Приложение № 9
МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №3»
Перспективный план работы с детьми и родителями
по «Опытно - исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста»
(5-6лет)
Составитель воспитатель:
Попова О.В.
Пышма.
Сентябрь |
||||
Неделя |
Тема, задачи |
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Примечания |
1 неделя
|
Тема: «Знакомство с детской лабораторией. Волшебные стёклышки». Задачи: -уточнить представление: о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о правилах поведения в детской лаборатории; -познакомить с понятиями: «наука» (познание), - эксперимент (опыт); -познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов: микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; - познакомить с правилами пользования приборами. |
Беседа: «Что такое лаборатория?»
Беседа: «Где применяют волшебные стеклышки?»
Опыты – эксперименты: «Естественная лупа», «Подводная лодка», «Секретное письмо», «Как оттереть зелёную от травы коленку?»
Рассматривание приборов.
Игра: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
Сюжетно – ролевая игра: «Научная лаборатория». |
Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»
|
Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию.
|
2 неделя |
Тема: «Этот удивительный воздух. Обследование свойств воздуха».
Задачи: -развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность; -дать представление о воздухе как газообразном веществе; -познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; - помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека; -формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
|
Образовательная ситуация.
Проектная деятельность.
Опыты - эксперименты с воздухом: «Как обнаружить воздух?», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается», «Взвешивание воздушных шаров».
Наблюдение на прогулке за ветром. Беседа о свойствах воздуха. Загадки о воздухе.
Игры: «Что в пакете», «Узнай по запаху», «Игры с соломинкой».
Рисование.
|
Консультация: «Игра или экспериментирование». Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ» (прикрепляют силуэты деревьев), раскрашивание силуэтов деревьев.
|
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки, сосуды разного объема и формы.
|
3 неделя |
Тема: «Волшебница вода».
Задачи:
-уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы); -способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет; - выявить вещества, которые растворяются в воде; - познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; -выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. -развивать любознательность, мыслительные способности.
|
Образовательная ситуация.
Презентация: «Опыты с водой» (мультимедиа).
Проектная деятельность.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Проведение опытов с водой: «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме), «Окрашивание воды», «Очищение воды с помощью фильтров».
Игра «Спрячь пуговку». |
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. |
Зарисовка в таблице графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.
|
4 неделя |
Тема: «Состав и свойства почвы. Сравнение песка, почвы и глины. Песочные часы».
Задачи:
-познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины;
-расширить знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого);
-развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; -обогащать и развивать словарь детей; -закрепить знания об окружающем мире.
|
Образовательная ситуация.
Экспериментирование с песком и глиной на прогулке «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Мокрый песок».
Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины.
Игры с песком и глиной.
Рисование на сухом, мокром песке.
Лепка из песка и глины. |
Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. |
Дети называют сходства и различия между песком и глиной, проводят опыты, зарисовывают наблюдения в таблицу.
Поместить в уголок экспериментирования песочные часы, емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов. |
Октябрь
Неделя |
Тема, задачи |
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Примечания |
1 неделя |
Тема: « На свету и в темноте». Задачи: - выявить благоприятные условия для роста и развития растений; - определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения; -развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; |
Образовательная ситуация.
Опыты – эксперименты: «Росток», «Для чего корешки», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Что потом?», «Где лучше расти?», «На свету и в темноте»
Дидактическая игра «Угадай растение», «Хорошо-плохо», «Один-много».
Труд в природе. |
Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». «Занимательные опыты для умных пап и дошколят». |
Дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте.
Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта.
Сбор осенних листьев для гербария. |
2 неделя |
Тема: «Магнит и его волшебные свойства». Задачи: -познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила»; - формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения; 2. -воспитывать навыки взаимопомощи; -развивать воображение, творчес- кие способности.
|
Образовательная ситуация.
Игры-эксперименты с магнитом: «Танцующая фольга», «Вися на голове».
Изготовление театра: Сказка «3 поросёнка» на новый «магнитный» лад.
Составление схемы «Что притягивает магнит». |
Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
Поместить в уголок магниты разные по размеру и разные мелкие предметы из разных материалов.
Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. |
3 неделя |
Тема: «Древесина, ее качества и свойства. Мир бумаги».
Задачи:
-упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины;
- определять свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде);
-упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять качества бумаги и свойства.
|
Образовательная ситуация.
Опыты на определение свойств дерева и бумаги.
Рассматривание предметов.
Беседа «Как делают бумагу?»
Игры: «Назови предмет», «Волшебные дощечки», «Выбери инструменты для работы по дереву».
Конструирование. |
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»
Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги. |
Зарисовки в таблице.
Конструирование из бумаги «Самолёт». |
4 неделя |
Тема: «Путешествие капельки»
Задачи:
-закреплять знания о разных состояниях воды;
-формировать представления о круговороте воды в природе;
-активировать словарь;
-развивать творчество. |
Образовательная ситуация.
Игры-эксперименты с водой: «Облако», «Агрегатные состояния воды», «Круговорот воды в природе».
Презентация «Опыты с водой» (мультимедиа).
Презентация «Круговорот воды в природе».
Чтение художественной литературы.
|
Консультация:
«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»
|
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
Чтение сказок собственного сочинения: «Жила-была река», «Как люди речку обидели». |
Ноябрь
Неделя |
Тема, задачи |
Вид деятельности
|
Работа с родителями |
Примечания |
1 неделя |
Тема «Удивительные камни»
Задачи: -познакомить с многообразие мира камней и их свойствами;
-учить классифицировать камни по признакам;
-закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
-развивать визуальную и мышечную память, глазомер;
-развить поисково-творческую деятельность. |
Образовательная ситуация.
Опыты – эксперименты: «Что у нас под ногами?», «Определи форму и цвет», «Определи размер камня», «Определи характер поверхности», «Определение веса», «Определение температуры», «Рассматривание камней через лупу», «Плавучесть». Беседа: «Что у нас под ногами».
Словесные игры: «Хорошо-плохо», «Какой. Какая, какие», «Придумай слова-антонимы».
|
Организовать родителей на пополнение коллекции «Камни».
Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
|
Использовать схему последовательности проведения опытов.
Результаты опытов зарисовываются в таблице. |
2 неделя
|
Тема: «В мире пластмассы» Задачи: -помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая);
-сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов;
-учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства. |
Экспериментирование с предметами.
Дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Чудесный мешочек».
Загадки по теме. |
Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
|
Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.
Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается).
|
3 неделя |
Тема: «Сталактиты и сталагмиты».
Задачи:
- выяснить, что такое кристаллы;
- обогащать и расширять словарь детей;
-определить факторы внешней среды, необходимые для роста кристаллов.
|
Образовательная ситуация.
Презентация «Сталактиты и сталагмиты»
Опыт «Выращиваем кристаллы».
Сюжетно-ролевая игра: «Мы - исследователи».
Словесная игра: «Какой, какая, какие». |
Задание на дом:
Вырастить кристаллы сахара, соли.
Сделать фото и зарисовки.
|
Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами.
Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов.
В течение недели дети наблюдают за ростом кристаллов.
Сделать фотоматериал поэтапного выращивания кристаллов. |
4 неделя |
Тема: «Зеркало» Задачи: - познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование;
- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель. |
Образовательная ситуация.
Опыты с зеркалом.
Дидактические игры: «Что похоже на зеркало?», « Какое зеркало?»
Презентация «Зеркало».
Игры – эксперименты с зеркалом: «Отражение в воде», «Полированный металл», «Полуправда».
Фокусы с зеркалом.
П/и «Зеркало».
|
Оформление папки «Мои открытия».
Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.
|
Вывод: Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает (комната смеха).
|
Декабрь
Неделя |
Тема, задачи
|
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Примечания |
1неделя |
Тема: «Термометр и температура». Задачи: -познакомить с понятием «температура»; - формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; -сравнение разных видов термометров; -развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела; -устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.
|
Образовательная ситуация.
Экспериментирование с предметами: измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице.
Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - синоптики », «Больница».
Рассматривание репродукции картин профессиональных художников. Дидактическая игра «Оденемся на прогулку». |
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
|
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
|
2 неделя |
Тема: «Замерзание воды». Задачи: -показать зависимость состояния воды от температуры воздуха; -продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в лед при низких температурах); -ознакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает); - учить устанавливать простейшие закономерности |
Опыт – эксперимент с водой «Волшебное превращение», (изготовление «цветных льдинок»)
Загадки, стихи.
Беседа «Как воду превратить в лед»
Исследовательская деятельность на прогулке. Игры с ледяными фигурками. |
Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Добавить в лабораторию формочки для замораживания воды.
Украсить деревья ледяными игрушками. |
3 неделя |
Тема: «Плавучесть предметов».
Задачи: - определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет;
-подвести детей к выводу, что полые предметы плавают;
- воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть;
- продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы. |
Образовательная ситуация.
Опыты – эксперименты: «Взвешивание предметов разными способами»,
Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой.
Опыт «Почему не тонут корабли?»
Игры: «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет»
|
Изготовление совместных поделок детей и родителей, из бросового материала и бумаги. |
Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.
Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. |
4 неделя |
Тема: «Человек. Что умеют наши глаза и уши?». Задачи: -обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения; -тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования; - развивать логическое мышление, разговорную речь; -закреплять гигиенические навыки. |
Образовательная ситуация.
Опыты-эксперименты: «Зачем человеку глаза?», «Наблюдай за движением глаз», «Форма, цвет, расстояние», «Настроение глаз», «Слуховые раздражители», «Определи источник звука».
Беседа «Береги глаза и уши!»
Игры: «Покажи, что назову», «Определи по звуку», «Эхо», «Полезно - вредно».
Прослушивание аудиозаписей. |
Домашнее задание.
Рассматривание телефонного аппарата.
Предварительная беседа о том, как осуществляется телефонная связь (см. «Детская энциклопедия») |
Работа с карточками для закрепления материала. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Поделка из спичечных коробков «Спичечный телефон». |
Январь
Неделя |
Тема, задачи |
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Примечания |
2 неделя |
Тема: «Человек. Взаимосвязь органов вкуса и запаха»
Задачи: - показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов; -учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.- тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования; -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности.
|
Образовательная ситуация. Презентация «Органы вкуса и запаха». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «На что похоже?», «Полезные и вредные продукты».
Игра на мимику «Покажи вкус», «Покажи запах».
Сюжетно-ролевая игра «На кухне». |
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. |
Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
|
3 неделя |
Тема: «Волшебный снег» Задачи: -закрепить знания о свойствах снега; -дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках; -упражнять в установлении различий между инеем и снегом. |
Образовательная ситуация.
Опыты-эксперименты со снегом. Презентация: «Тайна снежинки».
Чтение художественной литературы. Игры со снегом.
Конструирование. |
Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. |
Вывод: Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.
Отгадывание загадок о снежинках.
Зарисовка снежинок.
Снежинки из бумаги. |
4 неделя |
Тема: «Вершки – корешки».
Задачи: -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; - развивать логическое мышление, разговорную речь; -поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах, о пользе овощей для здоровья человека.
|
Образовательная ситуация.
Опыты – эксперименты: «Лабиринт», «Разноцветные растения», «Животворное свойство воды», «Лабиринт».
Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника). Словесные игры: «Смысловые ряды», «Один - много», «Что было бы если?..» Подвижная игра «Вершки – корешки». |
Исследовательская работа: «Необходимые условия для прорастания семян». |
Наблюдение проводиться ежедневно, в течение 10 –12 дней Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.
Рассматривание схемы строения растения. |
Февраль
Неделя |
Тема, задачи
|
Вид деятельности
|
Работа с родителями |
Выводы и примечания. |
1 неделя |
Тема: «Огород на окне. Лук. Свойства Лука. Лимон. Свойства лимона». Задачи: -дать детям понятие о витаминах, иммунитете; - развивать мыслительную активность, наблюдательность. |
Образовательная ситуация.
Игры-эксперименты с лимоном и содой.
Беседа: «Что такое иммунитет?»
Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии. |
Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно».
|
Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы.
Фотографировать ход эксперимента.
|
2 неделя |
Тема: «Мир ткани».
Задачи:
- познакомить с различными видами тканей;
- формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
-побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года;
-развитие творческого воображения.
|
Образовательная ситуация.
Опыты с тканью и семенами льна.
Дидактическая игра «Наряды куклы Тани»
Дидактические игры: «Собери вещи», «Подбери по цвету».
Сюжетно - ролевая игра «Ателье мод».
Самостоятельная деятельность в театрализованном уголке.
|
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».
Оформление наглядной информации в родительском уголке, рекомендации «Проведите с детьми дома».
|
Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.
Составление рассказа по схеме.
|
3 неделя |
Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла». Задачи: -помочь выявить свойства стекла; -развивать память, воображение, мышление, речь; - упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. |
Образовательная ситуация.
Экспериментирование с предметами «Свойства стекла».
Словесные игры: «Скажи, какой?», «Чего не стало?»
Индивидуальная работа.
Самостоятельная деятельность.
|
Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
|
Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. Напомнить правила обращения с стеклянными предметами. |
4 неделя |
Тема: «В воде купался – сухой остался. Из чего птицы строят гнёзда?». Задачи: - установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме; -развивать память, воображение, мышление, речь; -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; |
Образовательная ситуация. Опыты - эксперименты: «Как устроены перья у птиц», «Плавающее перо». Чтение художественной литературы. Наблюдения на прогулке. Индивидуальная работа. Сюжетно-ролевая игра. |
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Перья» Оформление наглядной информации в родительском уголке: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). |
Март
Неделя |
Тема, задачи |
Вид деятельности
|
Работа с родителями |
Примечания |
|
1 неделя |
Тема: «Жизнь растений. Растение – живой организм». Задачи: -выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; -уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); -определить алгоритм деятельности по посадке растения; -установить, как растение ищет свет; -выявить потребность растения в воздухе, дыхании; -понять, как происходит процесс дыхания у растения. |
Образовательная ситуация.
Наблюдение за жизнью растений.
Опыт – эксперимент «Есть ли у растения органы дыхания?», «Замачивание боба во влажной ткани», «Посадка бобовых».
Презентация «Посадили мы фасоль». Беседа «Что раньше появляется из семени?» Игры: «Вершки – корешки», «Хорошо-плохо». |
|
Наблюдения за состоянием растений. Наблюдение проводиться ежедневно.Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.
|
|
2 неделя |
Тема: «Вода – растворитель, фильтрование воды».
Задачи:
-формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества;
- показать способ очистки воды с помощью фильтра.
|
Образовательная ситуация.
Опыты - эксперименты с водой: «Свойства воды», «Растворимость соли в воде», «Очищение воды с помощью фильтров», «Окрашивание воды».
Проектная деятельность.
Беседа: «Вода в природе».
Индивидуальная работа по схемам и таблицам.
Загадки, стихи по теме. |
Практикум: «Умывальников начальник» - сделать умывальник своими руками – это просто! «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят».
|
Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.
Фиксирование опыта.
Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука) для самостоятельных опытов детей. |
|
3 неделя |
Тема «Пожарная безопасность. Знай и соблюдай!»
Задачи: -развивать мыслительную активность;
-показать возможность тушения огня;
-воспитывать ответственность за свои поступки;
-воспитывать осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности.
|
Образовательная ситуация.
Опыт с тушением огня.
Игры – пантомимы.
Дидактические упражнения. Загадки по теме.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
|
Практикум:
Подготовить иллюстрации по теме: «Соблюдай правила пожарной безопасности».
|
Стихотворение «Экспериментирование». Это
всё – эксперименты – |
|
4 неделя |
Тема: «Что такое микробы? Плесень». Задачи: -установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия; -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности. |
Образовательная ситуация.
Опыт – эксперимент: «Выращивание грибка под названием хлебная плесень». Презентация «Плесень». |
Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят». |
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
|
Апрель
Неделя |
Тема, задачи
|
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Примечания |
1 неделя |
Тема: «Магнитные свойства Земли. Компас». Задачи: -познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом; -выявить материалы, которые могут стать магнетическими; -сформировать представления о компасе; -учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток; -закрепить приобретённые знания в практической (экспериментальной) деятельности детей. |
Образовательная ситуация.
Экспериментирование с предметами: «Достань канцелярскую скрепку», «Как действует магнит?», «Взаимодействие магнитов».
Беседа: «Камень магнитный железняк». Презентация «Земля – наш дом!» Игры: «Определи сторону света», «Найди клад». «Волшебная варежка».
|
Практикум:
Придумывание семейных сказок о явлениях природы.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
|
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
Вывод: когда предметы крутятся, они не падают.
Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.
|
2 неделя |
Тема: «Земля. От чего происходит смена дня и ночи» Задачи: -развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; -объяснить, почему происходит смена дня и ночи, как происходит вращение Земли. -формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности; |
Образовательная ситуация.
Опыт: «День - ночь».
Просмотр презентации «Планеты солнечной системы».
Настольные игры: «Планеты», «Найди орбиту».
Чтение художественной литературы и энциклопедии. |
Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра. Оформление папки «Мои открытия». |
Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей. |
3 неделя |
Тема: «Свет и тень. Образование тени».
Задачи: -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; - способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; -развивать мыслительную активность, наблюдательность; -формировать творческие способности.
|
Образовательная ситуация.
Опыты: «Ищем свет», «Ищем тень», «Какой луч света?»
На участке в солнечный день проводятся игры с тенью (игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная). Игры с теневым театром. Конструирование: «Поделки из бросового материала». Игра «Догони свою тень». Сюжетно-ролевая игра «Театр».
|
Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)
|
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
|
4 неделя |
Тема: «Виды электричества. Как увидеть и услышать электричество?» Задачи: -познакомить детей с понятиями «электричество»; - формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством; -объяснить проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета. |
Образовательная ситуация
Опыты: «Волшебные шары», «Бумажные чудеса», «Почему лампочка светит?», «Ожившие волосы», «Как увидеть молнию?».
Загадки по теме. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», « Найди пару».
Игра «Ток бежит по проводам». |
Беседа: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
|
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).
|
Май
Неделя |
Тема, задачи
|
Вид деятельности |
Работа с родителями |
Выводы и примечания. |
1 неделя |
Тема: « Волшебный лучик. Радуга - дуга».
Задачи: -показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный; -познакомить с особенностями радуги;
-познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. |
Образовательная ситуация
Опыты – эксперименты «Эффект радуги».
Презентация «Радуга» Игры: «Игра с солнечным зайчиком», «Мыльными пузырями». Рассматривание картинки «Радуга». Рисование. Загадки, стихи о радуге. |
Родительское собрание на тему:
Показ презентации «Юные экспериментаторы». |
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория).
Вывод: «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. |
2 неделя |
Тема: «Источник тепла и света. Световая энергия». Задачи: -дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; -познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами; -определить, какие предметы нагреваются лучше, где это происходит быстрее; -закрепить правила безопасности при использовании световой энергии. |
Образовательная ситуация
Экспериментирование с предметами.
Загадки по теме. |
Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение. |
3 неделя
|
Тема: «Интересное рядом!» Задачи: -вызвать желание самим провести несложный опыт; -показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами; |
Образовательная ситуация.
Опыты - эксперименты с яйцом.
Изготовление поделок из яичной скорлупы. |
Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
Продолжить организовывать предметно – развивающую среду (мини-лаборатория). Перед проведением опытов обговорить правила проведения опытов используя схемы. |
4 неделя |
Тема: «Чудесная страна – экспериментов! Задача: -вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год. |
Эксперимент. Загадки, стихи. Фокусы. Рисование. |
Приготовить и презентовать интересные опыты вместе с детьми и родителями. |
Оформить фото-отчёт о работе. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.