Перспективный план работы
(2019-2020 г.г.)
Раздел плана
Форма работы
Практические выходы
Отчет о выполнении
Сентябрь
Работа с детьми
Проведение Дня Здоровья.
Учить детей охранять и укреплять свое здоровье
Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.
Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.
Фотоотчет
Фотоотчет
Работа с родителями
Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Изучение программы по образовательной области «здоровье»
Повышение знаний, сбор материала
Октябрь
Работа с детьми
Проведение динамических пауз во время уроков
(в течение года)
В качестве профилактики утомления
В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.
В целях укрепления организма
В качестве развития моторики.
Выявить уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных
Фотоотчет
Проведение релаксации (в течение года)
Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно)
Диагностика уровня физической подготовки детей.
День здоровья.
Работа с родителями
Консультация для родителей «О вреде гаджетов»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»
Повышение знаний, сбор материала
Ноябрь
Работа с детьми
Проведение мероприятия
(по плану).
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация для родителей «Агрессивные дети»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Обновление уголка здоровья.
Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»
Создание условий для сохранения здоровья
Повышение знаний, сбор материала
Декабрь
Работа с детьми
Проведение новогоднего утренника.
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Встречаем Новый год вместе с ребенком»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Анализ заболеваемости в зимний период
Сбор аналитической информации
Январь
Работа с детьми
Проведение мероприятия
(по плану).
День здоровья.
Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.
Работа с родителями
Консультация для родителей « Что мы знаем о здоровье?»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»»
Повышение знаний, сбор материала
Февраль
Работа с детьми
Проведение утренника к Дню Защитника Отечества.
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация
«Отец как воспитатель»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Конспект
Самореализация
Работа с книгой Т. А. Шорыгиной «Беседы о здоровье»
Повышение знаний, сбор материала
Март
Работа с детьми
Проведение утренника к 8 Марта.
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Счастье- это когда тебя понимают»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
конспект
Самореализация
Работа с методической литературой
по здоровьесбережению
Повышение знаний, сбор материала
Апрель
Работа с детьми
Игры на свежем воздухе.
День здоровья.
Мониторинг
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Готовность к 8 классу»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
конспект
Самореализация
Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Здоровье»
Повышение знаний, сбор материала
Май
Работа с детьми
Проведение праздника «День Победы»
День здоровья.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Фотоотчет
Работа с родителями
Консультация «Что такое ЗОЖ?»
Собрание
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности
конспект
Самореализация
Продолжение изучения основной примерной программы «Мир открытий» по образовательной области «Физическая культура»
Сбор информации
Повышение знаний, сбор материала
Пополнение методической копилки
Аналитическая справка
об использовании педагогом – дефектологом Кучкиной Н.А. здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей.
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать малышей к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:
В своей дефектологической деятельности мною используются разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого - педагогического, но и общего развития ребенка в целом.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип соответствия возрастным нормам;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
В своей практической деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия стараюсь разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Развитие мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.
Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн» и т.д.; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.
2. Су – джок терапия.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.
3. Массаж и самомассаж.
Я активно использую в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
4. Логоритмика.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
-снятие фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
-растормаживание речевой функции;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-развитие мыслительных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация просодической стороны речи.
5. Песочная терапия.
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
6.Создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока и внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка , спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым я располагаю обучающихся.
Часто поощряю стремление ученика, когда он поднимает руку, чтобы ответить на поставленный мною вопрос.
Примеры создания ситуации успеха
Использую реплики, советы, фразы, которые оказываются для ученика сильной поддержкой.
Сфера доброжелательности: - снятие страха (»Ничего страшного…»),
- скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»),
- авансирование («У тебя все получится…»),
- персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»),
- усиление мотива («Нам это так нужно для…»),
- педагогическое внушение («Приступай же!»),
- высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).
Игра на кл. ч. «Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)
Так как, проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы любой школы занимает программа «Здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: , походы и экскурсии, изучение на классных часах правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ .
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативнои в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:
- развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- обогащение положительной эмоциональной сферы;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.