Урок крымоведения в 6 классе № 5
Тема: «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро
Цель: познакомиться с особенностями быта, историей народов Византийской эпохи, рассмотреть большую часть пещерных монастырей, изучить историю последнего осколка Византии – княжество Феодоро
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация знаний:
1. Слышали ли вы о Генуэзских крепостях? Посещали ли вы их?
2. Как вы думаете с чем связано название «Генуэзская»?
3. Какие пещерные города вы посещали?
Изучение нового материала:
Население княжества состояло в
основном из крымских готов, греков и алан, исповедовавших православие и составляло
к концу существования княжества не менее 150 тыс. человек. Постепенно
усиливался тюркско-татарский и армянский компонент. После вхождения княжества в
состав Османской империи, большая часть его населения (особенно греческого)
подверглась разной степени исламизации и тюркизации.
Занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи
(Балаклавы) до Алустона (Алушты). В административно-военном плане территория
княжества делилась на «турмы» (μέρους), которых
было не менее 11. Столицу княжества город Мангуп в ту эпоху также часто
называли Феодоро. В XIV веке южный берег, который правители Феодоро именовали
Параталассия (греч.
Παραθαλασσια —
дословно «приморье») был завоёван генуэзцами. Во время генуэзского владычества
бывшие земли феодоритов на южном берегу именовались Капитанство Готия.
1. Цитадель
2. Главная линия обороны
3. Первая линия обороны
4. Главные городские ворота и усыпальницы над ними
5. Большая базилика
6. Княжеский дворец
7. Церковь Св. Константина
8. Синагога-кенаса
9. Монастырский пещерный комплекс в южном обрыве плато
10. Октагональный храм в цитадели
11. Пещерный комплекс «Барабан-коба»
12. Христианские некрополи
13. Монастырский пещерный комплекс
14. Караимский некрополь
15. Источники
Правящий дом Феодоро, именовал
себя αυ9έντου
πόλεως
Θεοδώρους και
παραtαλασσίας
(владетели (ауфент) города Феодоро и Поморья). Происхождение до сих пор
невыяснено и оспаривается: были боковой ветви Комнинов и Палеологов или
происходили от греческого рода Гаврасов, который нигде не упоминается в
официальных источниках. Мария Палеологиня, княжна Мангупская была третьей женой
Стефана III Великого, её тётя Мария Готская была в браке с трапезундским
наследником престола Давидом Великим Комнином.
В конце XIV века купеческая семья Ховриных из Феодоро переселилась в Москву. Их
вероятный родоначальник Кузьма Коверя был в числе гостей-сурожан у Великого
князя Дмитрия Донского. Ховрины — были наследственными казначеями Московского
княжества, ими был основан Симонов монастырь. Cпустя более полутора столетий
после выхода на Русь их родословие со ссылкой на некоего князя Стефана, который
пришел к Дмитрию Донскому, было составлено одним из Ховриных и внесено в
«Государев Родословец». В XVI веке они разделились на роды Головиных и
Третьяковых.
Княжество образовалось из той части бывших византийских владений в Крыму (фемы
Климаты), которая не перешла под власть Генуи. Правители Феодоро именовались
«аутент» (αυθέντης). Отношения Феодоро
с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были мирными, в то время как с
генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства
феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Каффе и
нанесшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму. В 1475 году после
пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения) были завоёваны
Османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши. Все население Мангупа —
15 тысяч человек — было либо убито, либо уведено в Константинополь. При этом,
во время осады Мангупа феодоритами, в составе которых был военный отряд из
трехсот сицилийских греков, присланных молдавским господарем Стефаном III
Великим, был перебит весь янычарский корпус, существовавший в тот период в
Османской империи. В последствии в 1482 году султан Баязид II, недовольный
действиями Гедик Ахмед-пашы во время подавления восстания Джема, приказал
казнить его в Эдирне.
После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык,
который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кафе (Феодосии). Земли
домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне
юрисдикции крымских ханов. Татарам даже было запрещено на них селиться.
Считается, что языком местных христиан был германский диалект, источниом
является письмо австрийского дипломата Ожье Гислена де Бусбека, датированное
1562 годом, и опубликованный впервые в 1589 году. Письмо содержит список из 96
слов и фраз, а также песню на готском языке, которую дипломат услышал от
крымчан, которые находились в Константинополе.
«Пещерные» города и монастыри Крыма
В 8-ми километрах от Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, в Качинской долине недалеко от села Баштановка, на возвышенности под высоким обрывом скалы находится древнее поселение Качи-Кальон. На склоне горы, под Большим гротом в обломках скал высечены пещеры. Среди этих обломков находятся руины церкви св. Анастасии Узорешительницы.
В XIX в. этот древний храм находился на территории Анастасиевской киновии, которая была организована при участии и попечительстве Св. Иннокентия Херсонского.
Киновия, относившаяся к Свято-Успенскому монастырю, просуществовала до 30-х годов XX в.
Пещерный город Бакла расположен на обширном плато, которое с юга и востока ограничено 15-метровыми скальными обрывами, а с севера и запада окружено известняковыми грядами. Город, построенный на двух ярусах скал высотой до 15ти метров, состоял из наземных и подземных сооружений.
Находится в Бахчисарайском районе Крыма между реками Альмой и Бодраком почти на равном расстоянии от сел Малиновка и Скалистое.
Название пещерного города связано с хранилищами для зерна, фасоли. «Бакла» в переводе с крымскотатарского – фасоль.
Организованные туристические маршруты к пещерному городу редки, и Баклу справедливо можно назвать затерянным городом.
Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее особенной тишине. Здесь природа молчит. Деревня Лаки, была расположена между селами Высоким и Верхоречьем в Бахчисарайском районе . Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака.
Зажиточная небольшая деревня располагалась на живописных склонах крымских гор. Считается, что название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн".
Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки. Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья. Здесь всегда был свой собственный мир. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест.
В котловине Инкерманской долины расположены два небольших села — Верхнее и Нижнее Чернореченское (старые названия до 1945 года — Верхний и Нижний Чоргунь).
Перед самым въездом в Нижнее Чернореченское одиноко возвышается двенадцатигранная башня. Она называется Чоргуньской и объявлена памятником архитектуры государственного значения.
Памятник исследован слабо, до сих пор даже не выполнены его обмерные чертежи, не производились раскопки ни в башне, ни по соседству.
Вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью.
В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от того места, на котором располагалась деревня, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов», один из уникальнейших и труднодоступных исторических объектов Крыма. прославившийся своей уникальной фресковой росписью.
До сих пор доподлинно неизвестно кем и для каких целей был построен этот необычный храм. Храм расположен на скалистом плато в камне нависающем над ущельем. Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга.
Средневековая крепость Фуна - памятник археологии и архитектуры - расположена в 2-х километрах к северу от села Лучистое на скальном холме у западного у подножия горы Южная Демерджи.
Наибольшая протяженность крепости с севера на юг 106 м; с запада на восток – 56 м.
Площадь укрепления – 0,52 га. Укрепление находится на возвышенности, с которой хорошо просматривается вся Алуштинская долина.
В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает «ущелье Марии». Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в давние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более для монастырей они выбирали красивейшие места.
Вот и здесь много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму.
Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.
Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, списки икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.
В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. "Башенный Мыс") стоит Сюйреньская крепость. От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.
Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь — один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане. Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV—XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.
Д/з: выучить конспект урока
Итоги урока
МАНГУП - ОТЕЦ ГОР
Средняя гряда Крымских гор значительно ниже Главной, и горы здесь похожи на застывшие волны: один склон пологий, другой - крутой. Такая форма называется "куэста". На плоских вершинах куэст еще в IV-VI веках начали возникать поселения, некоторые из которых затем превратились в крепости. Именно в это время появились первые укрепления и на горе Мангуп. В более поздние времена ее величественные очертания породили у татар второе название горы - Баба-даг, в переводе на русский - Отец гор. Турецкий путешественник Эвлие Челеби писал о Мангупе в 1666 году: "Раскинулась эта скала как плоская равнина.., а вокруг нее зияют пропасти в тысячу аршин - настоящие бездны ада! Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью..."
Во второй половине VI века на Мангупе выросла мощная крепость Дорос. Этот пограничный пункт Византийской империи предназначался для защиты рубежей от степных кочевников. В конце VIII века, когда большая часть Крыма находилась под властью Хазарского каганата, крепость Дорос превратилась в очаг антихазарского восстания - его возглавил архиепископ Иоанн Готский. Однако восстание жестоко подавили, о чем свидетельствует слой пожарища, обнаруженный археологами.
В Х веке Хазарский каганат прекратил свое существование, и Мангуп снова стал византийским. В это время многие местные жители занимались виноградарством и виноделием. На Мангупе сохранились виноградодавильни, высеченные в скале. Их легко узнать по двум резервуарам, соединенным желобком: в большем резервуаре толкли виноград, в меньший - стекало сусло.
Самые яркие страницы истории Мангупа пришлись на XIV-XV века. Тогда плато превратилось в столицу могущественного княжества Феодоро, во главе которого встали выходцы из Византии - династия Гаврас. До сих пор на Мангупе возвышаются руины княжеского замка и фрагменты крепостных стен.
Свое название княжество получило по имени Феодора Гавраса. Известно, что во второй половине XI века он правил Трапезундом (ныне это территория Турции), не жалел денег на поддержку монастырей, некоторое время жил отшельником в горах, затем возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался принять магометанство. Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата ("стратилат" означает "воевода"). Племянника Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро.
Княжество, лежавшее между татарскими владениями (они занимали степной Крым) и генуэзскими колониями, растянувшимися по южному и восточному побережьям, стало оплотом крымского православия. В обрывах Мангупского плато были высечены церкви и кельи нескольких монастырей. Один из них расположен в оконечности так называемого Дырявого мыса. (Он и вправду выглядит дырявым, так как противоположные стенки одной из пещер обвалились и образовалось сквозное отверстие.) Лестница, прорезанная в скале, ведет в большое помещение, из которого прорублены входы в маленькие кельи, не имеющие окон. Выдалбливая в скале этот комплекс, древние строители вырезали в большом помещении вертикальный столб, назначение которого до сих пор неясно. Однако туристов привлекает гулкий звук, наполняющий пещеру при ударе по нему.
Во второй половине XIV века княжество Феодоро стало для генуэзцев серьезным конкурентом в средиземноморской торговле. В ясную погоду с вершины Мангупа на западе видно море. Там, в Севастопольской бухте, располагался порт феодоритов, защищенный крепостью Каламита. Неподалеку, в Балаклаве, находилась крепость Чембало, принадлежавшая генуэзцам. Такое противостояние - свидетельство напряженных отношений соседей.
Княжество Феодоро, надежно защищенное от соседей - татар и генуэзцев, оказалось неспособным противостоять туркам-османам, нагрянувшим в Крым в 1475 году. Разгромив все крепости, и феодоритов и генуэзцев, турки окружили Мангуп. Осада длилась несколько месяцев, не принося результатов. Наконец османские воины пошли на хитрость: они имитировали отступление и тем выманили князя Александра с дружиной из города, а потом внезапно напали на них. Преследуя княжескую дружину, турки захватили Мангуп, разорили и сожгли город. Княжество Феодоро превратилось в кадылык - округ Османской империи.
ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ ФЕОДОРИТОВ
На территории княжества Феодоро, в обрывах куэст, еще и сегодня можно увидеть несколько пещерных монастырей. Долгое время историки считали, что их появление - результат иконоборческой политики византийского императора Льва III Исавра: в 730 году он объявил почитание икон идолопоклонством. И тогда часть монахов, несогласных с политикой императора, укрылась в Крыму от его гонений. Однако последние археологические исследования показали, что не все пещерные монастыри относятся к VIII веку. Монастыри Челтер-коба, Шулдан и Чилтер-Мармара появились только в XIII. У них не было серьезных укреплений, да и располагались они вблизи дорог, так что монахи, видимо, чувствовали себя здесь хозяевами положения.
Возможно, именно монастырь Шулдан являлся одной из резиденций митрополита. В просторном пещерном храме монастыря сохранился полукруглый алтарь со ступенчатой скамьей. В центре алтаря видны прорубки для престола. Перед алтарем вырезаны гробницы. Еще несколько лет назад храм посещали только редкие туристы и местные мальчишки. Летом 2001 года на месте престола появился плоский камень, а в нише для образа - маленькие современные иконки и оплавившаяся свечка. Кто-то здесь совершал службу...
В скале, на которой возвышаются развалины крепости Каламита, высечены пещеры Инкерманского монастыря. Пережив многочисленные периоды расцвета и спада, теперь он стал действующим. Проезжающим мимо него курортникам бросаются в глаза прижавшаяся к скале церквушка и встроенные в стену обрыва балкончики.
По преданию, первый пещерный храм в Инкермане высек третий епископ Рима святой Клемент, сосланный в I веке в Крым за проповедь христианства. Но и в Крыму он собрал небольшую общину и продолжал проповедовать. В 1634-1635 годы священник Иаков, посетив Крымское ханство в составе русского посольства, описал Инкерман как место, где в древности процветало христианство. Он рассказал, что русские послы нашли здесь мощи неизвестного святого и хотели перевезти их на Русь. Святой явился к ним во сне и заявил, что хочет "по-прежнему зде учинити Русь".
Через 150 лет Екатерина II присоединила Крым к России.
ЭСКИ-КЕРМЕН
Недалеко от Мангупа находится еще один большой пещерный город - Эски-кермен.
Его первые оборонительные стены были возведены в VI веке, одновременно с
мангупскими. В этом укреплении располагался гарнизон, набранный византийскими
властями из местных жителей для защиты подступов к Херсонесу, крупному порту
империи. Эски-кермен много раз подвергался набегам кочевников, был он и под
властью Хазарского каганата. Сейчас въезд в город выглядит открытым и
незащищенным, а когда-то здесь проходила крепостная стена с тремя воротами,
расположенными друг за другом. Над главными воротами возвышалась башня.
Несмотря на сложность и кажущееся совершенство оборонительной системы, ее
разрушали еще в раннем Средневековье, возможно, при подавлении антихазарского
восстания. Теперь о былой неприступности Эски-кермена напоминают лишь пещерные
казематы, тянущиеся цепочкой вдоль обрыва.
Но вернемся к его лучшим временам. К XII веку Эски-кермен превратился в крупный торговый и ремесленный центр. Имел он тогда, видимо, и большое культурное значение - о том свидетельствует несколько пещерных храмов. Один из них высечен в отколовшейся от скалы глыбе. В этом храме старательно вырезан не только алтарь, но и ризница, в которой древние служители культа хранили предметы, необходимые для священнодействия. Сегодня храм носит название "Три всадника" - по сохранившейся внутри фреске.
В центральном всаднике, поражающем копьем змия, легко узнать Георгия Победоносца. Относительно других воинов есть лишь предположения. К сожалению, сейчас правая фигура сильно разбита, а между тем именно она представляется наиболее загадочной. За спиной всадника на крупе коня раньше просматривалось изображение мальчика. Прорезанные в полу гробницы, одна из которых явно детская, наводят на мысль, что с Георгием изображены местные святые, павшие при защите города и погребенные в храме. По другой версии, все три всадника изображают Георгия Победоносца. Левый воин с поднятым копьем - образ надежного защитника; правый - Георгий, спасающий из плена отрока, просившего в молитвах о помощи.
Поклонение святым воинам не уберегло жителей Эски-кермена от нападения татар. В 1299 году на Крым обрушились полчища темника Ногая. Город прекратил существование в то время, когда княжество Феодоро только набирало силу. Некоторое время на плато еще теплилась жизнь, но набег эмира Едигея в 1399 году нанес последний удар по Эски-кермену.
В 1578 году Эски-кермен посетил основоположник крымоведения Мартин Броневский. Картина, увиденная им, уже тогда мало отличалась от нынешней. Осмотрев пустынное плато с поросшими кустарником руинами домов и развалинами базилики, Броневский отметил: "...это место было некогда значительным и важным".
"ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД" И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Не только в княжестве Феодоро расположены пещерные города. Мягкий известняк Средней гряды прекрасно подходит для создания пещерных сооружений, и местные жители этим пользовались.
Самый посещаемый ныне туристами пещерный город Чуфут-кале лежит на окраине Бахчисарая. Еще 150 лет назад он был обитаем. В нем жили караимы (или караиты, карай) - этнос, сформировавшийся из потомков древнего коренного населения Крыма (киммерийцев и тавров) и хазар. От Хазарского каганата караимы переняли иудейскую религию, но священным писанием они признают только Пятикнижие Моисея (Тору) и отвергают Талмуд. Язык караимов близок к крымско-татарскому.
И. М. Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в начале 20-х годов XIX века, восхищаясь восходящим к небесам плато Чуфут-кале, назвал его "воздушным городом". Он записал: "Жилища караимов подобны орлиным гнездам на вершине крутой, неприступной горы... Чуфутские караиты ежедневно спускаются из гнезд своих в Бахчисарай, там целый день упражняются в ремеслах, в торгах; и лишь ночь наступает, возвращаются в домы свои..." Сейчас караимы рассеяны по всему Крыму. Как народ они на грани исчезновения: их осталось примерно 800 человек.
Чуфут-кале не похож на другие пещерные города - здесь еще сохранились многие наземные постройки: крепостные стены, башни, молитвенные дома караимов - кенассы и мавзолей дочери хана Тохтамыша, Джанике-ханым, датированный 1437 годом.
Джанике была женой эмира Едигея и стала заметной политической фигурой в распадающейся Золотой Орде. С ее именем связано несколько легенд. По одной из них, Джанике, стремясь помочь осажденному Чуфут-кале, всю ночь носила воду из потайного колодца в город. Кроме нее, тонкой как тростинка, никто не мог пробраться по подземному ходу к колодцу. Наутро обессилевшая Джанике умерла. Летом 2001 года спелеологи расчистили часть подземного хода, упирающегося в колодец, который расположен за пределами города. Ход имеет заваленное камнями ответвление, возможно, выходящее на плато. Если ход действительно соединяет город с колодцем, то легенда обретает реальность.
В скале напротив Чуфут-кале расположен Успенский пещерный монастырь. Вероятно, его основали монахи из Чуфут-кале, когда в середине XIV века город захватили татары. В Крымском ханстве Успенский монастырь был резиденцией митрополита и почитался не только среди христиан. Сохранились сведения, что крымский хан Хаджи-Гирей молился здесь о помощи в военных действиях. Видимо, Пресвятая Богородица услышала его, и династия Гиреев оставалась у власти еще 300 лет.
После присоединения Крыма к России в 1783 году Успенский монастырь посетили почти все наши венценосцы - Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. В советские времена монастырь пришел в упадок, но за последние годы его отстроили.
В ДОЛИНАХ КАЧИ И БОДРАКА
Пещерные города лежат в основном в долинах рек. Крупный российский этнограф П. Кеппен в 1837 году писал: "Проехав под навесом скалы, находишься в очаровательной тесной долине, где... пещеры, на вершине горы изрытые, свидетельствуют о заботливой деятельности каких-то неведомых жителей, подвизавшихся здесь неизвестно за что".
Речь идет о долине реки Кача и о пещерном монастыре Качи-кальон. Здесь можно видеть остатки церквей, но наибольший интерес вызывает огромное количество (примерно 120) виноградодавилен. Некоторые исследователи относят расцвет винодельчества ко времени Хазарского каганата (к VIII-Х векам). Монастырь же появился в этом месте не ранее XI века и продолжал действовать, получая материальную помощь от Русского государства даже после того, как Крым захватили турки. Это произошло в конце XV века, и постепенно пещерные монастыри пришли в запустение. В последующие столетия сюда забредали лишь пастухи с козами и овцами, спасаясь в прохладных пещерах от палящего солнца.
Выше по Каче находится гора-останец Тепе-кермен. Расцвет города, раскинувшегося на его вершине, приходится на ХII-ХIII века. Уникальным сооружением Тепе-кермена можно назвать "Церковь с баптистерием". Своим названием она обязана необычной крестообразной форме купели. Просторные размеры церкви позволяют предположить, что она и служила главным культовым центром города. В церкви и вокруг нее высечено много гробниц, однако, как и в других пещерных городах, все они были вскрыты и разграблены задолго до появления в этих местах путешественников - истинных любителей истории, стремившихся проникнуть в прошлое Крыма.
В долине Бодрака, в обрыве Баклинской куэсты, различимы пещеры еще одного городища. Это поселение земледельцев и виноградарей, ставшее в Х-ХIII веках малым городским центром. Баклинское плато из двух ярусов оказалось хорошим убежищем: местные жители строили дома на нижнем ярусе, а верхний прикрывал город со стороны степи и делал его незаметным для кочевников.
Бакла расположена на окраине Средней гряды. С ее вершины видны далекие дома Симферополя и раскинувшаяся до горизонта степь, горная страна Средней гряды и нежно-фиолетовые силуэты Главной гряды. Здесь ощущается вся многогранность Крыма. На этом маленьком клочке земли переплелись разнообразные ландшафты, культуры, эпохи...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.