ПЕРВЫЙ ШАГ В БИОЛОГИЮ*

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Первый шаг в биологию.rtf
ПЕРВЫЙ   ШАГ   В БИОЛОГИЮВосторг от созерцания   природы   выше,   чем от искусства.   П. И. Чайковский У ч и т е л ь . Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер­класса. Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе. Если вы   принимаете   мое   предложение,   то   откройте   навстречу   мне   свои ладони, а если нет – отверните их от меня. Приём обратной связи «Ладошки». У ч и т е л ь . Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.  Природа…   Как   часто   мы   слышим   это   слово,   оно   рождает   у   нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю вам в течение двух минут на предложенных вам для работы творческих листках отобразить свое видение природы.  Приём   «Ассоциации»  (выполняется   на   фоне   лёгкой   музыки, голосов природы).  У ч и т е л ь .   А   теперь   я   попрошу   всех   показать   свои   работы. (Демонстрация   работ.)  Неудивительно,   что   нет   ни   одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для одного это волшебный мир цветка или бег волны, для другого – таинственный лес, а в образах третьих – наша уникальная планета.  – А чем неповторима наша планета? (Ответы участников: только на нашей планете есть жизнь.) – А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2–3 мнения участников.)  А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой энциклопедический словарь.  У ч и т е л ь . Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нём увидели? (Заслушиваются 4–5 ответов.) Приём «Зеркало». У ч и т е л ь .  Верно,  вы  увидели  в нём  человека  как   неотъемлемую часть   Природы.   И,   безусловно,   мы   не   можем   не   знать   мир,   частьюкоторого   мы   являемся,   чтобы   установить   с   ним   гармоничные отношения.   Поэтому   с   давних   времён   человек   изучает   и   постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них: џ  самое большое сооружение, построенное живыми организмами, – Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо­восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км при ширине до 72 км;  џ  самый большой цветок – раффлезия Арнольди,  диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан;  џ самое большое животное – синий кит, размер 33 метра, масса 140 т, сердце весит 600–700 кг;  џ  самым   быстрым   наземным   млекопитающим   является   гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час;  џ самое  толстое  дерево – баобаб.  При  высоте – 20  м  и  обхвате ствола – 20 м в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды;  џ  самая длинная змея – анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11 м 43 см.  Приём «Самый­самый». У ч и т е л ь . Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку – биологию. Как   и   в   любой   науке,   у   неё   есть   свои   объекты.   Найти   объекты изучения биологии поможет вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете. џ Камень – гриб – вода – облако. џ Гладиолус – клён – пшеница – крокодил. џ Бактерии – вода – воздух – снег. џ Иголка – книга – мимоза – шкаф. Приём «Четвёртый – лишний». У ч и т е л ь .   Что   же   у   нас   получилось?   Мы   собрали   всех представителей Царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.  – Как   вы   думаете,   почему   все   они   стали   объектами   изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука? О т в е т :   Все   названные   объекты   –   живые   организмы.   Наука, изучающая живую природу, – биология.Биология   раскрывает   перед   нами   много   тайн   и   загадок,  и,  чтобы познать   их,   мы   должны   быть   очень   наблюдательными.   Я   предлагаю провести небольшой конкурс «Что бы это значило?». Определить по фото: – папоротник (…); – лишайник (…); – палочник (…); – плоды финиковой    пальмы (…). Приём «Что бы это значило?». У ч и т е л ь . Почему  все  увиденные  существа  мы  можем  назвать живыми? Работа с творческими листами, выдвижение гипотез. Признаки   живых   организмов:   растут,   размножаются,   питаются, дышат, состоят из клеток.  У ч и т е л ь . Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука биология. Отправимся в путь без сомнений и муки,  Чтоб тайны освоить великой науки. Её изучали до вас очень многие, Но все же она молода, как всегда, Красавица в мире наук – биология, Наука о жизни! Вперёд же, друзья! У ч и т е л ь . А теперь, друзья, я предлагаю вам стать участниками аукциона, победителями будет тот ряд, который выдвинет как можно больше идей, где можно применить биологические знания. Приём «Аукцион идей».У ч и т е л ь . Молодцы! Мы так хорошо поработали на аукционе, что нас   пригласили   на   международный   конгресс,   поднимающий   вопрос значимости различных наук на современном этапе, и нам необходимо выполнить следующие два задания: Приём «Фантастическая гипотеза». 1­е   з а д а н и е .  Одним предложением представить науку биологию. (Все участники работают с творческими листами.) Приём «Цепочка идей». Для выполнения следующих заданий нам необходимо разделиться на 4 группы. (По времени года, в которое они рождены: 1­я группа – зима, 2­я группа – весна, 3­я группа – лето, 4­я группа – осень.)  2­е   з а д а н и е .  џ  1­я   группа   –   из   предложенного   набора   слов   сочинить стихотворение, посвященное биологии. Приём «Сочиняй­ка методом буриме». џ 2­я группа – опознать таинственного незнакомца. Приём «Мозаика». џ  3­я   группа   –   придумать   три   самых   интересных   вопроса   для эрудитов­биологов. Приём «Почемучка». џ  4­я группа – на основе работ по выполнению первого и второго задания составить биологический коллаж. Приём «Коллаж».  У ч и т е л ь .   Вот   и   завершает   работу   наш   мастер­класс.   Пока   4­я группа   работает   над   составлением   коллажа,   я   предлагаю   вам поразмышлять   над   вопросом:   какие   цели   были   поставлены   мной   на данный урок? Выступления участников. У ч и т е л ь . А теперь давайте посмотрим, совпали ли наши мнения. Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?  Приём «Светофор».Двуцветные   карточки   –   красно­зелёные.   При   положительном утверждении   –   повернуть   к   учителю   зелёной   стороной,   при отрицательном – красной. Рефлексия. У ч и т е л ь . На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод   вашего   совместного   труда   –   биологический   коллаж   и   ваши портретики, показывающие, как вы чувствовали себя на нашей встрече. Я прошу на ваших творческих листах нарисовать: 1) какими вы были в начале нашей встречи; 2) в конце встречи. Приём обратной связи «Рожицы».  У ч и т е л ь . Из предложенных далее предложений я очень попрошу вас   выбрать   два   наиболее   значимых   для   вас  и   дополнить   их   своими мыслями: – На мастер­классе я… – Самым интересным для меня сегодня было… – В своей дальнейшей работе я… – Я пожелал бы ведущему урок учителю… – Я бы хотел посоветовать… Приём обратной связи «Анкетирование» (методом незаконченного предложения).  У ч и т е л ь .   Ставя   точку   в   нашей   встрече,   на   правах   ведущего дополняя   наш   коллаж,   я   хотела   бы   так   выразить   понятие   о современной биологии: Биология? Биология! Биология… Биология?  (Таит ещё много тайн и загадок.) Биология!  (Удивительны и восхитительны творения Природы.)  Я  предлагаю  сравнить  два  цветка,  которые  я  держу  в  руках, – живой   цветок   и   искусственный.   Что   вызывает   у   вас   большее восхищение? (Ответы участников.) Безусловно, живой цветок. Биология:  (Путь этой науки долог и неостановим…)У ч и т е л ь . Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. Дарит цветок самому активному участнику урока. Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут вам в работе.