Книга-учитель, книга-наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота- набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга-советчик, книга-разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…
В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги — это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», — говорили они.
На Руси зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.
Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
Московский печатный
двор в середине XVII в.
Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько
лет в Москве действовала некая анонимная типография
(вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти
неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и
мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный
издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю.
Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» — 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки — орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30 — 40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.
Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.
Образцовый стан Московского печатного двора XVII в.Государственный Исторический музей.
Это древнейший из сохранившихся русских печатных станов. В XVII в. он служил образцом для изготовления последующих станков. Упоминается в документации Московского печатного двора уже в 1624 г. Не исключено, что он изготовлен в XVI в. В 1649 г. о нем встречается такая запись: "стан образцовой книжной со всею снастью, набран оловянными словами мелкие азбуки. покрытый кожею красною". Стоял стан на печатном дворе в палате, где сидели "приказные" люди".
Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.
Страница Часовника 1565 г.,
второй книги
Ивана Федорова
и Петра Мстиславца.
Иван Фёдоров учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Иван Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".
Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным.
В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".
Страница из «Азбуки» Ивана Федорова. Львов. 1574 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.