Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться? Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного. В перспективном плане представлена вся работа с родителями по музыкальному воспитанию.
План работы с родителями музыкального руководителя ДОУ..doc
Перспективный план работы с родителями музыкального руководителя
МДОУ № 192 ясли – сад «Золушка»
Месяц
Форма работы
Взаимодействие с
родителями
Задачи
Сентябрь
Консультация
1.
Беседы
«О
музыкальном развитии
ребенка»
Посещение
занятий,
развлечение для
детей и родителей
“День знаний”.
Воспитывать музыкальное
восприятие у ребенка в
Знакомить
семье.
родителей
с
коррекционной работой,
проводимой
в
образовательной
деятельности «Музыка»
Октябрь
“По
Индивидуальные
беседы
результатам
диагностики
музыкального развития
дошкольников
на
начало учебного года”
Участие родителей
в подготовке и
проведении
развлечения
“Осень в гости к
нам пришла”
Создать благоприятную
творческую атмосферу
Ноябрь
Консультация “Музыка
как
средство
патриотического
воспитания"
Познакомить
программными
задачами
содержанием
работы на квартал.
с
и
в каждом
Увидеть
ребенке
и
способности и развивать
их
талант
Декабрь
Февраль
1.Консультация
«Какую музыку нужно
слушать детям»
2.Памятка «Как
слушать музыку с
ребенком»
1.Консультация:
«Музыкальные игры
дома»
2.Рубрика
«Это
интересно «Музыка на
“В гости елка к
нам
пришла”
приглашение на
утренники
Развлечение “День
защитников
Отечества”
1.Создать праздничную
атмосферу и сказочное
настроение детям.
2. Знакомить родителей с
коррекционной работой,
проводимой
в
образовательной
деятельности «Музыка»
1.Воспитание
нравственно
патриотических чувств.
2. Знакомить родителей с
коррекционной работой, кухне»
проводимой
образовательной
деятельности «Музыка»
в
1.Советы родителям
«Методы музыкального
воспитания детей в
семье»
2.Памятка
музыкальному
воспитанию
дошкольного возраста
детей
по
Праздничные
утренники во всех
возрастных
группах,
посвященные
марта
8
Стимулировать
1.
эмоционально
положительное состояние
детей
посредством
музыкальной
деятельности.
2. Знакомить родителей с
коррекционной работой,
проводимой
в
образовательной
деятельности «Музыка»
Это
Рубрика:
интересно
«Музыкотерапия, и ее
влияние на человека»
день
Провести
смеха
Провести
индивидуальные
беседы
результатам
диагностики
музыкального
развития
дошкольников.
по
уровень
Обеспечить
эмоциональной
стабильности в пределах
нормы.
Принять участие в
проведении групповых
родительских собраний
по результатам работы
за год во всех группах с
показом музыкального
занятия.
Индивидуальные
консультации с
родителями детей,
нуждающихся в
коррекционно
профилактической
поддержке.
Подвести итоги учебного
года, советы, пожелания
родителям.
Подготовить
работы с родителями.
план
Организовать
музыкальные
встречи с семьей
воспитанников.
Формирование
1.
творческой
активной
деятельности, с учетом
индивидуальных
и
психических
особенностей родителей и
детей.
Март
Апрель
Май
Июль
Август 2. Подготовка к новому
учебному году.
Музыкальной руководитель:_______________________Л.В. Задорожная
Консультация для родителей
«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность
своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого
народа. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости
формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя
как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя
окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина
труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося
людям, семье, обществу пользу.
Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация
общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы
нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным
остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому
базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле,
воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды
обитания человека.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно
патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и
высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это
эмоциональнообразное восприятие окружающего мира может стать основой
формирования патриотизма.
Цель: воспитание гуманной, духовнонравственной личности, достойных
будущих граждан, патриотов своего Отечества. В нашем дошкольном учреждении нравственнопатриотическому воспитанию
уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая
атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно
переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.
Задачи:
ярко выплеснуть свои эмоции;
выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он
живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений;
формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому;
бережное отношение к природе (постоянно осуществляется как на
образовательной деятельности, так и на музыкальных занятиях. Дети учатся
сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
В настоящее время, когда одним из требований ГОС ДО является
интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности
всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных
личностных качеств детей,
вопросы сотрудничества участников
педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим
необходимо построить систему работы по взаимодействию всех педагогов
ДОУ.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,
постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Я, стараюсь работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.
Мы вместе с воспитателями решаем, какую музыку использовать на
комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стремимся
использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения,
ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их
красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те
образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Главное в нравственнопатриотическом воспитании посеять и взрастить в
детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому
базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к своей культуре и своему народу. тревоги – словом,
Большие потенциальные возможности нравственнопатриотического
воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с
обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к
природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения
знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при
участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей,
приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха,
беспокойства,
обеспечивает эмоционально –
психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания
детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все
народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и
ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными
достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского
народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть
аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.
Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных
инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что
песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их
записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял
– неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и
называют народными.
Называю дошкольникам имена выдающихся русских композиторов: М.И.
Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. РимскийКорсаков, говорю, что эти
композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны,
поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:
развитию первоначальных певческих навыков у детей;
очень эффективны в качестве распевания.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их
в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных
инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной
музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов,
плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении
движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие
мелодий обогащает музыкальноритмические движения детей, отводит их от
трафарета и придает движениям определенную окраску. В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только
активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями
песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в
работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного
искусства. Народная музыка включается в образовательные ситуации по
изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции
по мотивам народных промыслов. Часто использую и устный фольклор
(сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что
обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует
эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного
искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы
воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания
чувства национальной гордости.
Использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка
дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это
дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и
друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит
формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное
воспитание ребенкадошкольника – это, прежде всего воспитание любви и
уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное
слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,
рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме
устойчиво вошли в детский репертуар.
В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «День
Знаний», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта»,
«День смеха», «День Земли» народные праздники: «Рождество»,
«Масленица» это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято
играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У
детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Затем
мне стало интересно, а существуют ли какието традиции в семьях детей, для
этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие
традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком,
традициями, обрядами народа укрепляет связь между поколениями,
развивает чувство принадлежности и уважения к истории родного поселка,
города, Республики.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать
патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,
окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском
саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами
музыкального искусства.
Через восприятие музыкальных образов,
вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства
радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к
образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов
помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих
красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много
музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых
детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с
помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе
слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки,
характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года»,
А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. СенСанс цикл «Карнавал животных»,
С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка
«Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и
музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) стараемся закончить
тематическим праздником или развлечением. Я использую в работе с детьми
такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные
явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные
образы окружающего с художественными образами музыкальных
произведений.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в
памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и
патриота.
Особое значение в рамках нравственнопатриотического воспитания имеет
тема: «День освобождения Донбасса», «День Защитников Отечества», «День
Победы». Эти темы очень любимы детьми, тем более что основную массу
наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко
запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,
«Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их
созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей
Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему
Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата,
знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления
дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по
ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. На тематические концерты посвященные «Дню Победы»,
неоднократно приглашались ветераны ВОВ.
Совместное решение задач нравственнопатриотического воспитания как
педагогами, так и музыкальным руководителем нашего детского сада, дает
ощутимые результаты:
музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира,
народных традиций и обрядов;
родители и дети стали активными участниками праздников;
выходят с концертными программами в другие детские сады и организации.
Консультация для родителей
«О музыкальном развитии ребенка»
Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?».
На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий.
Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане
Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки».
Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю,
что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».
«Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это
ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей,
занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее
заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?
Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки
Занятия музыкой, пением вызывают особую
на организм человека.
вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и
кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не
случайно музыка используется в медицине.
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача
родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь
ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и
познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры,
воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому
музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение)
были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие
учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались
развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал
В.Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и
нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я
убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших
условий воспитания нравственной культуры».
Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга.
И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры
полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то
кора лишается главного источники силы».
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений
начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным
умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не
расшевелить.
Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные,
обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются
в пространстве.
Была отмечена также прямая связь между
музыкальными и математическими способностями.
Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание
музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов,
уменьшает чувство перегруженности».
Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к
миру музыкальной культуры.
А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения!
Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они они
становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга,
взаимодействовать друг с другом. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети
и родители становятся ближе и понятней друг другу.
музыка должна стать частью
Сам собой напрашивается вывод:
повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут
поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов»,
— так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что
самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке
родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к
музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно
организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию,
кружок или музыкальную школу.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение
музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов
начиналось под влиянием семьи.
Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются
сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям
полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они
увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в
способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении
с ними.
Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать
занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства –
самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю
жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От
окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась
ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального
образования, не поёт и не играет на какомнибудь музыкальном
инструменте, то решающим является отношение родителей к
музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от
семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей
музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной,
джазовой). КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Какую музыку нужно слушать детям»
обладает универсальным позитивным эффектом
Музыка Моцарта,
воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и
органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого
человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт
эффекте.
Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но
коечто уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма
работают в определенном ритме.
Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование
группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала
фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе
тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц.
Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений
Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей,
независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от
этой музыки у людей повышается концентрация внимания.
В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната
Моцарта для двух фортепиано домажор помогает тем, кто болен болезнью
Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических
приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в
результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В
США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний.
Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация?
Впечатляет?
Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет
чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и … речь.
Каким образом?
По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков
высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти
звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с
корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки
укрепляют микроскопические мышцы уха.
Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду
Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного
прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст
знаменитого актера. До этого он не мог договорить до конца ни единого
предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился
от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.
А вот еще одна, почти сказочная история. Жилбыл старый больной маршал.
Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Старость и болезни всегда рядом
ходят. А маршалу было уже 78 лет, немалый возраст для любого человека.
Совсем подкосили его болезни. И вот лежит он на смертном одре, глаза
закрыты, только губы чуть шевелятся. Когда прислушались к утихающему
шепоту старика, то услышали последнюю просьбу умирающего. А просил он
немногого: чтобы в его последние минуты при нем сыграли концерт Моцарта.
Его любимый концерт.
Как было отказать человеку в его предсмертной просьбе. Пришли музыканты
и заиграли. Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали
увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо. Они увидели,
что на их глазах маршал стал оживать. Прослушанный концерт Моцарта
«отогнал» смерть и вернул человеку жизненные силы. Может ктото остался
недоволен таким поворотом событий, но только не Ришелье Луи Франсуа де
Виньро, который поправился и с удовольствием прожил до 92 лет. Хотите,
верьте, хотите, нет, но эту историю удивительного воскрешения знает вся
Европа. Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает
лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации
движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано,
например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе
обучения устраивать 10минутные «музыкальные паузы», а младенцев,
которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе
матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается
взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с
душевными проблемами.
Консультация для родителей "Музыкальные игры дома"
Родители часто спрашивают: "В какие музыкальные игры можно поиграть с
детьми дома?"
Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм.
Поиграйте с малышом в такую игру: хлопайте в ладоши, или топайте ногой
ритм музыки. Сначала вы будете делать все движения за ребенка, хлопать его
ладошками (рука в руке), помогать топать ножками, сидя на стуле.
Постепенно ребенок научится слышать ритм самостоятельно.
Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году
жизни, можно развивать музыкальный слух, знакомить ребенка с высокими и
низкими звуками. Для этого, можно использовать или свой голос, или
колокольчики, или детские музыкальные инструменты, например, металлофон . А если у Вас дома есть фортепиано – замечательно. Покажите малышу, как
летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки
средней высоты), как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок
сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как
летает комарик (малыш имитирует движение комарика, а также жужжит
тонким голосочком) и так далее.
Длительность звука можно изучать с помощью рисования. Пусть Ваш
ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание
закончится, перестанет рисовать («Посмотри, какой длинный звук», скажите
Вы ребенку). А на короткие звуки линии будут короткими, или превратятся в
точки. Очень увлекательная игра!
Для более старших детей есть интересная игра на развитие слухового
восприятия «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько
предметов, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка,
кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш за самый
кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите
ребенка отвернуться и постучите по какомулибо одному предмету. Когда
малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому
предмету Вы постучали. В начале игры не берите много предметов, для того,
чтобы игра понравилась, она не должна быть слишком сложной. Сначала
ребенок будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по
каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется,
повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше
ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру
можно начинать играть с ребенком примерно с 3х лет. Постепенно ее можно
усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или
угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха.
Назовем ее «Музыкальные сосуды» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие
либо одинаковые стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или
стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов)
будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я опишу на примере
бутылок. Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку
бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка,
с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш
самостоятельно набирает какоето количество воды в пустую бутылку, стучит
по ней ложкой, и добивается нужного звука. Эта игра для более старших
детей (с 56 лет). Далее с теми же предметами можно сочинять простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды
и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком –
слева, и, соответственно, которые звучат высоким – справа. Поверьте, ребенку
будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять
звуки и выстраивать какуюлибо простую мелодию. Сначала сочините чтото
Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем
быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок,
или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.
Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство
ритма. Назовем эту игру «Угадай песенку». Играть в нее можно при любом
удобном случае. Правила игры очень просты. Задумайте какуюлибо хорошо
известную Вашему ребенку песенку, и прохлопайте её ритм. Пусть он
угадает песню, а затем загадает свою. Но не забывайте, что ребенку 46 лет
трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре
загадывайте только припев песенки, вернее всего несколько строчек.
А еще под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться.
Лучше всего это делать перед сном, или когда ребенка нужно успокоить.
Для этого выберите легкую спокойную мелодию, попросите ребенка сесть,
или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, и представить, что он попал
в сказку. Пусть это будет сказочный лес, или поляна, или пляж, или все что
Вы захотите. Начните рассказывать, куда Вы с ним попали, и как здесь
замечательно. Пусть ребенок расскажет, что он видит, и что чувствует.
Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом,
настроением мелодии. Например, если звучит отрывистая музыка, то пусть в
этот момент в Вашем рассказе вы встретите зайчика, или будете
перепрыгивать через небольшие лужицы. А если мелодия плавная – можно
представить себя красивой бабочкой , порхающей над цветами или плыть на
лодочке. В общем, фантазируйте, играйте, сочиняйте, и у Вас обязательно
получится замечательная игра и продуктивное общение с Вашим ребенком.
Советы родителям
Методы музыкального развития в семье
Нагляднослуховой метод — основной.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и
классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию,
накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Нагляднозрительный метод в семейном воспитании имеет свои
преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин,
знакомство малышей с народными традициями, обрядами. Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, репликивзрослого
помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания
взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на
изменения в звучании.
Практический метод(обучение игре на детских музыкальных инструментах,
пению музыкально ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть
определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Памятка родителям по музыкальному воспитанию детей
1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь,
радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Перспективный план работы с родителями по музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.