внимания, уточнить названия хлебных изделий.

Д/и «От зернышка до булочки» Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, элеватор, комбайн.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель:  закрепление употребления обобщающих слов

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д\и «Откуда хлеб на столе»

Цель: учить раскладывать картинки в определенной последовательности,  развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

Деревья, кустарники

Д/и «Лишнее дерево»

Цель: закрепление знаний о хвойных и лиственных деревьях.

 

Д/и «Разные деревья»

Цель:  учить подбирать синонимы к определениям.

Д/и «Скажи наоборот» (высокая ель, старый дуб, тонкая сосна).

Д/и «Закончи предложение»

В березняке растут…

В ельнике растут…

В дубраве растут…)

Д/и «Без чего не бывает?»

Цель: закрепление названия частей дерева.

 

Д/и «Опиши и узнай»

Цель: умение описывать деревья по представлению.

 

Д/и «Один-много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных.

Д/и «Что где растет?»

Цель: упражнение в классификации растений по месту их произрастания, активизация речи.

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Д/ игра по развитию речи «Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Перелетные птицы

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/И «Чье гнездо?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных. «Чье гнездо?» Дети отвечают. -Лебединое гнедо. -Журавлиное

Д/и «Наоборот»

Цель: учить подбирать к определениям антонимы.

 

Д/и «назови лишнее слово»

Цель: учить классифицировать, называть лишнее слово.

Д/и «У кого – кто»

Цель: упражнять в словообразовании. У грача – грачата, у скворца - … . У грача – грачонок, у журавля - … .

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: закрепить названия птиц.

 

«Собери птичью семью

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

«Собери картинку»

Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.

Осень

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки поздней осени.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

 

Д/и «Какое время года?»

Цель: учить, по описанию определять время года.

Д/и «Придумай, и закончи»

Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими  словами предложение

Д/ и «Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных. Материал: мяч. У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют …(желтогрудая).

Д/и «Что изменилось?»

Цель: закрепление знаний о признаках осени.

 

Д/и «Собери время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Человек. Части тела.

Д/и  «Назови ласково».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д/и «Скажи похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

шалить - ... (баловаться),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать).

Д/и «Доскажи словечко». 

Цель:   закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

Д/и «Один – много».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.

Д/и «Кто больше назовет действий?»

Цель: развитие сообразительности и активизация словаря

 

Д/и «Кто больше заметит небылиц?»

Цель: развитие умения отличать реальное от выдуманного.

Д/ игра «Угадай по описанию».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, научить составлять описательный рассказ.

Д/ игра«Найди пару».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Настольно – печатная игра  «Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, развивать  логического мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.

 

Настольно - печатная игра «Разрезные картинки».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать умения детей складывать изображения.

 

Настольно – печатная игра «Тени».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Одежда

Д/и «Разная одежда»

Цель: учить называть одежду и подбирать к ней слова антонимы.

 

Д/и «Магазин одежды»

Цель: учить соотносить название и классификацию одежду  с картинкой.

 

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Одно слово лишнее»

Цель: закрепление обобщающих слов.

 

Д/и «Угадай по одежде»

Цель: учить описывать одежду товарища и отгадывать.

 

Д/и «Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Д/и «Кто, что носит?»

Цель: учить подбирать слова синонимы.

 

Д/и «Парные картинки»

Цель: учить сравнивать разную одежду, находить признаки и сходство, активизировать словарь.

Домино «Одежда»

Обувь. Головные уборы

Д/и «Чья обувь»

Цель: учить классифицировать обувь, называть обобщающим словом.

 

Д/и «Башмачки»

Цель: учить соотносить название обуви с картинкой.

Д/и «Шапочный базар»

Цель: учить классифицировать головные уборы.

 

Д/и «Что лишнее»

Цель: учить называть обобщающим словом, выделять лишние предметы

 

Д/и «Мы такие разные»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

 

Д/и «Когда мы носим?»

Цель: закрепление знаний о  сезонной обуви

Д/и «Магазин головных уборов»

Цель: учить подбирать слова синонимы при покупке головного убора.

 

Д/и «Старые шляпы»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы.

Д/и «Мы друзья»

Цель: учить подбирать пары обуви и к ним слова синонимы.

Д/и «Найди, когда мы носим»

Цель: закрепление название головных уборов по времени года.

 

Д/и «Парные картинки»

Цель: учить сравнивать разные головные уборы, находить признаки и сходство, активизировать словарь

 

Посуда.

Д/и «Назови ласково» с мячом

Цель: учимся образовывать имена существительные, используя суффиксы уменьшительно-ласкательного значения.

тарелка – тарелочка, сковорода – сковородочка, чашка – чашечка, стакан – стаканчик,

Д/и «Один – много»

Задачи: учимся образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже.

Д/и «Из чего сделана посуда?»  (с мячом)

Цель: обогащение словаря прилагательными

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Д/и «Сервируем стол»

(«Что где хранится», «Что где лежит», «Где продукты живут»)

Сухари подадим на стол в сухарнице; cоль - в солонке; cелёдка - в селёдочнице; чай-в чайнице; суп-в супнице;

Д/и «Слова-родственники»

Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем.

Кофе — кофейный, кофейник, кофеварка, кофемолка…

Чай – чайник, чайный, чаёк,

«Лото. Посуда»

Цель: обогащение словаря существительных

Д/и «Сервируем стол»

Цель: обогащение словаря существительных

(Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку).

Д\и «Что лишнее»

Цель: развитие внимания, обогащение словаря существительных

 

 

Продукты питания

Д/и «Вкусный, превкусный»

Цель: учить подбирать слова синонимы и  употреблять их в активной речи.

 

Д/и «Приготовь обед»

Цель: закрепление знаний о продуктах питания, что из них можно приготовить

Д/и «Горячо - холодно»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

Д/и «Лишнее слово»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Д/и «Продуктовый магазин»

Цель: закрепление названия продуктов питания, соотношение их названия с изображением.

«Откуда хлеб на столе»

Цель: научить ребёнка рассуждать логически, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор. Дети так же узнают откуда и как появляются в магазинах хлеб, подсолнечное масло и коровье молоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Домашние животные и их детеныши

Д/и «Скажи приятные слова»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Отгадай животное»

Цель: учить отгадывать по описанию животное и соединять картинку животного и действие.

Д/И (Игра с мячом )

«Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования,

Д\и «Объясни словечко»

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и « Что лишнее»

Д/и «Доскажи словечко» - обогащение словаря существительных

Д\и «Подбери признак» обогащение словаря прилагат.

Д/и «Подбери действие» -обогащение словаря глаголов

Д/и «Кто больше?»

Цель: образование родственных слов (кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д)

 

Настольная игра «Домашние животные и их детеныши»

Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей.

 

Настольная игра

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

 

 

Дикие животные и их детеныши

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования,

Д/и «Кто как голос подает»

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные. След (чей?) – лисий, волчий … . Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … . Голова (чья?) – лисья, волчья … .

 

Лото «Дикие животные и их детеныши»

Настольная игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Зимушка-зима

Д/и «Времена года»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками зимы.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

 

Д/и «Наоборот»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Подбери действия»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: закрепление знаний о признаках зимы.

 

Д/и «Веселая зима»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/ и «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов. Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик … Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … . Мороз – морозный, морозить, замораживать … . Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Д/и «Собери время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

 

Настольная игра «Круглый год»

Цель: учить находить к каждому месяцу, картинки с соответствующими признаками.

Зимние забавы.

Д/и «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Д/и «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.

Клюшка нужна - хоккеисту

Коньки нужны - …

Санки нужны - …

Лыжи нужны - …

Д/ и «Почему так назвали»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках

Саночник – катается на санках

Лыжник – …

Хоккеист – …

Фигурист

Настольная игра "Сделай снеговика"

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Настольная игра «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Зимующие птицы

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: закрепление обобщающих слов.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить соотносить описание название перелетных и зимующих птиц с картинкой.

 

Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: обогащать глагольный словарь

воробей – чирикает

ворона – каркает

голубь – воркует

синица – свистит

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Д/и «Кто есть кто?»

Цель: закрепление названий зимующих и перелетных птиц, учить находить сходство и различие.

 

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: обогащение словаря существительными.

 

Домашние птицы

Д/и «Что изменилось?»

Цель: учить находить свои признаки к каждому времени года.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Кто как голос подает»

Цель: обогащать глагольный словарь

Д/и «Придумай, и закончи»

Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

Д/ игра «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в умении подбирать антонимы к словам определениям.

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и « Что лишние»

 

Домино «Домашние птицы»

Лото «Домашние птицы»

 Цель: обогащение словаря существительными.

Настольная игра «Птичий базар»

Цель: обогащение словаря существительными.

 

 

 

Животные юга.

Д/и «Назови детенышей»

Д/и «Кого не стало»

Д/и «Что изменилось»

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д\и «Объясни словечко»

Д/и «Продолжи предложение»

Д\и «Подбери признак»

Д/и « Что лишние»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/и «Подбери признак /действие/»

Д/и «Чей, чья, чье»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: расширение и активизация словаря антонимов.

Д/и «Доскажи словечко»

Настольная игра «Зоопарк»

«Кто где живее»

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Животные Севера.

Д/и «Кого не стало»

Д/и «Что изменилось»

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Кто лишний»

Д/и «Назови ласково»

Д/и «Измени по образцу»

Д/и «Чей, чья, чье»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: расширение и активизация словаря антонимов.

Д/и «Доскажи словечко»

«Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции

Лото «Растения, животные»

Цель: игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций.

Профессии. Инструменты

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Подбери признак /действие/»

Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов

Д/и «Назови женскую профессию»

Цель: упражнять в словообразовании. Повар – повариха Учитель – учительница Воспитатель - … Художник - … Певец - … Скрипач - … Пианист - … Продавец - …

Настольная игра «Кому что нужно для работы»

Цель: закрепление названий инструментов

 

Настольная игра «Профессии»

Цель: уточнить профессии.

 

Д/и «Из чего и кем сделано?»

Цель: уточнение знаний о разных профессиях, их названиям

Моя  семья

Д/и «Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

 

Д/и «Моя семья - самая…»

Цель: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

 

Д/и «Кто мои родители?»

Цель: закрепление названия профессий родителей.

 

Д/и «Скажи по-другому»

Цель: упражнение в нахождении синонимов, воспитание речевой активности.

 

Д/и «Похож – непохож»

Цель: упражнять в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу, развитии правильной речи

Д/и «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Цель:: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);

«Угадай, о ком я говорю».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?). (1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался. 2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

День защитника отечества

Д/и «Кто где нас охраняет?»

Цель: учить называть и определять по изображению разные виды военных служб.

Д/и «Кто лишний?»

Цель: закрепление обобщающих слов.

Д/и «Кто служит в Армии»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксовчик, - ист. -чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; -ист: связист, танкист, артиллерист.

Д/и «Какой он разный»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Скажи по - другому»

Цель: учить придумывать слова, противоположные по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

 

Д/и «Подбери признак /действие/»

Цель: Расширение и активизация словаря прилагательных и глаголов.

Д/и «Кому что нужно для защиты Родины?»

Цель: закрепление знаний об военной технике и военному оружию, их назначение, активизация речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

Женский день. 8 Марта

Д/и «Праздничный букет»

Цель: учить согласовывать разные цветы в один букет.

 

Д/и «Моя мама»

Цель: учить описывать свою маму по фотографии.

Д/и «Разные мамы»

Цель: учить подбирать антонимы.

 

Д/и «Скажи по другому»

Цель: учить придумывать слова, похожие по смыслу, и заканчивать этими  словами предложения.

Д/и «Мамы разные нужны»

Цель: закрепление знаний о своих мамах, подбирать ласковые слова.

 

 

Ранняя весна

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки весны.

 

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

 Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны.

Д/и «Слова-враги»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.

 

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками.

Дом. Мебель

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие.

Д/игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/и «Назови, какой»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Д/и «Старая, новая мебель»

Цель: учить подбирать слова антонимы.

 

Д/и «Угадай по описанию»

 Цель: учить, по описанию отгадывать название мебели.

Д/и «Назови части» -активизация словаря сущест.

Д/и «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Д/и «Мебельный магазин»

Цель: учить соотносить название и классификацию мебели  с картинкой.

 

Д/и «Лото»

Цель: упражнение в правильном использовании обобщающих слов Д/и «Мой дом»

Цель: учить описывать свой дом, квартиру, знать адрес.

 

Д/и «Найди свой дом»

Цель: учить находить соответствующий дом своему хозяину.

 

Наш город

Д/и «Подбери признак»

Цель: учить подбирать синонимы.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить соотносить описание название предметов с картинкой.

Д/и «Придумай предложение»

Цель: развитие речевой активности  и быстроты мышления.

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель:  закрепление употребления обобщающих слов.

Д/и «Путешествие по городу»

Цель: закрепление знаний о родном городе, названия домашнего адреса.

 

Д/и «Собери картинку»

Цель: закрепление знаний о достопримечательных местах Брянска.

 

Родная страна

Д/и «Скажи со словом «городской»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.

(называть слова со словом «городской»:

 

Транспорт  - городской транспорт,  квартира – городская  квартира,

дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.) 

Д/и «Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;

Д/и «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Москвы.

Настольная игра «Наша Родина»

Цель: расширение и закрепление знаний подрастающих россиян о своей Родине, воспитание у них чувства уважения и любви к своей Отчизне.

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

 

 

 

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Настольная игра «Сложи герб, флаг России из фрагментов»

Цель: развитие мелкой моторики

апрель

Транспорт. ПДД

Д/и «Назови, по - другому»

Цель: учить соотносить название транспорта с изображением и подбирать  к нему  синонимы.

 

Д/и «Найди по описанию»

Цель: учить находить изображение транспорта по описанию.

Д/и «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Д/и «Назови, одним словом»

Цель: закрепление умения употреблять обобщающие слова.

 

Д/и «Наоборот»

Цель: закрепление умения подбирать слова антонимы.

Д/и «Что лишнее»

Цель: учить обобщать транспорт и выделить лишний.

 

Д/и «Умные машины»

Цель: закрепление знаний о различном виде транспорта, умение группировать их по назначению, активизировать и расширять словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Космос

Д/и «Космическое путешествие»

Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов,

Д/И «Подбери признак»

Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …

Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …

В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …

Д/и «Что лишнее»

Цель: развитие слухового внимания (корабль, ракета, станция, звезда)

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: обогащение словаря наречий (ярко-тускло, далеко-близко..)

Д/и «Подбери парное слово»

Самолет-летчик..)

Настольная игра «Путешествие медвежонка в космосе»

Цель: обогащение словаря существительных.

 Настольная игра «Собери картинку»

 

Весна. Первоцветы.

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить называть все признаки весны.

 

Д/и «Слова-друзья»

Цель: учить подбирать синонимы.

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

 Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

 

Д/и «Узнай, что изменилось»

Цель: учить соотносить слова определения с картинками весны.

 

Д/и «Слова-враги»

Цель: подобрать слова антонимы и закончить предложение.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о весне, об изменениях, происходящих в природе, с животными, птицами, людьми, активизация речи.

 

Д/и «Время года»

Цель: учить собирать к каждому времени года, картинки с соответствующими времени года признаками

День Победы

Д/и «Каким видом транспорта  защищают наши границы?»

Цель: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны.

 

 

Д/и «Скажи какой»

- обогащение словарного запаса прилагательными.

Д/и «Один - много»

Цель: Развитие логического мышления, речи детей, словарного запаса. (самолет-самолеты, корабль-корабли и др.)

Д/и «Кому, что нужно?»

Цель: обогащение словаря существительных

Д/и «Подбери пару»

- составление предложений, правильное согласование слов в роде, числе, падеже.

 

 

Д/И «Военная профессия»

Цель: воспитывать у детей гордость за нашу Отчизну, закрепить знания о военных профессиях. (Ребёнок выбирает картинку и называет военную профессию).

 

Д/и «Защитники Отечества»

Цель: Формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист., обогащение словарного запаса.

май

 

Насекомые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Назови, одним словом»

Цель: закрепление и активизация обобщающего слова.

 

Д/и «Маленькие жучки»

Цель: учить соотносить название насекомого с изображением, подбирать синонимы.

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах насекомых.

Д/и «Большие, маленькие»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова антонимы.

 

Д/и «Отгадай-ка!»

Цель: учить, по описанию отгадывать название насекомого.

Д/и «Домино»

Цель: закрепление знаний о насекомых, учить находить сходство и различие.

 

Д/и «Живые слова»

Цель: закрепление названий насекомых.

Школа

Д/и «Кто больше назовет действий?»

Цель: активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.

Д/и «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Д/и «Назови ласково» (линеечка, карандашик и т.д.)

Д/и «Объясни словечко»

(первоклассник, выпускник, дошколенок)

 Д/и «Наоборот»

В детском саду – воспитатель, в школе? (учитель)

 В детском саду – заведующий, а в школе? (директор)

В детском саду – группа, а в школе? (класс)

 В детском саду дети играют, а в школе? (учатся)

В детском саду – занятие, а в школе? (урок)

Д/и «Закончи предложение»

(1 сентября – это день Знаний
перерыв между уроками – это перемена, урок проводит –учитель т.д.)

Д/и «Вставь в предложение пропущенное слово» (на уроке …. мы занимаемся спортом;

На уроке … мы рисуем и т.д.)

Цель: обогащение словаря существительными.

 

Д/и «Скажи наоборот»

Хорошая оценка – плохая оценка, учебный день – выходной день, грязная доска – чистая доска)

Д/и «Собери рюкзак в школу»

Цель: Учить детей подбирать предметы, необходимые в школе, активизировать словарь существительных.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru