Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе
Оценка 5

Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе

Оценка 5
doc
06.12.2022
Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе
Кондратова Т.С. Статья.doc

Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе

Кондратова Тамара Сергеевна

учитель биологии и химии

КГУ «Опорная школа(Ресурсный центр) на базе гимназии № 9»

Карагандинская область, п.Осакаровка

 

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам».

М. Булгаков

 

Современная  школа преодолевает сегодня  такой период, когда привычные, традиционные методы не «будят» ум,  а   «живое»  мышление зажато в рамках названной системы. Задачи, стоящие  перед современной школой – это неустанный поиск, кропотливая повседневная работа тысяч учителей, которая учитывает все сложности и все так называемые мелочи, которые в действительности оказываются отнюдь не мелочами.

Учитель, подводящий ученика к бездне знаний, не пугает его пропастью неизвестного, неизведанного и непонятного,  а убеждает его в собственной   возможности построить мост через эту бездну.

Современное образование должно формировать у подрастающих поколений понимание ценности знаний как личностного успеха  в собственном  будущем. Новые подходы в образовании раскрепостили инициативу учителя, открыли новые горизонты педагогического поиска. Неординарные подходы требуют обращения к основам, истокам, исходным положениям, чтобы опираясь  на них, посмотреть  по - новому на все, что казалась незыблемым, устоявшимся, само собой разумеющимся. «Только цельный опыт, проверенный и в самом его протекании, и в результатах, только сравнение цельных комплексов  опыта  может предоставить  нам данные для выбора  и решения» (А.С. Макаренко). [3]

Разрыв между полученными знаниями и применением их в перспективе  в   профессиональной  деятельности учащегося, обессмысливает процесс обучения как таковой.

Эффективно овладеть идеями уровневой программы повышения квалификации поможет  лишь собственная оригинальная система, организованная на  базе собственной школы. Ее внедрение и реализация приводит к формированию у педагога научно обоснованного подхода к принятию личного педагогического  решения, более высокий официальный статус, и самое главное – это позитивные изменения, которые происходят с учеником. [1]

Главная задача учителя найти ответ на вопрос: «Как сделать для учителя данную педагогическую концепцию  конструктивной?»  Ответить на этот вопрос может только опыт работы с коллегами – учителями.

С  помощью  мастер –классов, теоретических семинаров, воркшопов я надеялась решить несколько задач в собственной школе. Какие вопросы следовало поставить перед собой и их решить?

Во– первых, определить  отношение учителей к теории: понимают ли учителя значимость и необходимость теоретических знаний  для каждодневной работы в новом формате?

Во – вторых – в процессе наблюдения за работой коллег и в беседах с ними определить содержание, объем и глубину необходимых базовых знаний , отработать синтез дидактики и психологии.

В третьих – логически завершить свою работу по теоретически  актуальным вопросам  разработкой  (совместно с фокус – группой ) уроков, которые показывают    грани теории   наглядными;  сделать видеозаписи этих занятий в условиях живой работы учителя  в классе.

Первым неожиданным и сильным впечатлением стали ответы слушателей коучингов и семинаров на вопрос  «Полезны ли теоретические знания для практической работы?»  (Вопрос был задан после второго семинара). Я не прочла ни одного ответа  «да» или «нет». Буквально все ответы были следующего содержания: «Я понял(а),  что работаю именно в соответствии с теорией. Семинары нужны».

Ясно, что на начальном этапе погружения в теорию каждый учитель  прежде всего начинает анализировать с позиции теории  свою деятельность, т.е. процесс овладения теорией начинается с рефлексии. Это означает, что реакция учителей, которая ставила меня в тупик, на самом деле была для начального этапа просто закономерной.

Проведение семинаров, коучингов, мастер – классов помогло мне сформулировать  ведущие  идеи, на основании которых я старалась психолого– педагогическое знание сделать для учителя конструктивным. Эти идеи я обозначила  следующим образом:

·      Отбор педагогических проблем для изучения производится не только в соответствии с логикой изучения теории, но и с логикой практических действий  учителя, причем предпочтение отдается последней;

·      При рассмотрении теоретических вопросов новых подходов в преподавании учителю следует опираться на двойственность  психологии и дидактики: сначала выявить психологическую сущность проблемы, а потом на этой основе раскрыть и обосновать  практическое применение обеспечения учебно – воспитательного процесса. Такой подход помогает учителю акцентировать внимание на ученике:  понять, как идет процесс обучения и развития, т.е. способствует  реализации конструктивистской теории обучения;

·      Выход на констуктивистскую теорию, ее  осмысление и принятие ее учителем  гораздо эффективнее, если она показывается и разъясняется при помощи  видеозаписей фрагментов уроков, и если уроки разрабатываются совместно группой учителей.

Таким образом, началась работа по созданию дидактического комплекса, состоящего  из «рабочего материала» теоретической базы уровневой  программы повышения квалификации и практического видеоматериала.

Такая система работы  имеет ряд достоинств:

1.                      Она позволяет связать теоретические знания и практический опыт учителя.

2.                      Появляется возможность учитывать специфику учебного заведения путем соответствующего отбора теоретических знаний и организации отдельных этапов повышения педагогической квалификации учителя.

3.                      Открываются возможности для отслеживания связи в изменениях знаний и развитии учащихся с ростом педагогической квалификации в  новом формате и необходимой своевременной корректировкой  проводимой работы.

4.                      Повышение  педагогической  квалификации является непрерывным процессом, который позволяет одновременно охватить всех учителей  школы, причем в привычных условиях.

Необходимая учителю  теоретическая база на данный момент практически подготовлена и поэтапно апробируется. Но не все так «безоблачно», как кажется на первый взгляд. Учителю объективно сложно овладеть теорией на уровне ее использования в качестве каждодневного инструмента, еще сложнее овладеть  молодому специалисту. И не секрет, что в педагогике сложно получить от той или иной инновации скорый результат. Для того, чтобы учителю, а тем более молодому специалисту, выйти на научно обоснованное принятие педагогического решения, ему нужно либо сломать уже  сложившийся стереотип деятельности, перестроить свое мышление,  либо   сформировать собственную педагогическую платформу на основе конкретного собственного опыта. [3]  Чтобы пройти этап собственной  мотивации, изучения и осмысления теории и выстроить учебно – воспитательный процесс  - на  это нужно немалое время.

Этап, помогающий ускорить процесс реализации новых подходов преподавания – выявление проблемной ситуации учебного заведения, основанный на убедительной мотивации каждого педагога, составляющего коллектив. [4]

В нашей гимназии практически каждый учитель для овладения программой уровневого повышения квалификации принимает участие в следующих видах работы:

1.                      Теоретические семинары, коучинги, мастер – классы,  проведение которых строится на  фундаментальных материалах уровневой программы повышения педагогической квалификации.

2.                      Семинары и коучинги по научным направлениям: гуманитарному, естественно – математическому, начальному обучению.

3.                      Методические районные семинары, на которых рассматриваются с теоретических позиций наиболее значимые теоретические вопросы.

Таким образом, приобщение учителя к современной теории обучения – процесс длительный, продолжительность этого этапа нельзя сократить. Но темп и объем работы учителей – лидеров позволяет надеяться на результативность.

После проведения каждого обучающего занятия завуч по НИР совместно с учителями первого уровня посещали  уроки учителей (делая акцент на уроки, проводимые  молодыми специалистами) с единственной целью – посмотреть, пытается ли учитель на практике опираться на знания, почерпнутые на семинарах и коучингах. И здесь возникла проблема – воплотить теорию в практику молодым специалистам довольно не просто, намного легче – учителям, имеющим опыт работы более пяти лет.

Анализируя эту проблему вместе  с завучем по НИР, мы пришли к выводу, что причина кроется в несформированности у учителей представления  целостности, последовательности, законченности тех знаний, которые учителя получили теоретически.  Теоретический багаж еще не является рабочим инструментом. Твердой  фундаментальной основы учителя еще не ощущают. Поэтому мы считаем очень важным последовательное продолжение теоретического обучения коллектива   школы.

В самое ближайшее время фокус – группой будут проведены мастер-классы  на тему «Модель современного урока». Грамотно построить модель урока не просто.

    Модель урока целесообразно разработать и «защитить» каждому учителю. Именно эта процедура позволяет ему довести логику опоры  на теорию до самостоятельного завершающего шага. На сегодняшний момент наша гимназия находится  именно на этом этапе.

Овладение умением создавать модель урока  остается для нашего учебного заведения главным во всех трех последующих звеньях – консультации по построению модели современного урока, защита моделей и проведение открытых уроков  по современной методике преподавания.

Какие же предварительные выводы я могу сделать за этот небольшой период работы?

На первоначальном этапе работы происходит переосмысление и переоценка коллективом своей работы. Коллектив преодолевает личностное сопротивление нововведениям. В сознании учителя происходит перестановка акцента на ученика, возникает желание понять, как идет процесс его научения и развития.   

Еще более тяжело происходит переоценка себя и своей работы  административным корпусом гимназии. Администрация учебного заведения понимает, что в педагогике нет панацеи, нет  универсальной технологии. Осознание этого факта  формирует  у руководящего звена потребность глубоко проанализировать настоящую ситуацию, выработать научно обоснованный подход к принятию общего педагогического решения учебного заведения.

На следующем этапе идет процесс осознания и подкрепления. Коллектив включается в новый для него вид деятельности по созданию современной модели собственного урока, открывающий простор для творчества. Медленно, но идет  процесс изменения ценностных ориентаций и личностных стереотипов учителя в пользу инновационной деятельности. [5]

Правомерно сказать о развитии у многих учителей индивидуального стиля деятельности и их подготовки к инновационной деятельности, а так же  максимальном включении в нее. Конечно,  степень воздействия  проведенной работы на учителей различна. В коллективе гимназии наиболее  «безболезненно» проходят адаптацию  к обучению новым подходам в преподавании учителя второй категории, имеющие стаж работы более пяти лет. С учителями, только начавшими свою педагогическую деятельность, коучинги проводились дополнительно, для того, чтобы отработать элементарные навыки преподавания (чувство  времени на уроке, затянутый опрос и сжатое объяснение нового материала, неумение подвести итог урока).

Не отрываясь от реальной ситуации, хочется подчеркнуть главное:  качественное изменение в отношении учителей к своим интеллектуальным возможностям. Работа, проводимая в гимназии по повышению квалификации учителей в рамках нового формата, подкрепленная собственной практической деятельностью, изменяет  позицию  учителя, расширяет круг вопросов, которые он считает значимыми, а значит – стимулирует его творческий поиск.

Академик Токмухамед  Садыков, один из выдающихся организаторов науки и образования Казахстана, считал, что об образовании нужно говорить как о фундаменте будущего. [1]

В педагогической деятельности успех приносит лишь продуманная до мелочей и выстроенная в систему работа, а не отдельные мероприятия. Я думаю, что та работа, которую наш коллектив планомерно  будет проводить,  принесет   хороший, устойчивый  результат.

 

  Литература

1.ЖУРИНОВ М. «Истинный талант не меркнет». Казахстанская правда №  232  13.07.2013.

2.Зверева  Н.В. практическая дидактика для учителя. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

3.Кумарин В.В. Макаренко, какого мы никогда не знали, или Куда реформировать школу? (2008) [онлайн на   http://www.vipstudent.ru/index.php?id=1192985295&p=41&q=lib&r=14] 

4.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

5.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии: В 2 тт. АПН СССР.Т.1. – М, 1889.


Скачано с www.znanio.ru

Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе

Перспективные направления развития педагогического профессионализма в сельской школе

В третьих – логически завершить свою работу по теоретически актуальным вопросам разработкой (совместно с фокус – группой ) уроков, которые показывают грани теории наглядными; сделать…

В третьих – логически завершить свою работу по теоретически актуальным вопросам разработкой (совместно с фокус – группой ) уроков, которые показывают грани теории наглядными; сделать…

Чтобы пройти этап собственной мотивации, изучения и осмысления теории и выстроить учебно – воспитательный процесс - на это нужно немалое время

Чтобы пройти этап собственной мотивации, изучения и осмысления теории и выстроить учебно – воспитательный процесс - на это нужно немалое время

На следующем этапе идет процесс осознания и подкрепления

На следующем этапе идет процесс осознания и подкрепления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022