Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ПЕРВЫЙ ШАГ В
БИОЛОГИЮВосторг
от
созерцания природы выше, чем
от искусства.
П. И. Чайковский
У ч и т е л ь . Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами
и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастеркласса.
Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе. Если
вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои
ладони, а если нет – отверните их от меня.
Приём обратной связи «Ладошки».
У ч и т е л ь . Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Природа… Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас
различные ассоциации и образы. Я предлагаю вам в течение двух минут
на предложенных вам для работы творческих листках отобразить свое
видение природы.
Приём «Ассоциации» (выполняется на фоне лёгкой музыки,
голосов природы).
У ч и т е л ь . А теперь я попрошу всех показать свои работы.
(Демонстрация работ.) Неудивительно, что нет ни одного
повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим.
Для одного это волшебный мир цветка или бег волны, для другого –
таинственный лес, а в образах третьих – наша уникальная планета.
– А чем неповторима наша планета? (Ответы участников: только
на нашей планете есть жизнь.)
– А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2–3 мнения
участников.) А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт
Большой энциклопедический словарь.
У ч и т е л ь . Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нём
увидели? (Заслушиваются 4–5 ответов.)
Приём «Зеркало».
У ч и т е л ь . Верно, вы увидели в нём человека как неотъемлемую
часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частьюкоторого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные
отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает
тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных
творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них:
џ самое большое сооружение, построенное живыми организмами, –
Большой барьерный риф в Квинсленде, на северовосточном побережье
Австралии. Он простирается на 2027 км при ширине до 72 км;
џ самый большой цветок – раффлезия Арнольди, диаметр цветка
около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан;
џ самое большое животное – синий кит, размер 33 метра, масса 140
т, сердце весит 600–700 кг;
џ самым быстрым наземным млекопитающим является гепард,
догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час;
џ самое толстое дерево – баобаб. При высоте – 20 м и обхвате
ствола – 20 м в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды;
џ самая длинная змея – анаконда, был зарегистрирован экземпляр
длиной 11 м 43 см.
Приём «Самыйсамый».
У ч и т е л ь . Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его
будем пополнять, изучая волшебную науку – биологию.
Как и в любой науке, у неё есть свои объекты. Найти объекты
изучения биологии поможет вам моя подсказка: из предложенных мной
объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
џ Камень – гриб – вода – облако.
џ Гладиолус – клён – пшеница – крокодил.
џ Бактерии – вода – воздух – снег.
џ Иголка – книга – мимоза – шкаф.
Приём «Четвёртый – лишний».
У ч и т е л ь . Что же у нас получилось? Мы собрали всех
представителей Царств живой природы, которые и являются объектами
изучения биологии.
– Как вы думаете, почему все они стали объектами изучения
биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
О т в е т : Все названные объекты – живые организмы. Наука,
изучающая живую природу, – биология.Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок, и, чтобы
познать их, мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю
провести небольшой конкурс «Что бы это значило?».
Определить по фото:
– папоротник (…);
– лишайник (…);
– палочник (…);
– плоды финиковой
пальмы (…).
Приём «Что бы это значило?».
У ч и т е л ь . Почему все увиденные существа мы можем назвать
живыми?
Работа с творческими листами, выдвижение гипотез.
Признаки живых организмов: растут, размножаются, питаются,
дышат, состоят из клеток.
У ч и т е л ь . Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам
наука биология.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук – биология,
Наука о жизни! Вперёд же, друзья!
У ч и т е л ь . А теперь, друзья, я предлагаю вам стать участниками
аукциона, победителями будет тот ряд, который выдвинет как можно
больше идей, где можно применить биологические знания.
Приём «Аукцион идей».У ч и т е л ь . Молодцы! Мы так хорошо поработали на аукционе, что
нас пригласили на международный конгресс, поднимающий вопрос
значимости различных наук на современном этапе, и нам необходимо
выполнить следующие два задания:
Приём «Фантастическая гипотеза».
1е з а д а н и е .
Одним предложением представить науку биологию. (Все участники
работают с творческими листами.)
Приём «Цепочка идей».
Для выполнения следующих заданий нам необходимо разделиться на
4 группы. (По времени года, в которое они рождены: 1я группа – зима,
2я группа – весна, 3я группа – лето, 4я группа – осень.)
2е з а д а н и е .
џ 1я группа – из предложенного набора слов сочинить
стихотворение, посвященное биологии.
Приём «Сочиняйка методом буриме».
џ 2я группа – опознать таинственного незнакомца.
Приём «Мозаика».
џ 3я группа – придумать три самых интересных вопроса для
эрудитовбиологов.
Приём «Почемучка».
џ 4я группа – на основе работ по выполнению первого и второго
задания составить биологический коллаж.
Приём «Коллаж».
У ч и т е л ь . Вот и завершает работу наш мастеркласс. Пока 4я
группа работает над составлением коллажа, я предлагаю вам
поразмышлять над вопросом: какие цели были поставлены мной на
данный урок?
Выступления участников.
У ч и т е л ь . А теперь давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.
Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?
Приём «Светофор».Двуцветные карточки – краснозелёные. При положительном
утверждении – повернуть к учителю зелёной стороной, при
отрицательном – красной.
Рефлексия.
У ч и т е л ь . На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне
плод вашего совместного труда – биологический коллаж и ваши
портретики, показывающие, как вы чувствовали себя на нашей встрече.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:
1) какими вы были в начале нашей встречи;
2) в конце встречи.
Приём обратной связи «Рожицы».
У ч и т е л ь . Из предложенных далее предложений я очень попрошу
вас выбрать два наиболее значимых для вас и дополнить их своими
мыслями:
– На мастерклассе я…
– Самым интересным для меня сегодня было…
– В своей дальнейшей работе я…
– Я пожелал бы ведущему урок учителю…
– Я бы хотел посоветовать…
Приём обратной связи «Анкетирование» (методом незаконченного
предложения).
У ч и т е л ь . Ставя точку в нашей встрече, на правах ведущего
дополняя наш коллаж, я хотела бы так выразить понятие о
современной биологии:
Биология? Биология! Биология…
Биология?
(Таит ещё много тайн и загадок.)
Биология!
(Удивительны и восхитительны творения Природы.)
Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках, –
живой цветок и искусственный. Что вызывает у вас большее
восхищение? (Ответы участников.) Безусловно, живой цветок.
Биология:
(Путь этой науки долог и неостановим…)У ч и т е л ь . Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и
очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи.
Кто он? Подскажите мне.
Дарит цветок самому активному участнику урока.
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы
помогут вам в работе.