Песня. Обрядовые песни
Цели: познакомить с народной песней; знать обрядовые песни; воспитывать любовь к народному творчеству.
Ход занятия
Проверка домашнего задания. Просмотр песенников.
– Какие песни вы знаете?
– Какие вы любите сами исполнять?
– Какие песни поют в вашей семье по праздникам?
– Назовите любимую песню мамы, бабушки.
– Какую колыбельную песню пела вам мама?
Что за жанр «песня», мы с вами говорили на предыдущем уроке. Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях.
Рассказ учителя.
Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесет урожай, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того чтобы все это произошло, нужно просить о помощи. Так возникает о б р я д – особым образом высказанная просьба, направленная в мир иной.
Этот мир иной в сознании далеких предков являлся такой же реальностью, как, например соседний город – при некоторых условиях в него даже можно было попасть. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее надо было высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывается своеобразный язык – язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни – составная часть этого языка.
Календарные обряды призваны были обеспечить удачный год, который принесет богатый урожай, приплод скота, благополучие и радость семье. Пелись такие песни на Рождество и Крещение Господне. В эти дни по деревне от избы к избе ходили ряженые и пели под окнами колядки:
Пришла Коляда
Вперед Рождества,
Вперед Масленицы.
Зашла коляда
К Бардиным во двор,
У Бардиных на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точеные,
Столбы золоченые.
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с теленочком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с поросеночком.
Вот и в наше время дети на Рождество колядуют, но очень жаль, что не знают колядок!
Песни-величания, в которых воспевались достоинства хозяина дома и домочадцев, их богатство, красота, счастье. Опять же имелись в виду не обязательно реальные черты, а то, что всем хотелось видеть:
Середи двора да все растет трава.
Все растет трава, да все растет трава.
По траве-то цветут цветы лазоревы,
По цветам-то гуляет красна девушка.
Красна девушка да все ведь Машенька.
Как у Машеньки да есть коса руса.
Есть коса руса да шелкова коса,
По плечам-то все лежит да расстилается,
Чистым серебром кудерки завиваются…
И все колядки-песни заканчиваются просьбами о награде:
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок,
Открывайте коробейки,
Доставайте копейки!
А если хозяева скупились, в их адрес звучали песни-угрозы:
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!
Поэтому хозяева боялись колядников обидеть, встречали их хлебом-солью.
А следующий праздник был – М а с л е н и ц а.
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали.
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Коса длинная триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький…
В эти дни все пекли блины и считалось, чем больше съешь, тем больше счастья будет в доме. Недаром пели: «Как на масленой неделе из печи блины летели…». В субботу молодежь провожает праздник и сжигают чучело. В песнях слышатся упреки Масленице, которая обманула и после веселья «посадила на пост» и вместе с тем в песнях чувствуется приближение лета:
А мы Масленицу прокатали,
На каталищах не бывали,
Наша Масленица обманила,
На велик пост посадила…
А мы Масленицу прокатали,
В ямочку закопали.
Лежи, Масленица, до налетья,
А на лето раскопаем…
На Пасху исполнялись в ь ю н и ш н ы е песни (юные – от слова «вьюный»). Молодым пели величальные песни, в которых отмечалась красота молодых супругов, их согласие и благополучие, а заодно и богатство их дома:
Еще дома ли хозяин со хозяюшкой?
Вьюнец ты, и ой молодой ты!
Он велит ли окликать, молодых
Величать –
Свет вьюнца- молодца Ивана Фомича
С молодой своей женой, с Аннушкой
со Терентьевной?
Как у этого вьюнца был построен
Теремок –
Он не низок, не высок –
На пятнадцати рядах,
На пятнадцати столбах.
Как и колядников, вьюшников награждали – давали им пасхальные угощения, в первую очередь крашеные яйца.
На Троицу были популярны любовные песни. Как это часто бывает в фольклоре, жених или возлюбленный представляется в образе птицы, прилетающей к девушке:
Александровская береза, береза
Посреди Кремля стояла, стояла.
Она ветвями шумела, шумела,
Золотым венком веяла, веяла.
Гуляй, гуляй, голубок,
Гуляй, сизенький, сизокрыленький,
Ты куда, голубь, летал,
Куда, сизый, полетел?
Я ко девице, ко красавице,
Коя лучше всех, коя важнее….
Пик летних празднеств – день Ивана Купалы. В этот день совершаются обряды, призванные оградить человека от воздействия злых духов. Вечером разжигали костры, водили хороводы, прыгали через огонь. Верили, что нечистая сила не может подойти к этому костру. Затем обходили поля, чтобы их тоже защитить от ведьм и прочей нечисти. И пели…
На святого Ивана
Девки елки собирали…
У Ивана пытали:
«Иван, Иван, старый дед,
А что это за зелье,
Аирово куренье?»
Девицкая красота,
Мальчоцкая сухота..
Пойдем, девки, кругом жита.
В нашем жите ведьма сидит.
Иди, ведьма, с нашего жита,
Наше жито свяченое…
Рефлексия деятельности.
– Что за жанр – обрядовая песня? Почему она так называется?
– Зачем нужны были календарные обряды?
– Как называются песни, которые поют на Святки?
– А вы ходили колядовать? Как вас принимали хозяева? Какие колядки вы пели? Кто вас научил?
– Когда пели песни-величания? Прочитайте еще раз. (На доске или как раздаточный материал можно подготовить.)
– Какие песни пели на Масленицу?
– И в настоящее время отмечают этот красивый праздник. Пекут у вас дома блины? Так вот, чем больше съедите блинов, тем больше благополучия будет в вашем доме.
– Какими песнями закликают весну?
Выходили на опушку леса и пели:
Весна красна,
На чем пришла?
На кобыле вороной,
С сохой, бороной!
– Когда поют молодым величальные песни? Что им желают?
– Какая тема песен характерна на Троицу?
– На какой праздник разводят костры и прыгают через костер?
– Какие песни поют?
– Все эти праздники сейчас входят в нашу жизнь и, конечно, вместе с этим и народные обычаи и песни.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
Как вы понимаете литературоведческий термин хор?
М а т е р и а л д л я у ч и т е л я.
Хор (от греч. choros) – коллективное действующее лицо в древнегреческой трагедии – группа актеров, совместно читающих стихи в трагедии и выступающих в определенных её местах с лирическими восклицаниями, пением и плясками.
Руководил хором корифей, вначале – безмолвное лицо в трагедии, впоследствии корифей стал вести повествование о герое, заменив хор индивидуальным чтением стихов.
Домашнее задание. Опросите бабушек, найдите в библиотеке обрядовые песни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.