Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе
Оценка 4.7

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
14.05.2018
Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе
План конспект урока для сайта.docx
Методическая разработка преподавателя Мирнинского регионального технического колледжа  План конспект урока  Матановой Светланы Дугаровны Дисциплина: История Время проведения: 06.12.2017 г. Тема занятия: Перспективные направления  развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе. Место занятия: Урок в теме «Перспективы развития РФ в современном мире», Истории (ОГСЭ), (5 часов). Цель   занятия:   ­  Определить   перспективные   направления   национальной   и   социально­экономической   политики Республики Саха (Якутия) к 2030 г., понять,  какой мы хотим видеть будущее Якутии Задачи Образовательные:   Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников.  Общение   в   пределах   степени   осознания   содержанияи   понимания   учебной   задачи,   предъявляемой   для индивидуальной и коллективной деятельности Побуждение студентов к размышлению о дальнейших путях развития Республики Саха (Якутия)  Развивающие:     Развивать  у студентов умение анализировать и  аргументировать свой ответ. Развитие устной монологической и диалогической речи Развитие навыков индивидуальной и групповой работы, взаимодействия в различных организационных формах диалога   и   полилога   через   планирование   совместных   действий,   обсуждения   процессов   и   результатов   деятельности, дискуссии. Воспитательные:  Воспитание   уважительного   отношения   к   чужому   мнению,   культуры   учебного   труда,   требовательного отношения к себе и своей работе   Воспитание у студентов любви к Родине, интереса к учебе в целом и истории в частности. Формируемые компетенции: ОК.2.   Организовывать   собственную   деятельность,   исходя   из   целей   и   способов   ее   достижения,   определенных руководителем. ОК.4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного   выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Форма работы: Деловая игра Методы: частично­поисковый Тип занятия: обобщение, систематизация знаний Средства   ИКТ:  ноутбук,   мультимедийный   проектор,   экран,   презентация,   наличие   интернета,   видеоматериал, система голосования приложение SurveyMonkey. Учебники, методические указания:  раздаточный материал, карточки с опорными словами, Проект «Стратегии развития Республики Саха (Якутия) до 2030 гг.» Организационный этап. Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний. ПЛАН УРОКА I. II. III. Основной этап. IV. Этап закрепления полученных знаний и умений. V. Заключительный этап. Планируемые результаты Для Для преподавателя студентов Этапы занятий, планируемое время* Содержание этапа Деятельность преподавателя, ее содержание, формы и методы 1.Организационный момент (5 минут) I. Организационн ый этап 2 мин ­Включиться в учебную деятельность; ­ Подготовитьс я к выполнению учебной задачи.   Слово преподавателя:  «Здравствуйте. Я рада сегодняшней встрече, и мне хотелось бы, чтобы урок прошел   в   атмосфере   сотрудничества,   доверия   и взаимопонимания. Урок   истории   ­   это   изучение   основных   закономерностей развития общества со времен его возникновения до наших дней.   Но   вы   уже   завершили   общеобразовательный   цикл истории,   и   сегодня   мы   попробуем   выявить   основные направления развития человечества на современном этапе.    ­Создать  условия для   включения студентов в учебную деятельность, расположить   к себе   незнакомую аудиторию; ­способствовать повышению мотивации учения. Учитель продумывает количество человек   подгруппах, осуществляет равномерное деление студентов группы.  на в     Цели   этапа   достигаются посредством: ­Подведения к самостоятельной   формулировке темы занятия и постановки общей студентов   II. Этап  подготовки  студентов  к  усвоению  знаний и  II. Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний и умений Все мы знаем, что на сегодняшний день Республика Саха (Якутия)   –   стратегически значимый субъект Российской Федерации.   Мы гордимся, что наша Республика относилась и относится  Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Приветствуют преподавателя, на настраиваются продуктивную работу.   Слушают преподавателя цели; ­Планирования студентами способов достижения намеченной цели   умений 10 мин. к важнейшим минерально­сырьевым и горнодобывающим  регионам, по рейтингу общих запасов природных ресурсов  Якутия  занимает первое место в Российской Федерации. Сегодня, в мире существует большое количество стран, и они   развиты   т.е.   смогли   перестроить   свою   экономику   и превратились   в   динамически   развитые   страны,   такие   как Норвегия, Канада, ОАЭ. Отвечают  Как вы думаете, от чего зависит успешное развитие любого  региона?  (от природных ресурсов). А при истощении природных ресурсов, что будет  происходить с республикой? А если отсутствуют природные ресурсы, что делать? Как  развивать экономику?  аа Да,   конечно   ­   развивать   другие   направления   и   это называется Диверсифик цией Действительно,   наша   республика   сегодня   развивается   по очень многим направлениям и целью  нашего урока является определение   перспективных направлений национальной и социально­экономической   политики   Республики   Саха (Якутия) к 2030 г., Мы должны понять, какой мы хотим видеть будущее Якутии. Поэтому, тема нашего урока: «Перспективные направления развития Республики С (Я)» Если в мировой экономике существуют модели  диверсификации, то и у нас в Республике разработана  своя  модель диверсификации, т.е. разработан проект «Стратегия  социально­экономического развития».  Этот   документ   имеет   Правовую   основу.   Стратегии составляют   Федеральный   закон   от   28  июня   2014  года №172­ФЗ «О стратегическом планировании в Российской и Отвечают на вопросы. Диверсифик цияаа (изменение, разнообразие;)расшир ение   ассортимента выпускаемой продукции   переориентация рынков сбыта, освоение   новых   видов производств   с   целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды   Перенастроить, усовершенствовать. Федерации»,   Закон   Республики   Саха   (Якутия)   «О стратегическом   планировании   в   Республике   Саха (Якутия)». ­Ребята,   прошло   общественное   обсуждение   этого документа,   кто­то   из   вас   знает   о   сути   этого   важнейшего документа? ­А сейчас мы проведем Дэлфи­опрос, чтобы узнать, какие направления вы считаете перспективными.  Входят в мессенджер и отвечают   на   вопросы программы SurveyMonkey Вопросник: 1)Выберите наиболее развивающуюся отрасль: IT технологии Логистика  Малый и средний бизнес Горнодобывающая отрасль Перерабатывающая отрасль Сельскохозяйственная отрасль Нефтедобывающая отрасль  Животноводство 2) Как правильно называются экономические зоны развития Якутии?  1   группа:   Арктическая,   Центральная,   Западная,   Северо­ Восточная, Южная? 2 группа: Северная, Южная, Западная, Восточная? Основной III. этап 15 мин Это   поможет   нам   сориентироваться   и   запланировать способы достижения намеченной цели. (Создан опросник на базе андроида SurveyMonkey)  Подключитесь.   Войдите   в   опросник   и   ответьте   на поставленные вопросы. Время   очень   ограниченно,   поэтому   как   можно   быстрее заходим на данное приложение и отвечаем на вопросы. III. Основной этап Преподаватель выводит данные опроса на экран. На доске появляются итоги опроса.(Диаграмма) Ответ 1.  IT технологии­ _ Логистика_ Малый и средний бизнес_ Горнодобывающая отрасль_ Сельскохозяйственная отрасль_ Нефтедобывающая отрасль_ Животноводство_ Мы   получили   такие   данные   и   давайте   проанализируем   с вами сложившуюся ситуацию. (Совместно анализируют, анализ зависит от результатов) Вот   ребята,   вы   видите,   что   результат   наш   не   совсем однозначен. Для этого и разработана Стратегия социально­ экономического развития. Работа с картой по зонам экономического развития Якутии.  Как   вы   думаете,   кто   определяет   перспективные направления развития?   эту   важнейшую   функцию   выполняют Оказывается, различные   министерства   нашей   республики.   И   сейчас   я предлагаю вам поработать в этих министерствах. Представьте себе, Вы сейчас все  управленцы.  Возглавляете ряд Министерств. Разрешите представить: с   Совместно преподавателем анализируют полученные данные. Студентам   выдаются бейджики   с   ФИО министров   ­Показать и применить   свои знания и умения при   выполнении заданий; ­проявлять интеллектуальну ю,   творческую инициативу   при выполнении заданий; ­Осуществлять контроль и взаимоконтроль результатов заданий; ­Выявить трудности   при выполнении заданий     ­Обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения; ­ Способствоват ь развитию познавательных способностей обучающихся посредством использования самостоятельн ой   работы   при выполнении заданий; ­Создать условия   для максимальной реализации ситуации «успешности» каждого студента; ­формировать умение анализировать результаты своей работы; Формировать   у обучающихся самооценку качества   своей работы От   каждого министерства предполагается изучение перспектив развития экономических зон и   вынесение конкретных предложений по их развитию.     в Актуализироват ь опорные знания. Организовать самостоятельну ю работу.  Через включение роль министерских работников   от лица представляемой ведомости рассмотреть   и предложить пути   развития отдельно   взятой экономической             Саха геологии 2   Министр   промышленности   и   (Якутия), Саха Министр   связи   и   информационных   технологий 2 (Якутия), Министр   транспорта   и   дорожного   хозяйства 2 1) Республики заместителя_________________________ 2) Республики заместителя_______________ 3) Республики заместителя_______________ 4) Министр   инвестиционного   развития   и предпринимательства   Республики   Саха   (Якутия),2 заместителя_________________ 5) энергетики   Республики   Саха   заместителя_____________________ Министр   жилищно­коммунального   хозяйства   и   2 (Якутия), (Якутия), Саха     Выводы (Таблички с ФИО, должность). Сейчас каждое министерство должно   будет   рассмотреть   пути   развития   наших экономических   зон   и   предложить   свое   видение   по дальнейшему пути их развития. Я   попрошу   вас   проявить   максимальную   серьезность   и ответственность. Так вот, ребята, обязательным и предварительным этапом при   разработке   стратегических   и   маркетинговых   планов является  SWOT  анализ.  (Словарная  работа)­   Это  анализ сильных   и   слабых   сторон   организации,   а   также возможностей   различных   рисков   и   угроз   со   стороны внешней среды. Работа министерств На доске появляется   слайд. Давайте перечислим сильные стороны. Надевают таблички на грудь,   выставляются на   стол   атрибуты заседания.   SWOT анализ­ раскрывают совместно с преподавателем значение слова   Это анализ сильных и  слабых сторон  организации, а также  возможностей  различных рисков и  угроз со стороны  внешней среды. зоны. +Сильные стороны +Значительные запасы природных ресурсов +Уникальный туристско­рекреационный потенциал + Транзитный потенциал. + Широкая научная база. +.Стабильная социальная ситуация. + Высокий уровень человеческого капитала  + Благоприятная экологическая ситуация + Присутствие мировых и российских компаний ­ Ну а в чем наши Слабые стороны ­Экстремальные природно­климатические условия ­ Сырьевая экспортно­ориентированная модель экономики ­ Неразвитость транспортной инфраструктуры. ­Технологическая изолированность энергосистемы ­Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры ­ Очаговый характер расселения ­ Дисбаланс концентрации трудовых ресурсов ­Отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры Что мы можем сделать для развития Якутии? Мы   можем   воздействовать   на   Экстремальные   природно­ климатические условия? Нет.  А   можем   диверсифицировать   экономику   республики   и отойти   безболезненно от сырьевой модели развития? Что для этого мы должны развивать? Возможности Развитие IT­сектора Комплексные научные экспедиции Создание инновационного центра Разработка   технологий   и   предоставление   услуг естественного длительного хранения в вечной мерзлоте Создание опорной зоны развития российской Арктики. Внедрение энергосберегающих технологий Мультимодальные транспортные системы нового качества Перечисляют, называют все сильные, слабые стороны, возможности и риски.   экономические   зоны –   это   крупные территориальные образования, характеризующиеся географической близостью,   наличием общих экономических, социальных и культурных   связей, схожестью   природно­ климатических условий.   Формирование   диверсифицированных   территориальных кластеров Спрос на экологическую продукцию и услуги ­Это были возможности, а  какие  могут возникнуть  риски при выполнении поставленных задач? Угрозы ­Ухудшение   конъюнктуры   мировых   рынков   сырья, добываемого на территории Якутии ­Перспективы   технологий   создания   и   использования искусственных алмазов. ­Растущее качество инфраструктуры и пространства других регионов,   влияющее   на   выбор   региона   для   жизни   и инвестиций ­ Снижение качества человеческого капитала ­Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы ­Изменения федеральной политики в отношении регионов ­Миграция капиталов за пределы республики и сокращение налоговых платежей ­ Усиление техногенного воздействия на природные  комплексы.  (Выводится на доске) Уважаемые   министры,   в   своей   работе   вы   должны   всегда опираться   на   сильные,   слабые   стороны,   просчитывать возможности и риски. и   при Демонстрация умений навыков выполнении заданий деловой игры. Создать условия   для максимальной реализации ситуации «успешности» каждого студента; ­формировать умение анализировать результаты своей работы; Для   лучшего включения студентов   в процесс,   лучше поинтересовать ся,   кто   из какого   района республики. Каждому министерству предоставляется слово,   какие   они предпримут   шаги   для развития   Центральной Якутии   Центральная экономическая зона   представлена ГО «Город Якутск» и «Поселок Жатай», Амгинским, Горным, Кобяйским, Мегино­ Кангаласским, Намским, ТаттинскимУсть­ Алданским, Хангаласским   и Чурапчинским муниципальными районами. Центральная где Якутия,   проживает порядка 53,7%   населения республики, специализируется на промышленности строительных материалов, сервисном   бизнесе, агропромышленном производстве. Каждому министерству предоставляется слово,   какие   они предпримут   шаги   для развития   Западной Якутии. Каждому министерству предоставляется   какие   они слово, предпримут   шаги   для развития   Южной Якутии.         и с Западная экономическая зона численностью 23,9%   населения республики,   куда входят   Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский Сунтарский муниципальные районы, характеризуется, как центр алмазодобычи   и нефтегазодобычи, а также лесопереработки   и развития   сельского хозяйства. На Южной экономической зоны,   включающей Нерюнгринский   и Алданский муниципальные районы (более 12% населения республики), активно разрабатываются территории месторождения золота и угля. Доля промышленности   в экономике   Южной Якутии   достигает   Ключевую 85%. роль в экономическом развитии   Южной Якутии играет транспортная доступность, обеспечивающая постоянную надежную   связь   с другими регионами страны   и   создает условия для освоения   ресурсов макрорайона. Восточная экономическая зона   включает   в себя   Томпонский, Усть­Майский   и Оймяконский муниципальные районы населения республики). Конкурентные преимущества заключаются в наличии   крупных месторождений (3,1%           Каждому министерству предоставляется слово,   какие   они предпримут   шаги   для развития   Северо­ Восточной Якутии. полезных ископаемых: Нежданинское месторождение золота,   Верхнее­ Менкеченскоесереб ро­ полиметаллическое месторождение, Агылкинское медно­ вольфрамовое месторождение   со значительными запасами серебра. Наименее   развитой территорией с населением   7,2% численности республики является Арктическая экономическая зона (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Якутии     Каждому министерству предоставляется слово,   какие   они предпримут   шаги   для развития   Арктической части Вывод по игре: Итак, с чем вы познакомились в ходе данной игры? Вы увидели, что наша Якутия делится на   несколько   зон.   Что   каждая   зона отличается   от   другой   и   имеет   свои особенности. С   какими познакомились в ходе игры? Неважно   какую   профессию   вы получите, я надеюсь, что полученные знания   не   будут   лишними   в   знании развития республики, в которой мы с вами проживаем. терминами вы     ВИДЕО(резервное время)   которой Усть­Янский, Эвено­ Бытантайский муниципальные районы), характерны традиционные формы природопользовани я   (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел).     из Смотрят видеофрагмент фильма Айсена Николаева «Якутия 2035» Студенты перечисляют прилагательные, словосочетания   какой они   видят   нашу республику в будущем Якутии. достигаются Рефлексия результатов 3 мин Заключительный этап урока Человек   находится   в   центре   всех   процессов   и   явлений. Люди­   это   главное   достояние,   именно   их   принимаемые решения   влияют   на   стратегическое   развитие   республики, поэтому   будущее,   ребята,   зависит     от   ВАС!(Обратить внимание на баннер). .   этапа Цели посредством: ­объявления проделанной работы; ­рефлексия.     *В течение урока возможны изменения

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на современном этапе

Перспективные направления развития Республики Саха (Якутия) на  современном этапе
Скачать файл