ПЕРСПЕКТИВЫ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ В ДО
Усилия по цифровизации приводят к созданию нового общества, где активно развивается человеческий капитал – знания и навыки будущего воспитываются с самых юных лет, повышаются эффективность и скорость работы бизнеса за счёт автоматизации и других новых технологий, а диалог граждан со своими государствами становится простым и открытым. Цифровая революция происходит у нас на глазах.
Эти изменения вызваны внедрением за последние годы множества технологических инноваций, применяемых в разных отраслях, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р.Колвэлл в 1990-х годах, но активно начала использоваться с 2000-х годов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика). В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM.
Цель: статьи рассмотреть практические возможности реализации STEM – образования в дошкольных организациях на опыте детских садов Костанайской области
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенкадошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой.
Современный дошкольник значительно отличается от того как росли и развивались его родители в его годы. Он постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать мобильный телефон, планшет и другие, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. На рубеже раннего и дошкольного возраста дошкольник владеет:
• достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
• памятью, достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте. [1,32]
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Ориентируясь на образовательные запросы родителей и возможности ребенка дошкольного возраста, дошкольные организации города Лисаковск сделали акцент на STEAM-образование.
STEAM-образование один из основных мировых трендов и педагоги города на протяжении двух лет осуществляют работу в этом направлении.
Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM? Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование?
Мы предполагаем, что погружение в STEAM-среду можно начать с формирования способностей-предшественников.
Исследования, проводившиеся в разных странах, выявили наличие у детей раннего и дошкольного возраста так называемых «способностейпредшественников», то есть способностей, на которые потом опирается школьное обучение разным предметам (чтению, письму, математике и др.)
Эти «способности-предшественники» начинают развиваться в раннем детстве не путем целенаправленного обучения, а в игре, общении, в «детских видах деятельности» [2].
Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности воспитанника по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход реализуется в разделе программы «Естествознание». Содержание, приемы и методы способствуют не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ребенку осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность поддерживается и приобретает устойчивый характер в условиях со-творчества и поддержки педагога как партнера, организатора и помощника.
Знакомство с принципами инженерии начинается в детском саду с привычного всем, но немного утратившем свою актуальность в эпоху избыточности товаров, ручного труда. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др. [3]
Педагоги организуют свою работу так, чтобы дети чувствовали себя умелыми, способными и талантливыми, уверенными в своих силах [4,3]. Сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, навыки в решении инженерных и проектных задач, умение абстрагироваться помогает оригами. Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают [5].
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Неотъемлемой частью STEM-образования является проектная и экспериментально-исследовательская деятельности детей дошкольного возраста. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт
уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.
Обязательным условием успешной работы по внедрению принципов STEM-образования является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Во всех возрастных группах существуют «Центры математического развития», где есть в наличии и доступны для юных математиков все необходимые материалы для занятий. Дети с удовольствием и радостью учатся математике без принуждения и требований определенного результата, в вариативном модуле отрабатывается прикладная математика для малышей по программе «Считаем и поем». Так формируются «способности предшественники» для развития математического мышления и математических способностей.
На следующем этапе педагоги включают в образовательный процесс LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo), опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «Wacky Wigglers» от «Learning Resources»), моделирование из электронного конструктора («Знаток»).
Замечательным решением задач STEM-образования станет конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEAM. В рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.
Важным условием обучения являются Интерактивные методы, которые позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Интерактивные формы и методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, формируют способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение. Именно в таком формате общения детям легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.
Способности-предшественники для формирования STEAM-компетенций можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и периметр на практике. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM-образования. Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий [6].
Выводы.
Самыми эффективными в плане позитивного влияния на развитие, согласно широкомасштабным исследованиям, проводившимся в Англии, оказались сады, в которых дети более половины времени занимаются тем, что им нравится или свободно играют. Соблюдая принцип самоценности и обогащения детства, педагоги дошкольных организаций стремятся вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. И в этом им помогает реализация основ STEMобразования.
Список литературы. 1. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., Обруч, 2011. 239 с.
2. Загвоздкин В. Дошкольный ФГОС в контексте мировых образовательных трендов// Обруч. – 2018. - №1 http://obruch.ru/index.php
3. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787. — URL https://moluch.ru/archive/61/9134/ (дата обращения: 16.10.2018 4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.
Программа и методические рекомендации. М.,Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
5. Дегтева В.В. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Мозаикасинтез. Москва, 2012г. 110 с.
6. Бритвина Е.В. STEAM - инновации в дошкольном мире. https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-steam-innovacii-v-doshkolnom-mire-3236243.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.