Первая Всемирная универсальная выставка ЭКСПО состоялась в 1851 г., в Лондоне под названием «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». В ней приняли участие 17 тысяч экспонентов из 40 государств. Всего на выставке побывало 6 млн. человек. Свыше 5 000 экспонатов было удостоено наград.
Цель: создание новых форм экономических связей в условиях торжества политики свободной торговли.Девиз:Пусть все народы работают над важной целью совершенствования человечества Структура:- Сырьё и исходные материалы для производства;- Приборы, инструменты и машины;- Фабричные изделия, выработанные руками и машинами;- Произведения, относящиеся к изящным искусствам.
После закрытия выставки «Хрустальный павильон» был демонтирован и перенесён из Гайд-парка в район Южного Кенсингтона, где он стал основным зданием Музея мануфактур. Собрание этого музея должны были служить повышению в Британии стандартов художественно-промышленного искусства и дизайна.
Всемирная выставка размещалась на Марсовом поле, между Иенским мостом и Военным училищем. Слева размещались павильоны Франции, справа павильоны стран участниц.
Среди изобретений, продемонстрированных на Всемирной выставке, — телефон Александра Белла, алюминиевый моноплан дю Тампля и свеча Яблочкова. Томас Эдисон популяризировал в Париже свои новейшие разработки — мегафон и фонограф. Тогда же впервые публика увидела голову статуи Свободы (туловище ещё не было закончено).
На территории французского отдела был устроен специальный павильон, в котором были продемонстрированы археологические находки, сделанные во французской провинции Дордонь. Все они были связаны с жизнью и деятельностью «Допотопного человека» (как тогда называли первобытного человека)
В состав коллекций входили не только предметы быта, орудия труда и оружие первобытного человека, но и предметы, который вызвали бурные дискуссии о возможности создания первобытным человеком произведений искусства.
Особенно жаркие споры развернулись вокруг нескольких «допотопных» произведений искусстваЗначительная часть учёных сомневалась в том, что древнейший человек мог быть творцом подобных изображений.Другая часть считала, что они не являлись системными в жизни древнего человека и не играли никакой серьёзной роли в процессе его становления
Обломок кости с гравированным изображением двух олених. Длина 13,5, высота 3,7 см. был найден в 1834 г. при дилетантских раскопках в гроте Шаффо (деп. Вьенн). Датировка предположительно – мадленская эпоха (Музей национальных древностей Сен-Жермен-ан-Ле, Париж)
Однако главная сенсация «созрела» далеко от Парижа, В Испании в 1880 г. появляется небольшая книга (28 стр.) написанная археологом-любителем Марселино Сантаньяна де Саутуола «Краткие заметки по поводу некоторых предисторических предметов, найденных в провинции Сантандер».
Первоначально к изображениям возник значительный интерес. Пещеру посетили не только учёные, но и сам испанский король Альфонс XII изволил осмотреть невиданную находку.Однако, вскоре, ряд видных учёных-археологов (Рудольф Вирхов, Габриэль де Мортилье и Эмиль Картальяк) категорически отвергли возможность создания первобытным человеком подобных изображений. Сантаньяна был обвинён в фальсификации.
Эмиль Картальякфранцузский учёный в области доисторической археологии.Занимался археологическими исследованиями преимущественно в Южной Франции, также в Португалии, Испании и на Балеарских островах. С 1869 по 1887 редактировал журнал «Matériaux pour l’Histoire primitive et naturelle de l’Homme»,
«Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени. Я стал советоваться. Влияние, которое часто было более счастливым, здесь очень быстро ввергло меня в скептицизм: «Будь начеку! С французскими историками первобытности хотят сыграть шутку! — писали мне. — Остерегайтесь испанских клерикалов»
Луи Лоран Габриель де Мортилье - французский антрополог и археолог, один из основоположников современной научной археологии, создатель классификации каменного века; также считается одним из основателей французской школы антропологии
«Картальяк, дружище, будь осторожен. Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности».
Из письма Мортилье Картильяку
«Я впал в заблуждение, начало которому было положено 20 лет назад, и вот его надо выкорчевать и устранить... Нужно склониться перед фактами, и я готов отдать должное Марселино ди Саутуоле... Во времена нашей юности мы полагали, что знаем все; но открытия... показывают, что наша наука, так же как и все другие, пишет свою историю, которая никогда не закончится, историю, которая, напротив, будет развиваться бесконечно».
Эмиль Картаньяк
«Покаяние скептика»
В 1991 году в Японии было решено создать музейный комплекс, полностью посвященный истории, культуре и жизни Испании. Одним из главных его экспонатов должна была стать копия пещеры Альтамира Подобные проекты уже осуществлялись до этого, например, первая копия этой же пещеры была сделана еще в 1959 г., потом была сделана копия "Ротонды" Ляско, а в 1983 открылась для посетителей Ляско II, поэтому создатели японской Альтамиры уже могли опереться на определенный опыт.
1. Сначала были сделаны фотоснимки каждого фрагмента пещеры.
2. Учёные тщательно изучали подлинные изображения, наложение линий друг на друга, для того, чтобы скопировать их в той же последовательности, в которой они были нанесены первоначально.
3. Затем с учетом всех неровностей и трещин поверхности были изготовлены искусственные стены и потолок, на которые художники наносили рисунки, используя для черного цвета уголь, а для красного - охру.
4. Поскольку в искусственной пещере нет той влажности, которая присутствует в настоящей, то, высыхая, рисунки могли стать гораздо бледнее, чем оригинал. Чтобы этого не произошло, был использован специальный лак, который создавал эффект влажности и сохранял яркость живописи.
Благодаря долгой и кропотливой работе всех участников этого проекта в ноябре 1993 года копия пещеры была готова и установлена в Японии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.