Песенная культура семейских Забайкалья 8 класс
Оценка 4.7

Песенная культура семейских Забайкалья 8 класс

Оценка 4.7
docx
07.10.2021
Песенная культура семейских Забайкалья 8 класс
Песенная культура семейских Забайкалья 8 класс.docx

Песенная культура семейских Забайкалья.

 

Традиции «семейских» Забайкалья – старообрядцев, переселенных в 18 веке в Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток, и сыгравших решающую роль в хозяйственном освоении этих огромных территорий, а значит, и в утверждении на них российской государственности – привлекали взгляды исследователей на протяжении и 19, и 20 столетий.

За два с лишним века бурной российской жизни высказывались самые разные мнения о культуре семейских - от восторженной идеализации их жизни до полного неприятия культуры и традиций этой самобытной группы русского населения.

Не ослабло внимание к культуре семейских и в 21 веке – в 2001 году ЮНЕСКО включила культуру семейских в список 19-ти нематериальных мировых шедевров, требующих особого внимания, изучения и сохранения. В 2002 году вышел CD «Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья» - там записаны материалы по фольклору, обычаям и обрядам семейских.

… Семейскими их называют потомков раскольникова, образовавших группу русского населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядцами или староверами. Значительная часть семейских Забайкалья живет компактно в Бурятской автономной республики. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоят из семейских. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы — это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов…

… История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине 17 века в царствование Алексея Михайловича…

… Раскол в русской православной церкви произошел в результате церковной реформы (1653—1660 гг.), когда было официально принято так называемое «нововведение» патриарха Никона. Раскольники-староверы, старообрядцы — это та часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это раскольники были подвергнуты различным репрессиям. …

В конце 17—начале 18 веков многие старообрядцы бежали в Польшу. Там они основали несколько поселений. Большую часть беженцев составляли выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний. Подтверждение этому находим в исторических документах. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в результате изучения их языка, письменности и быта…

В начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин Европейской России и особенно Сибири. Она предлагала старообрядцам льготные условия поселения в Сибири и других областях страны если они вернутся из Польши в Россию.

Массовое переселение старообрядцев из Польши в Восточную Сибирь началось в середине 18 века. Заселение старообрядцами Забайкалья проходило на протяжении более чем двух десятилетий, вплоть до конца 80-х годов 18 века.

Старообрядцы шли в далекий неведомый край целыми семьями, и, обосновавшись на новом месте, так же селились семьями. Отсюда и прозвище «семейские», которым они сами себя называли.

У семейских была разработана целая система музыкальной подготовки певческих кадров. В селе Большой Куналей, например, издавна славившемся своей высокой певческой культурой, существовала профессиональная школа певчих, основанная на устных традициях освоения средневековой культуры знаменного распева.

Обучение велось следующим образом, преподаватель — набирал группу из двенадцати, редко двадцати мальчиков. Родители, которые обычно охотно отдавали своих сыновей обучаться церковной грамоте и пению, обязаны были платить по пяти рублей в год за одного ученика (в голодные 1916—1918 годы за обучение одного мальчика отдавали от пятнадцати до двадцати пяти пудов зерна).

Ученик обязан был усвоить церковную грамоту, выучить Псалтырь и уметь правильно читать на память все домашние молитвы.

Через год если ученик справлялся с экзаменом то он становился полноправным церковным певчим и был обязан ходить петь и читать под все недельные и годовые церковные праздники.

В отличие от городских церковных певчих, сельские церковные певчие оставались в первую очередь крестьянами, не отрываясь от общего быта сельской общины. Они знали и могли спеть любую народную песню, бытовавшую у них на селе.  

Естественно предположить, что музыкально развитые, имевшие многолетнюю церковно-певческую практику люди должны были и в распеве народной песни показать себя не менее искусными певцами и распевщиками. Еще и в наши дни имелись такие великолепные певцы как Александр Иванович Рыжаков — запевала Забайкальского семейского народного хора города Улан-Удэ, которые с одинаковой легкостью могли спеть любой из самых трудных подголосков в многоголосном семейском распеве и исполнить знаменные церковные распевы.

Если попытаться выделить самый общий, объединяющий признак семейских песен - это многоголосный склад. Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосного существования. Для исполнения песни требуется минимум два певца. Именно принципы многоголосного распева крестьянской протяжной песни, бережно хранимые и приумножаемые на протяжении многих веков, сообщают неповторимый, самобытный колорит песенной культуры семейских …

 Значительное влияние на песенное творчество семейских оказала песенная культура казаков, это объясняется территориальной близостью семейских поселений к Забайкальскому казачьему войску, располагавшемуся на границе с Монголией и Китаем, и казачьим станицам, расположенным в Бурятии.

Кроме названных, необходимо отметить еще один источник влияния на песенный стиль семейских. Как известно, до своего переселения в Сибирь часть семейских жила в конце 17 и начале 18 века на территории Белоруссии, находившейся в то время под властью Польши. Культура и быт семейских носят следы влияния этих родственных славянских культур.

Семейский распев — единственная известная нам форма национальной певческой культуры, в которой сохраняются и продолжают жить некоторые элементы русского средневекового церковно-певческого искусства. Мы можем это утверждать, сравнивая образцы современного семейского распева с дошедшими до нас письменными памятниками древнерусской музыкальной культуры. В обоих случаях мы видим один и тот же тип многоголосной фактуры и родственный интонационный склад напевов.

… Певческая традиция семейских, таким образом, обладает для нас не только эстетической, но и исторической ценностью.

…Самобытные черты семейского распева в его современных формах с наибольшей полнотой раскрываются в исполнении протяжных песен.

Вывод:

Главное отличительное свойство семейского распева: это всегда многоголосный распев. Автору никогда не приходилось слышать исполнение протяжных песен в форме одиночного распева. Этим общим свойством определяется, в первую очередь, мелодический склад семейских протяжных песен.


 

Песенная культура семейских Забайкалья

Песенная культура семейских Забайкалья

Ученик обязан был усвоить церковную грамоту, выучить

Ученик обязан был усвоить церковную грамоту, выучить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021