«Песня о Хочбаре»
Образ Хочбара.
Отражение в «Песне о Хочбаре» острой социальной, антифеодальной борьбы.
Цель урока:
1) познакомить учеников с образом народного заступника Хочбара;
2) показать прямую связь дагестанского фольклора с историей, исходя из исторической
основы произведения;
3) дать учащимся представление об особенностях сословного расслоения общества в
Дагестане XVII – XVIII веков;
4) выработать ученические навыки анализа средств художественной выразительности
речи;
5) расширить культурный кругозор шестиклассников.
Оборудование:
1) интерактивная доска;
2) презентация в электронном виде;
3) альбом;
4) карандаши;
5) кинофильм «Сказание о храбром Хочбаре».
План урока:
Выразительное чтение одним из учеников отрывка из эпилога к поэме Расула Гамзатова
«Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о казикумухском Хане, о хунзахском
Нуцале и его дочери Саадат».
Анализ гамзатовских строк. Запись на доске и в тетрадях. Беседа с учащимися.
Объявление темы урока и его целей. Историческая справка (сообщения)
подготовленных учеников.
Выразительное чтение произведения учащимися (по ролям).
Диспут по содержанию «Песни о Хочбаре».
Слово учителя. Просмотр эпизода из фильма «Сказание о храбром Хочбаре».
Обсуждение увиденного.
Игра «Эстафета».
Самостоятельная работа. Характеристика Хочбара.
Домашнее задание.
1
Ход урока:
I. Выразительное чтение одним из учеников отрывка из эпилога к поэме Р.
Гамзатова «Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о казикумухском хане, о
хунзахском нуцале и его дочери Саадат».
Курбанова Маина:
Пусть будет хорошо хорошим,
Пусть плохо будет всем плохим.
Пусть час рожденья проклиная,
Скрипя зубами в маете,
Все подлецы и негодяи
Умрут от болей в животе.
Пусть в сакле, в доме и в квартире
Настигнет кара подлеца,
Чтоб не осталось в целом мире
Ни труса больше, ни лжеца!
II. Анализ гамзатовских строк. Запись на доске и в тетрадях. Беседа с
учащимися.
- Какое слово повторяется в начале строк отрывка из поэмы Расула Гамзатова
«Сказание о Хочбаре, уздене из аула Гидатль, о казикумухском Хане, о хунзахском
Нуцале и его дочери Саадат». (Пусть)
- Такое средство выразительности речи называют АНАФОРОЙ. Она ещё не раз
встретится вам в литературных произведениях. Антонимом анафоры является ЭПИФОРА
– повтор слов или словосочетаний в конце строк стихотворений.
- Давайте запишем эти термины в тетради по дагестанской литературе.
- Согласны ли вы с этими словами?
- А знаете ли вы, что принадлежат они не Расулу Гамзатову, а народному герою
Хочбару? (это любимый тост Хочбара)
III. Объявление темы урока и его целей. Историческая справка (сообщения)
подготовленных учеников. (см. слайд 1)
- Образ Хочбара привлекал не только народного поэта Дагестана. В книге Петра
Услара «Сборник сведений о кавказских горцах» 1870 года «Песня о Хочбаре»
привлекла внимание Льва Николаевича Толстого, который работал в то время над
своей повестью «Хаджи-Мурат». (см. слайд 2)
- Вы уже догадались, какой будет тема сегодняшнего урока? Озвучьте её.
(см. слайд 3)
2
- Сегодня нам предстоит познакомиться с этой аварской песней, которая была
сложена на основе реальных исторических фактов обострившейся борьбы между
феодалами и свободными крестьянами-узденями в XVII – XVIII веках. Что вам
известно об этом?
Ученик 1:
В XVII веке объединявшее в себя пять аулов вольное общество Гидатль враждовало
с хунзахским Нуцалом, который организовывал на них набеги с целью угона людей и
скота, а также захвата земель гидатлинцев.
Ученик 2:
На границе гидатлинских земель были построены сторожевые башни, чтобы
обороняться с оружием в руках от набегов хунзахцев. Некоторые их этих башен
сохранились и сегодня.
- Как вы понимаете значение слова «уздени»?
Ученик 3:
Узденями назывались крестьяне, имевшие в собственности землю (большой дефицит в
горах Дагестана) и не зависевшие ни от кого. Они были в состоянии прокормить
себя сами, возделывая землю лично или нанимая работников.
- Надо сказать, что дагестанское общество той эпохи состояло из трёх основных
сословий:
феодалы-правители: ханы, беки, шамхалы, уцмии и т п.
уздени
безземельные крестьяне, которых называли лаги (рабы).
- Самыми бесправными во всех отношениях были, естественно, лаги. Нет ничего
удивительного, что уздени не желали уступать своё имущество местным правителям
и становиться таким образом безземельными крестьянами. Именно поэтому уздени
были вынуждены бороться за свои права. (см. слайд 4)
- Какова была роль Хочбара в антифеодальной борьбе гидатлинцев мы узнаем,
прочитав аварскую народную песню о нём.
IV. Выразительное чтение произведения учащимися (по ролям).
Действующие лица:
Автор – Семёнова Ангелина
Хочбар – Рамазанов Заид
Нуцал – Гашимов Рамазан
3
Мать Хочбара – Амирова Катаюн
Глашатай – Гусейнов Ибрагим
Старики – Меджидов Гашим
Молодёжь – Мусаева Гюльсалам
«Хочбар»
Гонец от аварского хана пришёл
Призвать гидатлинца Хочбара в Хунзах.
«Идти ли мне, матушка, в знатный Хунзах?
На свадьбу к себе приглашает нуцал».
«Не надо, не надо, мой сын, не ходи.
Коварным, как вдовы, нуцалам не верь!»
«Нет, всё же пойду я, – ответил Хочбар, –
Не то меня грязный Хунзах засмеёт,
Не то меня трусом нуцал назовёт».
«Что ж, если пойдёшь ты, – заплакала мать, –
Вели побуйней скакуна оседлать.
Своё дорогое оружье надень
И лучшую в доме одежду надень.
Коня для нуцала в подарок возьми,
С алмазами перстень для ханши возьми,
Для дочери в дар кисею заверни,
Хунзахцам в подарок быка погони».
Коня для нуцала в подарок нашёл,
С алмазами перстень для ханши нашёл,
Для дочери в дар кисею завернул,
Хунзахцам в подарок он выбрал быка.
«Неси-ка, жена, мне одежду неси,
Пока я оденусь, оружье неси,
Пока снаряжусь я, коня оседлай
И, взявшись за стремя, мне сесть пособи».
Так в путь снарядился могучий Хочбар,
Наутро вступил он в высокий Хунзах.
«Саламун алейкум, аварский нуцал!»
«Алейкум салам, гидатлинский Хочбар!
Ты здесь наконец, враг аварцев лихой,
Баранов моих истребляющих волк!
4
А ну, долгожданный, отдай скакуна,
Я финики в корм приготовил ему.
А ну-ка, а ну-ка кремнёвку отдай,
На гвоздь золотой я повешу её!»
С почётом Хочбара ссадили с коня,
За стремя держа, помогали сойти.
Набросились сзади нукеры толпой –
На каждом предплечье повисло по пять.
И в синие цепи сковали его,
И в тесную яму столкнули его.
Хунзахский глашатай старейшин скликал:
«Рубите дрова, кто отцов потерял,
Носите кизяк, кто сынов потерял,
Раздуйте огонь, кто мужей потерял.
Попался нам в руки разбойник Хочбар,
Костёр разведёмте, сожжёмте врага!»
Рубили дрова, кто отцов потерял,
Носили кизяк, кто сынов потерял,
Вздували огонь, кто мужей потерял,
На длинном хунзахском подъёме костёр
Такой развели, что трещала скала.
Потом за Хочбаром послали людей:
«На площадь пойдём, разговор поведём!»
«Ого, ещё как я за вами пойду!
Ого, ещё как я к огню подойду!»
От стара до мала собрался аул.
Когда же на площадь явился Хочбар,
Стоял впереди, усмехаясь, нуцал,
Стояли за ним все нукеры его.
«Иди-ка, иди-ка поближе, Хочбар,
Затеем беседу, потешим народ».
«Ого, ещё как я к тебе подойду!
Но только не новую речь поведу».
«Ты, может, споёшь нам, могучий Хочбар,
О песнях твоих всюду слава идёт».
«Из песен моих я бы спел вам одну,
Когда бы в руках я держал чагану,
И тёмные души я б вам осветил,
5
Когда бы кто руки мне освободил!»
«Давайте развяжем, пусть песню споёт!» –
Так в голос воскликнула вся молодёжь.
«Нет, надо покрепче злодея связать», –
Ответили все, как один, старики.
Но вновь молодёжь затвердила своё:
«Ужель не мужчины мы! Где наша честь?
Ведь он безоружен, он голоден, слаб.
На что он способен – поверженный раб?»
Нуцал горделиво кивнул головой.
По знаку его был развязан Хочбар.
Герою тогда чагану принесли.
И разом замолкли хунзахцы вокруг.
Пустые вершины стоят предо мной,
Не я ли с вершин овец угонял?
Пустые долины лежат предо мной,
Не я ли с долин коней угонял?
Я вижу: сироты кругом собрались, –
Не я ль с их отцами рубился в бою?
Здесь в чёрном старухи на крышах стоят,
Не я ль с их сынами рубился в бою?
Меня б вы узнали, каким бы я был,
Когда бы клинок мой у пояса был!»
Тогда они саблю его принесли,
Сломали клинок и швырнули к ногам.
«Что ж, верный клинок мой, тебя я берёг!
Ты многих хунзахцев рубил поперёк.
Меня б вы узнали, каким бы я был,
Когда бы кремнёвку свою я добыл!»
И тотчас кремнёвку его принесли,
Разбили приклад и швырнули к ногам.
«Ну что же, подруга, был славен наш путь,
Немало хунзахцев ты ранила в грудь.
Тогда б я, хунзахцы, на вас посмотрел,
Когда б на своём скакуне я сидел!»
И вновь подошли, скакуна привели
И ноги коню перебили мечом.
6
«Что ж, добрый мой конь, ты своё отскакал,
Ты сорок насильников мёртвых топтал.
Пощады у хана не стану просить, –
Я всё, что задумал, успел совершить!»
«Скажи-ка, скажи, гидатлинский Хочбар,
Ты много ль хунзахских героев убил?»
«Убитых пускай сосчитает нуцал:
Я сотне друзей их оружье раздал».
«Скажи-ка, скажи, гидатлинский Хочбар,
Ты много ль забрал у хунзахцев коней?»
«Вы сами считайте, как много забрал,
Но каждому другу я по три раздал».
«Скажи-ка, скажи, гидатлинский Хочбар,
Ты много ль увёл у хунзахцев быков?»
«Вы сами считайте, как много увёл,
Но ими дарил я одиннадцать сёл».
«Скажи-ка, скажи, гидатлинский Хочбар,
Ты много ль угнал у хунзахцев овец?»
«Вы сами считайте, как много угнал,
А я беднякам их без счёту давал!»
«А ну-ка заставим Хочбара сплясать,
Пускай он теперь позабавит народ.
А ну-ка пускай перед смертью своей
Потешит собравшихся этот злодей».
И грянули разом с зурной барабан,
Захлопал в ладоши хунзахский народ,
Смеясь, любовался аварский нуцал,
Плясал у костра гидатлинский Хочбар.
Он трижды по кругу толпу обошёл,
Он к детям нуцала легко подошёл.
И в пляске с разбега обоих схватив,
Он бросился с ними в кипящий огонь.
«Ой боже, ой боже, могучий Хочбар! –
Тогда зарыдал, пошатнувшись, нуцал. –
Ой боже, ой боже, спасите детей!» –
Царапая бороду, звал он людей.
«Забуду я всё, гидатлинский Хочбар,
7
Хозяином станешь владений моих.
Отныне не будет насилий и бед,
Но только верни мне очей моих свет!»
«Валлах, не получишь, коварный нуцал!
Клянусь, что недаром ты жизнь мою взял!
Пощады у вас не к лицу мне просить,
Я всё, что задумал, успел совершить.
Визжите, визжите, нуцала щенки!
Ещё не ослабли суставы руки,
Эй, громче рыдай, трижды проклятый трус!
Ещё не спалило мой тигровый ус!»
С утра до полудня играла зурна:
Попался хунзахцам могучий Хочбар.
С полудня поднялся отчаянный плач:
Два сына нуцала сгорели в огне.
V. Диспут по содержанию «Песни о Хочбаре».
- Понравились ли вам герои этой аварской народной песни? Почему?
- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора)
- Как, на ваш взгляд, автор относится к описываемым событиям? Кого порицает?
Кого оправдывает?
- Какой поступок потрясает вас больше: коварство нуцала по отношению к
приглашённому гостю или то, что Хочбар уносит с собой в огонь двух мальчиков?
- Почему автор чуть ли не восхваляет главного героя? (Он освободил от ханского
гнёта родных гидатлинцев, покарал хунзахского нуцала, прервав на корню его род.
Больше никто не будет издеваться над свободными узденями.)
- Какой эпитет подобран для Хочбара? (могучий Хочбар)
- Какой типичный фольклорный приём использован в этом произведении?
(троекратное повторение) В литературе такой повтор называют лексическим. Он
способствует облегчённому запоминанию текста.
VI. Слово учителя. Просмотр эпизода из фильма «Сказание о храбром Хочбаре».
- Жестокие времена – жестокие нравы. С точки зрения гуманности Хочбар никак
не должен был стать народным героем: убийство детей нельзя оправдать тем, что
они, когда вырастут, превратятся в тиранов, ведь этого может и не случиться. Но
Хочбар категоричен: «сорняки» надо вырывать с корнем, иначе они заполонят весь
8
мир. По всей видимости, так считал и аварский народ, иначе не сложил бы «Песню
о Хочбаре», бережно сохранённую в людской памяти спустя столько столетий.
Более того, в 1937 году по мотивам легенды была создана первая дагестанская
национальная опера «Хочбар» на музыку Готфрида Гасанова. У желающих посмотреть
её постановку есть такая возможность в Русском драматическом театре 5 октября
(2016 года).
«Песня о Хочбаре» вдохновляла не только дагестанских поэтов и музыкантов.
Режиссёр Асхаб Абакаров в 1984 году начал съёмки фильма «Сказание о храбром
Хочбаре», которые проходили в окрестностях Гуниба и в аулах Чох и Хотода. К
сожалению, ему не суждено было завершить эту работу: в ноябре того же года он
погиб в автокатастрофе, успев отснять бульшую часть картины. Его работу
продолжил Михаил Ордовский, закончивший фильм в 1986 году. Телевизионная
премьера состоялась в июле 1987 года. Отрывок из «Сказания о храбром Хочбаре»
мы можем посмотреть прямо сейчас. (см. слайд 5)
VII. Обсуждение увиденного.
- Мы посмотрели эпизод, в котором Хочбар берёт на себя непростую обязанность
отвезти дочь хунзахского нуцала Саадат в Темир-Хан-Шуру к её жениху, сыну
кумыкского шамхала, не позволив отверженному бывшему жениху, сыну казикумухского
хана, нарушить эти планы. На каких условиях заключается соглашение между
нуцалом и Хочбаром? (независимость Гидатлинского общества)
- В пути происходит непредвиденное: Саадат влюбляется в Хочбара и предлагает
ему, нарушив данное нуцалу слово, убежать вместе, чтобы потом пожениться.
Предположите, как же поступит главный герой? (сдержит своё слово и отвезёт
невесту на её свадьбу с нелюбимым Уланом)
- Спустя месяц Саадат с мужем навестит родителей в Хунзахе. Отец устроит в их
честь праздник, на который позовёт знаменитого гидатлинца. Несмотря на
полученное от Саадат предупреждение Хочбар не может туда не ехать. Почему?
(вопросы чести для горца важнее возможного риска для жизни)
- Чем всё заканчивается?
VIII. Игра «Эстафета».
Суть игры заключается в том, чтобы дети нашли максимально возможное количество
средств выразительности речи «Песни о Хочбаре» и зафиксировали их, добежав до
доски. Класс делится на три команды. Из игры постепенно выбывает слабейшая из
команд, если не может вовремя вписать очередное изобразительно-выразительное
средство.
9
IX . Самостоятельная работа. Характеристика Хочбара (в тетради и в альбоме).
- Можно ли назвать Хочбара дагестанским Робин Гудом? В чём их сходство и
отличие?
- Дайте характеристику Хочбару не только словами, но и рисунком.
X. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок «Песни о Хочбаре»
(от слов «...А ну-ка заставим Хочбара сплясать...» до слов
«...Я всё, что задумал, успел совершить...»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.