Песенная культура семейских Забайкалья.
Традиции «семейских» Забайкалья – старообрядцев, переселенных в 18 веке в Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток, и сыгравших решающую роль в хозяйственном освоении этих огромных территорий, а значит, и в утверждении на них российской государственности – привлекали взгляды исследователей на протяжении и 19, и 20 столетий.
За два с лишним века бурной российской жизни высказывались самые разные мнения о культуре семейских - от восторженной идеализации их жизни до полного неприятия культуры и традиций этой самобытной группы русского населения.
Не ослабло внимание к культуре семейских и в 21 веке – в 2001 году ЮНЕСКО включила культуру семейских в список 19-ти нематериальных мировых шедевров, требующих особого внимания, изучения и сохранения. В 2002 году вышел CD «Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья» - там записаны материалы по фольклору, обычаям и обрядам семейских.
… Семейскими их называют потомков раскольникова, образовавших группу русского населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядцами или староверами. Значительная часть семейских Забайкалья живет компактно в Бурятской автономной республики. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоят из семейских. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек. Часть семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы — это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов…
… История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине 17 века в царствование Алексея Михайловича…
… Раскол в русской православной церкви произошел в результате церковной реформы (1653—1660 гг.), когда было официально принято так называемое «нововведение» патриарха Никона. Раскольники-староверы, старообрядцы — это та часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это раскольники были подвергнуты различным репрессиям. …
В конце 17—начале 18 веков многие старообрядцы бежали в Польшу. Там они основали несколько поселений. Большую часть беженцев составляли выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний. Подтверждение этому находим в исторических документах. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в результате изучения их языка, письменности и быта…
В начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин Европейской России и особенно Сибири. Она предлагала старообрядцам льготные условия поселения в Сибири и других областях страны если они вернутся из Польши в Россию.
Массовое переселение старообрядцев из Польши в Восточную Сибирь началось в середине 18 века. Заселение старообрядцами Забайкалья проходило на протяжении более чем двух десятилетий, вплоть до конца 80-х годов 18 века.
Старообрядцы шли в далекий неведомый край целыми семьями, и, обосновавшись на новом месте, так же селились семьями. Отсюда и прозвище «семейские», которым они сами себя называли.
У семейских была разработана целая система музыкальной подготовки певческих кадров. В селе Большой Куналей, например, издавна славившемся своей высокой певческой культурой, существовала профессиональная школа певчих, основанная на устных традициях освоения средневековой культуры знаменного распева.
Обучение велось следующим образом, преподаватель — набирал группу из двенадцати, редко двадцати мальчиков. Родители, которые обычно охотно отдавали своих сыновей обучаться церковной грамоте и пению, обязаны были платить по пяти рублей в год за одного ученика (в голодные 1916—1918 годы за обучение одного мальчика отдавали от пятнадцати до двадцати пяти пудов зерна).
Ученик обязан был усвоить церковную грамоту, выучить Псалтырь и уметь правильно читать на память все домашние молитвы.
Через год если ученик справлялся с экзаменом то он становился полноправным церковным певчим и был обязан ходить петь и читать под все недельные и годовые церковные праздники.
В отличие от городских церковных певчих, сельские церковные певчие оставались в первую очередь крестьянами, не отрываясь от общего быта сельской общины. Они знали и могли спеть любую народную песню, бытовавшую у них на селе.
Естественно предположить, что музыкально развитые, имевшие многолетнюю церковно-певческую практику люди должны были и в распеве народной песни показать себя не менее искусными певцами и распевщиками. Еще и в наши дни имелись такие великолепные певцы как Александр Иванович Рыжаков — запевала Забайкальского семейского народного хора города Улан-Удэ, которые с одинаковой легкостью могли спеть любой из самых трудных подголосков в многоголосном семейском распеве и исполнить знаменные церковные распевы.
Если попытаться выделить самый общий, объединяющий признак семейских песен - это многоголосный склад. Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосного существования. Для исполнения песни требуется минимум два певца. Именно принципы многоголосного распева крестьянской протяжной песни, бережно хранимые и приумножаемые на протяжении многих веков, сообщают неповторимый, самобытный колорит песенной культуры семейских …
Значительное влияние на песенное творчество семейских оказала песенная культура казаков, это объясняется территориальной близостью семейских поселений к Забайкальскому казачьему войску, располагавшемуся на границе с Монголией и Китаем, и казачьим станицам, расположенным в Бурятии.
Кроме названных, необходимо отметить еще один источник влияния на песенный стиль семейских. Как известно, до своего переселения в Сибирь часть семейских жила в конце 17 и начале 18 века на территории Белоруссии, находившейся в то время под властью Польши. Культура и быт семейских носят следы влияния этих родственных славянских культур.
Семейский распев — единственная известная нам форма национальной певческой культуры, в которой сохраняются и продолжают жить некоторые элементы русского средневекового церковно-певческого искусства. Мы можем это утверждать, сравнивая образцы современного семейского распева с дошедшими до нас письменными памятниками древнерусской музыкальной культуры. В обоих случаях мы видим один и тот же тип многоголосной фактуры и родственный интонационный склад напевов.
… Певческая традиция семейских, таким образом, обладает для нас не только эстетической, но и исторической ценностью.
…Самобытные черты семейского распева в его современных формах с наибольшей полнотой раскрываются в исполнении протяжных песен.
Вывод:
Главное отличительное свойство семейского распева: это всегда многоголосный распев. Автору никогда не приходилось слышать исполнение протяжных песен в форме одиночного распева. Этим общим свойством определяется, в первую очередь, мелодический склад семейских протяжных песен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.