Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА
(конкурс военнопатриотической песни)
Ц е л и : воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за
русских людей на примерах песен военных лет; расширять представление
учащихся об истории возникновения военных песен; воспитывать уважительное
отношение к старшему поколению; прививать чувство уважения к солдатам,
участвующим в боевых действиях в настоящее время.
Х о д и п р о в е д е н и е к о н к у р с а
Звучат фанфары.
1й в е д у щ и й . Здравствуйте!
2й в е д у щ и й . Здравствуйте, гости нашего праздника!
Звучит военная песня.
1й в е д у щ и й . Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и
незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и
радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых
подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас
послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то можно
было бы создать музыкальную антологию истории Великой Отечественной
войны.
2й в е д у щ и й . Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба.
Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие
вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не
старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Об этих песнях у нас и пойдет речь сегодня.
1й в е д у щ и й . Истории возникновения песен различны. Вот одна из них.
Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил
из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После
этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен
бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты
получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор
Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «В
землянке».
Выступление учащихся с песней «В землянке».
2й в е д у щ и й .
От песни сердцу было тесно:Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
А. Твардовский
1й в е д у щ и й . Если спросить любого участника войны, какое значение
имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды
молодого бойцатанкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог
один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один,
ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...
Выступление учащихся с песней «На поле танки грохотали».
2й в е д у щ и й . Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня
веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцов, не позволяла им пасть
духом, затосковать.
1й в е д у щ и й . Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно
в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты
собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога
домой была так длинна...
Выступление учащихся с песней «Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина, муз.
А. Новикова).
2й в е д у щ и й . Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
1й в е д у щ и й . Эти слова принадлежат герою поэмы Александра
Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! И думается, что с
полным основанием их можно отнести и к песнешутке. Ведь без нее очень
трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности
фронтовой жизни. Именно такую песнюшутку «Смуглянка» создали композитор
А. Новиков и поэт Я. Шведов. А мы приглашаем на сцену следующих
участников.
Выступление учащихся с песней «Смуглянка».
2й в е д у щ и й . Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов
до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом
солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни
позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной изних, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются
задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
1й в е д у щ и й . Песни являлись живительной силой для солдат той войны.
Так же, как сегодня для воинов необъявленной чеченской войны. Современные
песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как
бы говоря им о том, что мы их любим и ждем.
2й в е д у щ и й . Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два
полюса: мирную жизнь и военные действия. Мы приглашаем на сцену следующих
участников.
Выступление учащихся с песней «Батальонная разведка», сл. и муз. И.
Морозова.
1й в е д у щ и й . Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько
матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле
битвы за свободу и честь родной земли.
2й в е д у щ и й . Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесла
война нашей стране и нашему народу. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал
жизнь за Родину. Старые фотографии напоминают нам об участниках войны.
Учащиеся рассматривают военные фотографии, кадры кинохроники.
1й в е д у щ и й .
2й в е д у щ и й .
1й в е д у щ и й .
Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
А если не мне, так хоть песням моим,
Я верю, придется дойти до тебя.
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелегок и нескор...
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
2й в е д у щ и й . На нашем вечере мы смогли познакомить вас только с
некоторыми песнями военного лихолетья. Надеемся, что они останутся в нашей
памяти.