"ПЕРВЫЕ ШАГИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА"
Оценка 5

"ПЕРВЫЕ ШАГИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
преподавание
Взрослым
11.09.2024
"ПЕРВЫЕ ШАГИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА"
Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса на базе, которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения. Это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся и основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
ПЕРВЫЕ УРОКИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА.doc

ПЕРВЫЕ УРОКИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

 

         Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок, цель урока, тип и структура урока, проблемный урок (проблемная ситуация, проблема в обучении, проблемный вопрос).

         Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса на базе, которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения. Это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся и основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязная деятельность учителя и учащихся.

         Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков в ходе, которой осуществляется их воспитание и развитие. Исходной идеей современных научных представлений об уроке является представление, о единстве обучения, воспитания и развития.

         Важно запомнить, что урок готовиться, проводится, и анализируется в  соответствии с поставленными целями и задачами: образовательными, воспитательными, развивающими, грани между которыми весьма относительны. В процессе обучения в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

 

Цели урока

 

Образовательная цель урока предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия,  законы и закономерности теории и т.д. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета практические умения и навыки. Общеучебные умения и навыки имеют отношения ко всем предметам (навыки работы с книгой, справочниками, умение читать, писать в быстром темпе и т.д.).

Воспитательная цель урока связана со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации тот час же оказывает положительное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для активного и успешного обучения. Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности, личностных отношений на уроке.

Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Следует помнить, что она должна быть предельно конкретной и четко сформулированной. Например, «решение задач» не может быть грамотной формулировкой дидактической цели урока. Правильная формулировка раскрывает, какие конкретные умения, и навыки должны быть сформированы у учащихся при решении определенного типа задач. Слишком общей будет формулировка развивающей цели – «развитие мышлений учащихся». Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и решать проблемы.

Развивающая и воспитательная цели планируются на тот период времени, в течение которого они реально могут быть достигнуты.

 

Типология уроков

 

Дидактическая целевая установка определяет выбор типа урока. Проблема типологии уроков, их систематизация является довольно сложной и не имеет однозначного решения. Единого подхода к классификации уроков нет. Различные авторы кладут в основу классификации различные основания деления.

Особенностью уроков В.А. Онищука (Онищук В.А. Урок в современной школе, 1981г.) является то, что кроме урока усвоения новых знаний, урока усвоения новых навыков и умений, урока обобщения и систематизации знаний, урока проверки и оценки и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированного урока в нее включен урок комплексного применения знаний.

По-своему интересна типология уроков Н.П. Гузика (Гузик Н.П. учить учиться, 1981) в которую включены:

1.     уроки общего разбора темы и методик ее изучения;

2.     комбинированные семинарские занятия (где осуществляется работа над учебным материалом);

3.     уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические уроки);

4.     уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);

5.     уроки-практикумы.

И.Я. Ленер и М.Н. Скаткин (Дидактика средней школы/под редакцией М.Н. Скаткина, 1982) исходя из структуры урока, отражающего логику процесса обучения, выделяют следующие типы уроков:

1.     урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала;

2.     урок применения знаний и формирования новых навыков и умений;

3.     проблемный урок с  творческим применением знаний и умений;

4.     урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;

5.     урок, сочетающий разные элементы.

Известны и другие классификации.

Тип урока определяет и структуру урока.

Под структурой урока понимается устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяется примерный порядок и способы действия учителя и учащихся. Совершенно очевидно, что не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью. Структура урока варьируется в зависимости от системы дидактических задач внутри каждого типа урока.

Рассмотрим типы и примерную структуру уроков в зависимости от основной дидактической цели.

 

Уроки усвоения новых знаний

 

1.     Повторение опорных знаний.

2.     Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

3.     Усвоение новых знаний.

4.     Упражнения на понимание.

5.     Самостоятельная работа.

6.     Обобщение и систематизация знаний.

7.     Итог урока.

8.     Домашнее задание.

Тема урока любого типа записывается на доске. Цель урока доводится до сведения учащихся, трансформируясь в соответствии с  их возрастом. Под самоопределением  понимают спланированные действия педагога по включению учащихся в осознанную деятельность. Результат самоопределения – определение учеником себя в деятельности. Самоопределение усиливает целевую установку урока.

На уроке учитель работает с акцентом на положительное в ребенке, на ситуации успеха учащихся.

Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется:

·        предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);

·        тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующих усвоению новых знаний;

·        не затягивать этап повторения опорных знаний;

·        усилить целевую установку урока самоопределением;

·        проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя;

·        закрепить полученные знания материалом учебника;

·        показать образец выполнения или решения нового типа  задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся;

·        не забывать о формировании обобщенных умений;

·        выставлять оценки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;

·        создавать ситуацию успеха;

·        при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравнивать ее к контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;

·        прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;

·        обобщить и систематизировать знания;

·        подвести итоги урока;

·        закончить урок со звонком.

 

Урок формирования умений и навыков

1.     Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.

2.     Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

3.     Изучение вводного материала. Вводные упражнения.

4.     Применение приобретенных знаний.

5.     Пробные упражнения.

6.     Тренировочные  упражнения по образцу, заданию, конструкции.

7.     Творческие упражнения.

8.     Итог урока.

9.     Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

Ø четкое определение целевых установок урока;

Ø обращение  особого внимания на тщательный подбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу);

Ø соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснить каждый шаг действия при выполнении практических заданий);

Ø усвоение новых знаний;

Ø осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

Ø целесообразное ведение творческих упражнений (для всего класса, для отдельных учеников как элемент домашнего задания).

 

Урок применения знаний, умений, навыков

 

1.     Повторение опорных знаний.

2.     Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

3.     Усвоение новых знаний.

4.     Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.

5.     Формирование обобщенных умений.

6.     Формирование творческого применения знаний, навыков и умений в постоянно изменяющихся условиях.

7.     Итоги урока.

8.     Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

o   четкое определение целевых установок урока;

o   допустимость творческого нестандартного характера урока;

o   практическая работа на основе теоретических знаний;

o   внесение элемента усвоения новых знаний;

o   разнохарактерность упражнений и заданий – от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до формирования творческого применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях;

o   обращение внимания на формирование обобщенных умений;

o   дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.

 

Урок обобщения и систематизации знаний

 

1.     Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

2.     Повторение и обобщение  отдельных фактов, событий явлений.

3.     Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.

4.     Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

5.     Итоги урока.

6.     Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

§  четкое определение  целевых установок урока;

§  нестандартный творческий характер урока;

§  целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), технические средства обучения;

§  подбор заданий и упражнений – от общения отдельных фактов, событий, явлений до систематизации основных теоретических  положений и ведущих идей науки;

§  дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок.

 

Учет контроля и коррекции знаний  умений и навыков

 

1.     Сообщение цели и темы урока, самоопределение.

2.     Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.

3.     Проверка знаний фактического материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.

4.     Проверка знаний  основных понятий, законов и умения объяснять их сущность. Письменная работа.

5.     Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения. Самостоятельное составление обобщенных таблиц. Письменный опрос.

6.     Применение учащимися знаний. Практические задания.

7.     Выполнение комплексных творческих работ.

8.     Итог урока.

9.     Домашнее задание.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

v четкое определение целевых установок урока;

v проверку усвоения теоретических знаний, формирования умений, выработку навыков проводить через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей степенью сложности;

v сочетание устных и письменных форм работ;

v уплотненный опрос, накопление отметок.

Письменные и контрольные задания проверяются к следующему уроку, на котором выполненные работы анализируются. Такой анализ начинается с достигнутых классом или отдельными учениками успехов и заканчивается разбором типичных ошибок. Типичные ошибки разбираются всем классом, а индивидуальные – конкретно с каждым учеником. Бестактность преподавателя не допустима.

 

Комбинированный урок

 

1.     Проверка  домашнего задания.

2.     Проверка ранее усвоенных знаний.

3.     Сообщение темы и цели урока, самоопределение.

4.     Восприятие и осмысление знаний.

5.     Обобщение и систематизация знаний.

6.     Итог урока.

7.     Домашнее задание.

Следует помнить, что на комбинированном уроке решаются две или несколько  равноценных дидактических задач.

В комбинированном уроке должны быть представлены все звенья процесса усвоения:

*    мотивация обучения;

*    подготовка к восприятию материала;

*    осмысление и формирование понятий;

*    закрепление и совершенствование знаний; применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой деятельности;

*    анализ достижений и коррекция деятельности.

Современный урок – это урок активной познавательной деятельности учащегося, организованный специально подобранными учителем методами и приемами  обучения на основе научной организации труда с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффективность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования творческой личности. С учетом сказанного рассмотрим структуру проблемного урока.

 

Проблемный урок

 

1.     Подготовка учащихся к работе.

2.     Проверка домашнего задания и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3.     Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главной проблемы или вопроса, связанного с ней.

4.     Определение плана работы в процессе его реализации формулирование вариантов решения.

5.     Проверка вариантов решения эмпирическим путем или теоретически.

6.     Систематизация и закрепление нового материала.

7.     Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или теории) на уроке или в ходе выполнения домашнего задания.

Проблемная ситуация – это явно или смутно осознанное личностью затруднения, пути преодоления которого не известны.

Проблема в обучении – проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него знаний, фактов, опыта. Логической формой выражения проблемы является проблемный вопрос.

Проблемный вопрос предполагает различные точки зрения за альтернативное решение.

Строение урока может подвергаться модификации. Например, решение на уроке более одной проблемы.

Важнейший результат урока – создание такой атмосферы, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности и в ходе индивидуального или группового решения проблемы с желанием принимался за творческую работу.

В настоящее время ведутся оживленные поиски в области преобразования урока, что приводит к изменению форм организации обучения. Назначение новых форм организации обучения (уроков, семинаров, уроков-зачетов, практикумов, консультаций, уроков-дискуссий, общественных смотров знаний и т.д.) – развитие творческой самостоятельности учащихся, формирование волевой сферы ребенка, его способности учиться.

         К нестандартным урокам относятся:

-       Уроки-соревнования и игры (эстафета, дуэль, ролевая и деловая игры, КВН, турнир, конкурс);

-       Уроки, основанные на известных в общественной практике методах работ («мозговая атака», интервью,  репортаж и др.);

-       Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, «живая газета» и др.);

-       Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз);

-       Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений (суд, следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.);

-       Интегрированные уроки;

-       Уроки, использующие формы внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Посиделки» и т.д.);

-       Уроки взаимного обучения;

-       Урок-зачет и др.

Дидактическая теория – основа профессионально-грамотной работы учителя. На ее основе с учетом возрастных и индивидуальных особенности учащихся класса можно приступать к подготовке своих первых уроков.


ПЕРВЫЕ УРОКИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

ПЕРВЫЕ УРОКИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

Слишком общей будет формулировка развивающей цели – «развитие мышлений учащихся»

Слишком общей будет формулировка развивающей цели – «развитие мышлений учащихся»

Уроки усвоения новых знаний 1

Уроки усвоения новых знаний 1

Сообщение темы и цели урока, самоопределение

Сообщение темы и цели урока, самоопределение

Повторение и обобщение отдельных фактов, событий явлений

Повторение и обобщение отдельных фактов, событий явлений

Проверка ранее усвоенных знаний

Проверка ранее усвоенных знаний

В настоящее время ведутся оживленные поиски в области преобразования урока, что приводит к изменению форм организации обучения

В настоящее время ведутся оживленные поиски в области преобразования урока, что приводит к изменению форм организации обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2024