Праздничное мероприятие "Песни великого подвига" посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войны. Способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою родину, своих земляков, участников войны. Предварительная подготовка к мероприятию: подготовка инсценирования песен Великой Отечественной войны. В ходе мероприятия дети узнают о создании песни, ее авторах.
Песни великого подвига.docx
ТЕМА: «ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА»
Шешукова Татьяна Александровна
учитель географии
МБОУ «СОШ №33», п. Яйва Праздничное мероприятие «Песни великого подвига»
Цель: познакомить с историей создания песен Великой Отечественной
войны.
Задачи:
способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу страну,
за русских людей на примерах песен военных лет;
расширить представление обучающихся об истории возникновения военных
песен;
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам
войны.
Предварительная подготовка к мероприятию: обучающиеся готовят
инсценировку песен военных лет, приглашают на мероприятие ветеранов
войны и тружеников тыла, готовят поздравительные открытки; заранее узнают
у ветеранов, какие песни звучали в те годы, какие были более любимы.
Форма проведения: литературномузыкальная композиция.
Возраст участников: обучающиеся 1217 лет.
Ход мероприятия.
Фонограмма «РиоРита». Группа девушек и юношей исполняет
танцевальную композицию. На фоне музыки выходят Ведущие.
Ведущий 1:
Добрый день!
Ведущий 2:
Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии «Песни великого
подвига».
Ведущий 1:
В этом году вся наша страна отмечает 70летие Победы советского народа в
Великой Отечественной войне. На каждом мероприятии, посвященному этому
2 празднику звучат песни военных лет. Их знают все, эти песни любимы, живы и
дороги людям не только старшего поколения, но и молодым. Во время
Великой Отечественной войны песни создавались не только поэтами и
композиторами, но и простыми солдатами, многие из этих произведений
прочно вошли в устный репертуар народа.
Ведущий 2:
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них
все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения
домой, рассказы о подвигах моряков и танкистов, летчиков и пехотинцев,
любовь к девушке и матери, которые остались ждать. Песни вместе с
советскими людьми защищали Родину! Песни – как люди: у каждой своя
судьба, своя биография.
Фонограмма «Священная война». На сцене группа учащихся в военных
формах и мирные жители. Сцена проводов на фронт. Звучит песня. На
фоне песни слова Ведущего 1.
Ведущий 1:
«Священная война». Первая песня, написанная в годы войны. Эта песня
стала настоящим гимном советского народа. 24 июня 1941 года
стихотворение Василия ЛебедеваКумача было опубликовано в газетах.
Прочитав это проникновенное стихотворение, композитор Александр
Александров сочинил к нему музыку. И уже на пятый день войны перед
отправляющимися на фронт солдатами, состоялась премьера песни. За
считанные дни она распространилась по всей стране. [1]
Фонограмма песни заканчивается. На сцене меняется декорация.
Реквизит землянки.
Ведущий 2:
3 Многие песни, пришедшие с фронтов навечно остались в сердцах и до сих
пор эти песни поют, и в наши дни их звучание вызывает слезы на глазах не
только стариков, но и молодежи.
Ведущий 1:
Эту замечательную песню написал советский поэт Алексей Суриков в
далеком 1941 году. Находясь на Западном фронте, выходил из окружения и
попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он
написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам.
Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это
стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов
написал мелодию к тексту. Он же был первым исполнителем. Так была
создана песня «В землянке». [1]
Инсценировка песни.
Обучающийся:
В своей книге «Александровцы на войне» О. Зырянов вспоминает: «Первого
земляка, вернувшегося с полей Великой Отечественной, мы жители лесной
деревни, встретили в феврале 1942го. Был он неплохим гармонистом. В
красном уголке после рассказа о войне развернул он свою двухрядкухромку
и запел песню, которую мы еще не слыхали. Склонившись над гармоникой, он
негромким тенорком выводил: «Бьется в тесной печурке огонь…»». [2]
На сцене появляются учащиеся в военной форме, импровизация сцены в
землянке: у одного в руках гармонь, ктото с автоматом, ктото,
склонившись, пишет письмо; исполняют песню «В землянке».
Обучающийся (после инсценировки, музыка продолжает негромко звучать):
«Новая песня всегда привлекает. А песня, шагнувшая в нашу глухомань с
самой передовой, завладела вниманием всех. Ее слушали и молодые и старые.
И у всех она вызывала отзвук в душе. Дед Назар, уже получивший похоронку
4 на сына, кряхтя и отводя в сторону глаза, сосредоточенно крутил «козью
ножку», притихли шушукавшиеся до этого парни и девушки, всхлипнула
молодая вдова. А гармонь продолжала вести свою песню…». [2]
(Музыка нарастает, в землянке громко поется последний куплет песни).
Ведущий 2:
«Тысячи александровцев в гремящие сороковые прошли сквозь горнило
войны. Честно, бесстрашно выполняли свой долг. В подавляющем
большинстве они сражались в стрелковых частях. Их оружие – винтовка,
автомат, пулемет. А многие воевали в бронетанковых частях. Среди
танкистов александровцев было много. И многие их них помнят родившуюся
на фронте песню о молодом лейтенантетанкисте». [2]
Ведущий 1:
Наш земляк Иван Степанович Шаврин – ветеран войны вспоминал: «Правда
не в бою мы ее певали, а в минуту отдыха, на лавочке возле госпиталя,
расслабившись, вспоминая погибших друзей…». [2]
Ведущий 2:
Когда однажды молодого бойцатанкиста, выбравшегося из окружения,
спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот
ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня…
Звучит фонограмма песни «На поле танки грохотали», появляются
четверо «танкистов». Исполнение песни учащимися.
Ведущий 1:
Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на наш страну всю
мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский
город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую
пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо
5 отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их
защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Городагероя».
Одним из таких городов был город Севастополь.
В матросских формах на сцене появляются учащиеся, в руках одного из
них гранитный камень.
1. Уже пятый день плыла по Черному морю одинокая шлюпка, держа курс
на Туапсе. В шлюпке было четверо, все — моряки – севастопольцы. Один из
них умирал, трое угрюмо молчали. Верные святой заповеди морской дружбы,
они не оставили своего тяжело раненого товарища на берегу, забрали с собой.
(Передает камень следующему и так каждый).
2. Когда его поднимали там, в Севастополе (это было близ памятника
Погибшим кораблям), он зажал в руке серый небольшой камень, отбитый
снарядом от гранитного парапета набережной.
3. Покидая Севастополь, моряк поклялся возвратиться в этот город и
положить камень на место. Чувствуя, что ему не суждено это сделать,
черноморец передал заветный осколок гранита своим боевым товарищам с
наказом: непременно вернуть его в Севастополь.
4. Так и передавали морякисевастопольцы эту драгоценную реликвию друг
другу. От них она попала к воинам других родов войск, и каждый клялся
выполнить завет неизвестного морякасевастопольца — вернуть
севастопольский камень на родную землю…
Ведущий 2:
Эту историю, поведанную бывалым боцманом Прохором Матвеевичем
Васюковым, рассказал читателям газеты «Красный флот» военный журналист
и писатель Леонид Соловьев. Летом 1943 года очерк в газете
прочел композитор Борис Андреевич Мокроусов. Многое связывало его с
городом русской славы — Севастополем. В июле 1941 года он был призван на
6 флот и оказался среди его легендарных защитников. Там он встретился и
подружился с поэтом Александром Алексеевичем Жаровым и вместе они
задумали написать песню о герояхчерноморцах.
“Это должна быть песня широкая, эпическая, сдержанноторжественная, как
баллада». Но замыслу этому не суждено было осуществиться: война
разбросала Жарова и Мокроусова по разным фронтам.
Встретились они лишь в 1943 году. Мокроусов рассказал о легендарных
последних защитниках города, которые унесли с собой камень—частицу
родной земли, поклявшись, что обязательно вернутся в родные края и
водрузят этот камень на то самое место, где он лежал.
Оба горячо приняли к сердцу эту невыдуманную историю о севастопольском
камне. Она воодушевила их на песню, которую впоследствии назвали:
«Заветный камень». [1]
Ведущий 1:
Одним из первых “Заветный камень” исполнил Леонид Осипович Утесов,
надолго сохранивший ее в своем репертуаре. «Есть у нас царьпушка, есть
царьколокол и есть у нас царьпесня — «Заветный камень», —говорил
Утесов. Баллада «Заветный камень», озаренная грозовыми отсветами военной
поры, наполненная сыновней любовью к родимой земле, выразившая высокие
патриотические чувства защитников Родины, живет и сегодня как память о
прошлом, которое превратилось в легенду. [1]
Исполнение песни «Заветный камень».
Ведущий 1:
Из интервью с нашими ветеранами, мы выяснили, что одной из
любимых песен была знаменитая «Катюша».
На сцену выходят девушка и юноша в солдатских гимнастерках и
пилотках.
7 Девушка:
Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938
года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа заспорилась…
[1]
Юноша:
И так бы эти строки не были бы закончены, если бы не композитор Матвей
Блантер. Композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского.
Множество вариантов сочинил композитор, пока, наконец, не родилась
замечательная мелодия «Катюши». [1]
Девушка:
Но песни все еще не было, так как стихотворение попрежнему оставалось
незаконченным... Так продолжалось до лета того же года, пока авторы не
встретились вновь, и Исаковский передал Блантеру несколько вариантов
окончания песни. Из них были выбраны строчки о бойцепограничнике,
которого любит и ждет девушка Катюша. [1]
Юноша:
«Катюша» сразу же покорила сердца слушателей. Ее пели чуть ли не все
профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские
ансамбли песни и пляски, солисты филармонии и эстрады, ее пели на
демонстрациях, собраниях, да и просто в домашнем кругу. [1]
Девушка:
В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала и на фронте, и в
партизанском краю. Вот несколько эпизодов.
Юноша:
8 В июле 1942 года гитлеровцы зверски расправились с жителями села Каспля
Смоленской области за то, что они помогали партизанам. Когда
приговоренных к расстрелу повели к вырытой на берегу озера яме, в
наступившей тишине неожиданно раздалось:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...
Так мужественно патриоты встретили смерть.
Девушка:
М. В. Исаковский рассказывает о таком случае:
«Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого
окопа, расположенного поблизости, „Катюшу”. Немцы покрутили ее раз,
потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов:
мол, как это подлые фашисты могут играть нашу „Катюшу”?! Не бывать
этому! Надо отобрать у них „Катюшу”!
В общем, дело кончилось тем, что группа наших солдат совершенно
неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая,
молниеносная схватка. В результате — немцы еще и опомниться не успели,
как „Катюша” — пластинка с патефоном — была доставлена к своим». [3]
Фонограмма песни «Катюша». Исполнение песни в зале. Группа учащихся
исполняет танец.
Ведущий 1:
Песни периода великой Отечественной войны раскрывали образ советского
солдата. В лирических песнях появляются и новые черты: чувство к любимой
сливается с чувством любви к Родине.
Ведущий 2:
9 Не меньшей популярностью пользовались фронтовые песни и в среде тех,
кто сражался с врагами по ту сторону линии фронта, в тылу. Ведь фронт и
тыл были едины.
Ведущий 1:
В песнях военных лет были созданы проникновенные образы девушек и
женщин – тружениц производства и колхозных полей. В песнях, частушках
подчеркнуто их мужество и стойкость в борьбе с трудностями военного
времени. В них звучала уверенность в победе над врагом, грусть о погибших.
Ведущий 2:
Часто у таких произведений не было авторов, их исполняли как народные.
Появлялись и песни на известные мотивы. Труженица тыла п. Яйва Туснина
Анна Ардальоновна, сестра знаменитых братьев танкистов Байбаковых,
вспоминала, что с песней провожали на фронт, встречали с победой, начинали
сев и уборку урожая, в радости и печали песня всегда помогала.
Фонограмма музыки «Частушечный наигрыш». Выходят девушки (одеты в
стиле 40х годов). Исполняют частушки военных лет.
Ведущий 1:
Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного
майского салюта через всю войну прошагали они в боевом строю. Для тех, кто
прошел и пережил войну, для Вас, дорогие ветераны войны и труженики тыла,
песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.
Ведущий 2:
Мы от всей души поздравляем Вас с праздником Победы! И пусть песня
остается для вас и в наши дни живительной силой, согревает ваши сердца
теплом и наполняет их нежностью.
На сцене обучающиеся 5 классов.
1.
10 Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
А если не мне, так хоть песням моим,
Я верю, придется дойти до тебя.
2.
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
3.
И не зря про путь к берлину пели –
Как он был нелегок и нескор…
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
Под фонограмму песни «День Победы», обучающиеся вручают цветы и
открытки ветеранам войны и труженикам тыла.
Ведущий 1: На нашем вечере мы смогли поговорить только о нескольких
песнях военной поры. Надеемся, что они останутся в нашей памяти.
Ведущий 2: Мы прощаемся с вами. До новых встреч.
Для ветеранов организуется чаепитие.
Используемая литература.
1. Андриянов В. «Песни войны и Победы», изд. «Клуб», 2010 г. 264.
11 2. Зырянов О. «Александровцы на войне». Александровск 2000 г.– 83.
3. Кирдан Б.П. «И поет мне в землянке гармонь». М:. 1995 г.
288.
12 Анализ итогов мероприятия
1. Праздничное общешкольное мероприятие «Песни великого
подвига» посвящено 70летию Победы в Великой Отечественной
войне.
2. В мероприятии приняли участие обучающиеся и классные
руководители 511 классов, родители, ветераны ВОВ и труженики
тыла.
3. В ходе мероприятия дети познакомились с песнями Великой
Отечественной войны, инсценировали и пели их вместе с
ветеранами, узнали историю создания музыкальных произведений.
4. Используется краеведческий материал, прослеживается тесная
связь с жизнью: воспоминания фронтовиков поселка Яйва, звучат
песни, которые были более любимы и чаще звучали на фронтах
(дети заранее узнавали об этом у ветеранов).
5. Воспитательные моменты: у детей формируются патриотические
чувства, уважение к ветеранам и их подвигу.
13
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
"Песни великого подвига"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.