Перспективы STEAM-образования в ДО
Оценка 5

Перспективы STEAM-образования в ДО

Оценка 5
pdf
08.04.2020
Перспективы STEAM-образования в ДО
перспективы стеам образования.pdf

ПЕРСПЕКТИВЫ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ В ДО

 

Усилия по цифровизации  приводят к созданию нового общества, где активно развивается человеческий капитал – знания и навыки будущего воспитываются с самых юных лет, повышаются эффективность и скорость работы бизнеса за счёт автоматизации и других новых технологий, а диалог граждан со своими государствами становится простым и открытым. Цифровая революция происходит у нас на глазах. 

Эти изменения вызваны внедрением за последние годы множества технологических инноваций, применяемых в разных отраслях, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

 Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р.Колвэлл в 1990-х годах, но активно начала использоваться с 2000-х годов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика). В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM. 

Цель: статьи рассмотреть практические возможности реализации STEM – образования в дошкольных организациях на опыте детских садов Костанайской области

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенкадошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, -  все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой. 

 Современный дошкольник значительно отличается от того как росли и развивались его родители в его годы. Он постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать мобильный телефон, планшет и другие, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. На рубеже раннего и дошкольного возраста дошкольник владеет:  

                    достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;

                    памятью, достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте. [1,32] 

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Ориентируясь на образовательные запросы родителей и возможности ребенка дошкольного возраста,   дошкольные организации города Лисаковск сделали акцент  на STEAM-образование.   

STEAM-образование один из основных мировых трендов и педагоги города на протяжении  двух лет осуществляют работу в этом направлении.  

Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM?   Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование?

Мы предполагаем, что погружение в STEAM-среду можно начать  с формирования способностей-предшественников. 

Исследования, проводившиеся в разных странах, выявили наличие у детей раннего и дошкольного возраста так называемых «способностейпредшественников», то есть способностей, на которые потом опирается школьное обучение разным предметам (чтению, письму, математике и др.) 

Эти «способности-предшественники» начинают развиваться в раннем детстве не путем целенаправленного обучения, а в игре, общении, в «детских видах деятельности» [2].

Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности воспитанника по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход реализуется в разделе программы «Естествознание». Содержание, приемы и методы  способствуют не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ребенку осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность поддерживается и приобретает устойчивый характер в условиях со-творчества и поддержки педагога как партнера, организатора и помощника.

Знакомство с принципами инженерии начинается в детском саду с привычного всем, но немного утратившем свою актуальность в эпоху избыточности товаров, ручного труда. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др. [3] 

Педагоги организуют свою работу так, чтобы дети чувствовали себя умелыми, способными и талантливыми, уверенными в своих силах [4,3]. Сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, навыки в решении инженерных и проектных задач, умение абстрагироваться  помогает оригами. Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче  дается работа с планами и схемами, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают [5].  

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Неотъемлемой частью STEM-образования является  проектная  и экспериментально-исследовательская  деятельности детей дошкольного возраста.  Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт

уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.  

 Обязательным условием успешной работы  по внедрению принципов STEM-образования является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Во всех возрастных группах существуют  «Центры математического развития», где есть в наличии и доступны для юных математиков все необходимые материалы для занятий. Дети с удовольствием и радостью учатся математике без принуждения и требований определенного результата, в вариативном модуле отрабатывается прикладная математика для малышей по  программе «Считаем и поем».  Так  формируются «способности предшественники» для развития математического мышления и математических способностей. 

На следующем этапе педагоги включают в образовательный процесс LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo), опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «Wacky Wigglers» от «Learning Resources»), моделирование из электронного конструктора («Знаток»).

Замечательным решением задач  STEM-образования станет конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEAM. В рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.

Важным условием обучения являются Интерактивные методы, которые  позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.  Интерактивные формы и методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников,  формируют способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение.  Именно в таком формате общения детям  легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

Способности-предшественники для формирования  STEAM-компетенций можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома.  Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и  конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и периметр на практике. LEGO –детям  нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM-образования. Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий [6]. 

Выводы.

Самыми эффективными в плане позитивного влияния на развитие, согласно широкомасштабным исследованиям, проводившимся в Англии, оказались сады, в которых дети более половины времени занимаются тем, что им нравится или свободно играют. Соблюдая принцип самоценности и обогащения детства, педагоги дошкольных организаций стремятся вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. И в этом им помогает реализация основ STEMобразования.

 

Список литературы. 1. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие      для    работников      дошкольных образовательных учреждений. М., Обруч, 2011. 239 с. 

2.     Загвоздкин В.   Дошкольный ФГОС в контексте мировых образовательных трендов// Обруч. – 2018. - №1 http://obruch.ru/index.php

3.     Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787. — URL https://moluch.ru/archive/61/9134/ (дата обращения: 16.10.2018 4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.

Программа и методические рекомендации. М.,Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

5.     Дегтева В.В. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Мозаикасинтез. Москва, 2012г. 110 с.   

6.     Бритвина Е.В. STEAM - инновации в дошкольном мире. https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-steam-innovacii-v-doshkolnom-mire-3236243.html

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ В

ПЕРСПЕКТИВЫ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ В

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни

Возникает резонный вопрос, почему именно

Возникает резонный вопрос, почему именно

Педагоги организуют свою работу так, чтобы дети чувствовали себя умелыми, способными и талантливыми, уверенными в своих силах [4,3]

Педагоги организуют свою работу так, чтобы дети чувствовали себя умелыми, способными и талантливыми, уверенными в своих силах [4,3]

Во всех возрастных группах существуют «Центры математического развития», где есть в наличии и доступны для юных математиков все необходимые материалы для занятий

Во всех возрастных группах существуют «Центры математического развития», где есть в наличии и доступны для юных математиков все необходимые материалы для занятий

Именно в таком формате общения детям легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять

Именно в таком формате общения детям легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять

Список литературы. 1. Свирская

Список литературы. 1. Свирская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020