ПЕСНЯ. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Оценка 4.8

ПЕСНЯ. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
ПЕСНЯ. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Песня.doc

Песня. Обрядовые песни

Цели: познакомить с народной песней; знать обрядовые песни; воспитывать любовь к народному творчеству.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания. Просмотр песенников.

– Какие песни вы знаете?

– Какие вы любите сами исполнять?

– Какие песни поют в вашей семье по праздникам?

– Назовите любимую песню мамы, бабушки.

– Какую колыбельную песню пела вам мама?

Что за жанр «песня», мы с вами говорили на предыдущем уроке. Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях.

Рассказ учителя.

Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесет урожай, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того чтобы все это произошло, нужно просить о помощи. Так возникает о б р я д – особым образом высказанная просьба, направленная в мир иной.

Этот мир иной в сознании далеких предков являлся такой же реальностью, как, например соседний город – при некоторых условиях в него даже можно было попасть. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее надо было высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывается своеобразный язык – язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни – составная часть этого языка.

Календарные обряды призваны были обеспечить удачный год, который принесет богатый урожай, приплод скота, благополучие и радость семье. Пелись такие песни на Рождество и Крещение Господне. В эти дни по деревне от избы к избе ходили ряженые и пели под окнами колядки:

Пришла Коляда

Вперед Рождества,

Вперед Масленицы.

Зашла коляда

К Бардиным во двор,

У Бардиных на дворе

Стоит тын железной,

А у этого тына

Вереюшки точеные,

Столбы золоченые.

Дай вам, Господи,

 Скота, живота,

Корову с теленочком,

Лошадь с жеребеночком,

Свинью с поросеночком.

Вот и в наше время дети на Рождество колядуют, но очень жаль, что не знают колядок!

Песни-величания, в которых воспевались достоинства хозяина дома и домочадцев, их богатство, красота, счастье. Опять же имелись в виду не обязательно реальные черты, а то, что всем хотелось видеть:

Середи двора да все растет трава.

Все растет трава, да все растет трава.

По траве-то цветут цветы лазоревы,

По цветам-то гуляет красна девушка.

Красна девушка да все ведь Машенька.

Как у Машеньки да есть коса руса.

Есть коса руса да шелкова коса,

По плечам-то все лежит да расстилается,

Чистым серебром кудерки завиваются…

И все колядки-песни заканчиваются просьбами о награде:

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок,

Открывайте коробейки,

Доставайте копейки!

А если хозяева скупились, в их адрес звучали песни-угрозы:

Кто не даст пирога,

Тому сивая кобыла

Да оборвана могила!

Поэтому хозяева боялись колядников обидеть, встречали их хлебом-солью.

А следующий праздник был – М а с л е н и ц а.

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали.

 

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Коса длинная триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький…

В эти дни все пекли блины и считалось, чем больше съешь, тем больше счастья будет в доме. Недаром пели: «Как на масленой неделе из печи блины летели…». В субботу молодежь провожает праздник и сжигают чучело. В песнях слышатся упреки Масленице, которая обманула и после веселья «посадила на пост» и вместе с тем в песнях чувствуется приближение лета:

А мы Масленицу прокатали,

На каталищах не бывали,

Наша Масленица обманила,

На велик пост посадила…

А мы Масленицу прокатали,

В ямочку закопали.

Лежи, Масленица, до налетья,

А на лето раскопаем…

На Пасху исполнялись в ь ю н и ш н ы е песни (юные – от слова «вьюный»). Молодым пели величальные песни, в которых отмечалась красота молодых супругов, их согласие и благополучие, а заодно и богатство их дома:

                 Еще дома ли хозяин со хозяюшкой?

                 Вьюнец ты, и ой молодой ты!

                 Он велит ли окликать, молодых

                                                     Величать –

                 Свет вьюнца- молодца Ивана Фомича

                 С молодой своей женой, с Аннушкой

                                                     со Терентьевной?

                 Как у этого вьюнца был построен

                                                     Теремок –

                 Он не низок, не высок –

                             На пятнадцати рядах,

                 На пятнадцати столбах.

Как и колядников, вьюшников награждали – давали им пасхальные угощения, в первую очередь крашеные яйца.

На Троицу были популярны любовные песни. Как это часто бывает в фольклоре, жених или возлюбленный представляется в образе птицы, прилетающей к девушке:

Александровская береза, береза

Посреди Кремля стояла, стояла.

Она ветвями шумела, шумела,

Золотым венком веяла, веяла.

Гуляй, гуляй, голубок,

Гуляй, сизенький, сизокрыленький,

Ты куда, голубь, летал,

Куда, сизый, полетел?

Я ко девице, ко красавице,

Коя лучше всех, коя важнее….

Пик летних празднеств – день Ивана Купалы. В этот день совершаются обряды, призванные оградить человека от воздействия злых духов. Вечером разжигали костры, водили хороводы, прыгали через огонь. Верили, что нечистая сила не может подойти к этому костру. Затем обходили поля, чтобы их тоже защитить от ведьм и прочей нечисти. И пели…

                 На святого Ивана

                 Девки елки собирали…

                 У Ивана пытали:

                 «Иван, Иван, старый дед,

                 А что это за зелье,

                 Аирово куренье?»

                 Девицкая красота,

                 Мальчоцкая сухота..

 

                 Пойдем, девки, кругом жита.

                 В нашем жите ведьма сидит.

                 Иди, ведьма, с нашего жита,

                 Наше жито свяченое…

Рефлексия деятельности.

– Что за жанр – обрядовая песня? Почему она так называется?

– Зачем нужны были календарные обряды?

– Как называются песни, которые поют на Святки?

– А вы ходили колядовать? Как вас принимали хозяева? Какие колядки вы пели? Кто вас научил?

– Когда пели песни-величания? Прочитайте еще раз. (На доске или как раздаточный материал можно подготовить.)

– Какие песни пели на Масленицу?

– И в настоящее время отмечают этот красивый праздник. Пекут у вас дома блины? Так вот, чем больше съедите блинов, тем больше благополучия будет в вашем доме.

– Какими песнями закликают весну?

Выходили на опушку леса и пели:

Весна красна,

На чем пришла?

На кобыле вороной,

С сохой, бороной!

– Когда поют молодым величальные песни? Что им желают?

– Какая тема песен характерна на Троицу?

– На какой праздник разводят костры и прыгают через костер?

– Какие песни поют?

– Все эти праздники сейчас входят в нашу жизнь и, конечно, вместе с этим и народные обычаи и песни.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

Как вы понимаете литературоведческий термин хор?

М а т е р и а л   д л я   у ч и т е л я.

Хор (от греч. choros) – коллективное действующее лицо в древнегреческой трагедии – группа актеров, совместно читающих стихи в трагедии и выступающих в определенных её местах с лирическими восклицаниями, пением и плясками.

Руководил хором корифей, вначале – безмолвное лицо в трагедии, впоследствии корифей стал вести повествование о герое, заменив хор индивидуальным чтением стихов.

Домашнее задание. Опросите бабушек, найдите в библиотеке обрядовые песни.


Песня. Обрядовые песни Цели: познакомить с народной песней; знать обрядовые песни; воспитывать любовь к народному творчеству

Песня. Обрядовые песни Цели: познакомить с народной песней; знать обрядовые песни; воспитывать любовь к народному творчеству

Свинью с поросеночком. Вот и в наше время дети на

Свинью с поросеночком. Вот и в наше время дети на

В ямочку закопали. Лежи, Масленица, до налетья,

В ямочку закопали. Лежи, Масленица, до налетья,

В нашем жите ведьма сидит.

В нашем жите ведьма сидит.
Скачать файл