Управление культуры Брянской области
Брянская областная научная универсальная библиотека
им. Ф.И. Тютчева
II ТИХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы краеведческой научно-практической конференции
12 ноября 2007 г.
Брянск
2009
ББК 63.3(2Рос-4Бря)
Т46
Редакционная коллегия:
Г.И. Кукатова - ответственный за выпуск
В. П. Алексеев
В. Г. Деханов
О.П. Кокунько
В.Е. Щедрова - компьютерная верстка
Тихановские чтения (2; 2007; Брянск).
Т46 П-е Тихановские чтения : Матер, науч.-практ. конф. : 12 ноября 2007г./ Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф.И. Тютчева. - Брянск, 2009. - 202 с. : ил.
ББК63.3(2Рос-4Бря)
Доклады воспроизводятся с полным сохранением содержания, предостав- ленного авторами текста.
© Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева, 2009
профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образования, к.и.н.,
доцент Брянского государственного университета
им. академика И. Г. Петровского
Петр Армашевский — ученый и гражданин
Очерк ставит целью хотя бы в общих чертах осветить биографию и достижения одного из первых исследователей геологии Подесенья - Петра Яковлевича Армашевского. Малороссийский дворянский род Армашевских был внесен в VI часть
Родословной дворянской книги в 1795 г. Петр
Армашевский родился в 1851 г. в городе
Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область). Окончив Черниговскую гимназию, он поступил на физико- Петр Яковлевич математическое отделение Киевского Армашевский Императорского университета Св. Владимира, где обучали естествознанию.
Учреждение самостоятельной кафедры геологии и палео- нтологии во всех русских университетах по Уставу 1863 г. дало толчок к развитию геологических исследований в Российской Империи. Этому способствовали и Общества естествоиспытате- лей. В 1869 г. при Киевском университете было учреждено та- кое Общество. Армашевский стал активным его членом. Впо- следствии его работы по геологии, минералогии, петрографии и кристаллографии регулярно находили место на страницах «За- писок Киевского Общества естествоиспытателей» и в «Извести- ях Геологического комитета». Курс геологии читал выдающийся русский ученый, профессор Константин Матвеевич Феофилак-
73
тов (1818-1901). Коренной петербуржец, окончивший на родине Главный пединститут, он с 1845 г. жил и работал в Киеве. Среди плеяды его учеников можно назвать Ф.И. Каминского (народно- го учителя, что в скором времени открыл первую на Украине палеолитическую стоянку Гонцы), Ф.К. Волкова (в будущем создателя украинской антропологической школы и первооткры- вателя палеолитической стоянки в Мезине), А. Л. Чекановского (одного из первых исследователей палеолита Сибири), П. А.
Тутковского (геолога-четвертичника, академика АН Украины и Белоруссии). Армашевский принадлежал к младшему поколе- нию учеников Феофилактова. По окончании университета в 1873 г. он получил степень магистра минералогии и геогнозии и, как одаренный исследователь, был оставлен на преподаватель- ской работе.
Самостоятельную карьеру геолога-исследователя Арма- шевский начал с участия в работе над составлением геологиче- ской карты России. Феофилактов составил карту Киевской гу- бернии и Киева, а Армашевский занялся работой на прилегаю- щей с севера и востока территории Малороссии. Во II половине 1870-х гг. он произвел обследование геологии Черниговской гу- бернии, изложенное в монографии [ 1 ].
В течение всей жизни Армашевский много работал над изучением «потретичных» (т.е. плейстоценовых) образований Черниговской, Полтавской, Могилевской, Киевской, Курской губерний [2]. Следует отметить высказывавшуюся П.Я. Арма- шевским в своих монографиях гипотезу о водном (делювиаль- ном) происхождении лёсса и лёссовидных суглинков [3]. На Во- лыни им были впервые выявлены отложения палеозоя.
В 1885 г., в 35 лет, Петр Яковлевич получил ученое зва- ние профессора Киевского университета по кафедре минерало- гии и петрографии. Тогда же Армашевский на заседании Киев- ского общества естествоиспытателей участвовал в обсуждении доклада своего учителя К.М. Феофилактова о находке в р. Глу бочице на территории Киева костей мамонта и каменных ору- дий. Он согласился с выводом докладчика о том, что в данном случае кости и орудия не связаны меж собою [4]. В зарождаю щейся науке о палеолите в Поднепровье открытие следовало за открытием. Украинский археолог В.В. Хвойка в 1893 г. все-таки нашел палеолит непосредственно на территории Киева, на улице Кирилловской. Во время раскопок 1894-1903 гг. была вскрыта беспрецедентно большая даже для современных исследований площадь в 9000 м . В раскопках этой стоянки принимали актив- ное участие П.Я. Армашевский, давший подробное геологиче- ское описание памятника, и археолог В.Б. Антонович [5]. Изу- чение геологии Кирилловской стоянки было и последним иссле- дованием достигшего преклонных лет учителя Армашевского - ушедшего в 1891 г. в отставку профессора Феофилактова. Мож- но сказать, что благодаря раскопкам Кирилловской стоянки Ар- машевский, Хвойка и Антонович стали основателями комплекс- ной методики археологических исследований с применением естественных наук. Без неё сейчас вообще невозможно предста- вить изучение палеолита. Результаты раскопок доложены на за- седании Киевского Общества естествоиспытателей [6], а затем, 16.08.1899 г. на XI Археологическом съезде в Киеве [7].
Еще в 1870 г. Киевское Общество Естествоиспытателей организовало бесплатные курсы по естественным наукам, кото- рые в 1878 г. были преобразованы в Высшие женские курсы (Киевский университет Св. кн. Ольги) с физико-математическим и историко-филологическим факультетами. До закрытия (1889) их посетили тысячи слушательниц. В 1906 г. курсы были возро- ждены усилиями киевской профессуры и до 1910 г. ими руково- дил П.Я. Армашевский. В его бытность ректором курсов, на от- крывшемся юридическом отделении обучалась в 1908-1909 гг. юная поэтесса Анна Андреевна Горенко (Ахматова).
Много времени Армашевский посвящал исследованиям гидрогеологии и оползней в окрестностях Киева. Изыскания на- ходили практическое применение. В 1896 г. Киевская фирма «Бюро исследований почв» приступила к пробному бурению артезианских скважин для городского водоснабжения под руко- водством С.Г. Коклика и П.Я. Армашевского. Уже через два го- да началась эксплуатация первых артезианских скважин, дос- тигших сеноманского и юрского водоносных горизонтов, что, в совокупности с водозабором из Днепра давало 2,9 млн.м воды в год в городской водопровод. Однако потребности растущего го- рода это едва обеспечивало. В октябре 1908 г. в докладной за- писке Киевской городской управе Армашевский предложил соз- дать особую комиссию с целью надлежащей постановки артези- анского водоснабжения в городе [8].
Семьей Петр Яковлевич обзавелся поздно. Женой Арма- шевского стала Марья Владимировна, урожденная графиня Капнист. Они познакомились в Киеве. Армашевский был на- много старше, но оставался необычайно яркой, волевой лично- стью с проницательным умом и богатырским телосложением. Пришла неожиданная, глубокая, страстная любовь. Казалось, она будет вечной...
Еще ко времени обучения Марии в Полтавском институте благородных девиц относится мистический эпизод: прыгая по ступенькам на Масленицу 1880 г., девушка упала и оказалась прикованной к постели. Её безрезультатно обследовали знаме- нитые медики. 21 февраля 1881 г. мать посоветовала ей помо- литься пред старинной семейной иконой Богородицы из имения в с. Козелыцина. Больная получила «чудесное» исцеление и дала наивный обет не выходить замуж, и вскоре, естественно, нару- шила его. Спустя десятилетия, графиня была уверена, что на- влекла этим беды на себя и на своего второго мужа-геолога (первый же умер от запоя, успев стать отцом сына и дочери).
Геолог Армашевский был не только талантливым ученым и просветителем, но и активным общественно-политическим деятелем. По зову сердца вступил Петр Яковлевич во Всерос- сийский национальный союз (ВНС) и стал одним из лидеров его Киевского отдела (т.н. Клуба русских националистов). Целями союза, согласно Уставу, были единство и неделимость Россий- ской Империи, укрепление сознания русского народного един ства и упрочение русской государственности на началах само- державной власти царя в единении с законодательным народ-
ным представительством. ВНС, в отличие от партии октябри стов-черносотенцев, породила не реакция на революцию 1905- 06 гг., а мирная жизнь времен правления П. А. Столыпина и про- имперские публицистические выступления писателя М.О. Меньшикова в «Новом времени». В него вошли умеренно- правые элементы образованного русского общества - ученые, военные в отставке, чиновники, публицисты - те, кто не мог принять помещения национальных вопросов на второй план, те, для кого Православие и Самодержавие вытекали из Народности (т.е. были неотъемлемой частью русской культуры), а не наобо- рот.
Вот текст телеграммы Петра Яковлевича руководителю ВНС журналисту и публицисту М.О. Меньшикову, датирован- ной 1914 годом, который во многом отражает цели Клуба рус- ских националистов: «Правительственные власти и националь- но-русские общественные силы обязаны неусыпно бороться с повсеместным развитием мазепинских политических организа- ций в виде клубов, газет, журналов, обществ содействия началь- ному образованию, кооперативов, книгарен, музыкальных гурт- ков и других, которые под предлогом этнографически- культурных задач на самом деле работают над уничтожением в широких народных слоях русского национального чувства и по- степенно приучают народные массы к мысли о необходимости отделения Южной России от Империи. Киевский отдел с при- скорбием должен признать, что столь большая государственная опасность мало сознается» [9].
Очень небесспорное мнение, если вдуматься. Коль имел право на существование русский национализм, то на каком ос- новании члены ВНС отказали в таком праве национализму ук- раинскому? Или национальное самосознание - исключительно русская черта? И уж совсем неясно: с какой стати украинцы имеют «русское национальное чувство», якобы подавляемое «мазепинцами»? Все дело в подмене понятий. Многие совре менные российские политики грешат тем же, напропалую путая противоположные по смыслу категории «имперского» и «на- ционального». Назовем вещи своими именами. ВНС, конечно же, был защитником не русских национальных, а российских имперских традиций и чаяний. И появился ВНС не случайно - это была реакция части интеллигенции («империалистов- романтиков») на то, что после поражения в Русско-Японской войне и после революции 1905 г. Российская Империя начала давать первые трещины. Украинский сепаратизм - только одно из сонма проявлений этого неизбежного процесса. Как ни хоте- лось бы иного, все известные империи исторически были обре- чены на распад. Империя концентрирует энергию, усилия мил- лионов людей, и, выполнив функцию прорыва в новую фазу со- циального бытия, сама уходит в небытие. Так было. Так будет. И для России особых законов истории никто не написал [10]. На фазе распада имперские позиции политических сил на деле не консолидируют державу, а только способствуют ускорению де- струкции и дезинтеграции имперского образования. Распадаю- щуюся державу можно какое-то время удержать только силой. И потому телеграмма киевского геолога вызывает к жизни и иные реминисценции.
Гневные строки романтика-империалиста Армашевского звучат словно прорицание - столь напоминают они обвинения, которые практики из НКВД, пришедшие на смену романтикам, спустя ровно 20 лет предъявили сотням украинских и белорус- ских ученых, отправляемых в лагеря, в ссылку, под пулю пала- ча! Но разница все же есть, и разница принципиальная. Больше- вики насаждали свои идеи и крепили красную империю с помо- щью жесточайшего запрета всех остальных идеологий, подкреп- ляя запрет массовым террором. Армашевский же и его соратни- ки действовали в обстановке открытой политической борьбы, в дискуссии, в условиях конкуренции мнений. Например, киев- ский губернатор Суковкин в 1914 г. вел активную борьбу с «русскими националистами», коих представлял Армашевский. Профессор, несмотря на недовольство губернатора, открыл еже дневную газету Киевского общества распространения русского печатного слова «Киев», выходившую в 1914-1916 гг. Полити- ческая борьба и общественная деятельность завершились три умфом: пожилой профессор был избран на должность Киевского Городского головы на заседании городской Думы. Но счастли- вого конца у этой победы не было.
Спустя всего два года, наступили страшные времена. Февральская революция. Октябрьский переворот. В Киеве с ка- лейдоскопической быстротой менялась власть: Верховная Рада; затем взявшие Киев штурмом и залившие его кровью расстре- лянных офицеров красные отряды Муравьева; следом - немцы и гетман Скоропадский. Наступило временное затишье. В начале августа 1918 года в Киеве на первый всеукраинский съезд со- брались ученые-естествоиспытатели, среди них был и геолог Петр Армашевский. Это был последний научный симпозиум, в котором ему довелось участвовать. В декабре 1918 г. правитель- ство Скоропадского рухнуло. В оставленный Киев ворвались петлюровцы. Менее чем полгода спустя, Директория сама бежа- ла от наступавших большевиков. Перед их злодеяниями, унес- шими жизни 30 тысяч киевлян, померк даже террор петлюров- цев.
Киевский палач-чекист М. Лацис учил подчиненных: «Не ищите в деле обвинительных улик; восстал ли он против Сове- тов с оружием или на словах. Первым долгом вы должны спро- сить, к какому классу он принадлежит? Какого он происхожде- ния? Какое у него образование? Какова его профессия? Вот эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого». Среди тысяч представителей киевской интеллигенции в 1919 г. погиб и про- фессор Армашевский. Сотрудники Киевской ГубЧК схватили его 13 мая - после того как к ним попал список членов Клуба русских националистов. Уже 22 мая он без суда был закопан живьём, предварительно подвергшись жестоким пыткам [11]. Вдова сумела через красные кордоны бежать в Одессу, где жила у протоиерея о. Александра, и умерла в 1921 году [12]. Ирония судьбы - Петр Яковлевич Армашевский пал от руки тех, кто вскорости выкосил так пугавших его «мазепинцев» с помощью голодомора, расстрелов и лагерей, кто сумел не увещеваниями и
призывами, а беспощадной силой и страхом еще на столетие за держать неминуемый распад столь любимой им империи.
Великий философ и геохимик, член ЦК Кадетской пар- тии, президент Всеукраинской Академии наук В.И. Вернадский написал на смерть коллеги смелые проникновенные строки: «В порядке осуществления красного террора» - история этой по- зорной фразы не забудет - в кровавых стенах большевистской инквизиции погиб известный ученый, профессор минералогии университета Святого Владимира П.Я. Армашевский. Больной, почти 70-летний старик, давно отошедший от общественной жизни, был схвачен и домой не вернулся. Что пережил он перед смертью?.. До самых последних дней он жил своей научной ра- ботой; остались незаконченными труды его. Он излагал еще не- давно планы того, что он думал довести до конца на склоне сво- ей жизни. Ему не приходила в голову мысль о возможности его убийства. Вся жизнь его была посвящена науке. С этим должны были бы считаться его политические противники. Жизнь учено- го слагается долгими годами подготовительной работы, и преж- девременная смерть ученого всегда является потерей для куль- турного роста нации. Но это сознание не могло найти места в среде, где отсутствовало уважение к человеческой личности. Жертвой преступников законов Божьих и человеческих мучени- чески суждено было погибнуть Петру Яковлевичу» [13].
1. Армашевский, П.Я. Геологический очерк Чернигов- ской губернии / П.Я. Армашевский // Записки Киевского обще- ства естествоиспытателей. Т. VII. Вып.1. - Киев, 1883.
2. Армашевский, П.Я. Геологические исследования в об- ласти бассейнов Днепра и Дона. Общая геологическая карта России. Лист 46: Полтава-Харьков-Обоянь / П.Я. Армашевский // Труды геологической комиссии Т. 15. Вып.1. - СПб., 1903.
3. Также см.: Армашевский, П.Я. О происхождении лёсса // Записки Киевского общества естествоиспытателей. Т. XV. - Киев, 1896.
4. Феофилактов, К.М. О местонахождении орудий и кос тей человека вместе с костями млекопитающих животных в Глубочице и о значении этих находок с геологической точки зрения / К.М. Феофилактов // Записки Киевского общества ес- тествоиспытателей. Т. VIII. Вып.1. -Киев, 1886. - С. 18-21.
5. Владимир Бонифатьевич Антонович (1830-1908) вы- дающийся украинской ученый, сделавший вклад в развитие ис- тории, археографии, этнографии, археологии и исторической географии. Им опубликовано более 250 работ. Создатель Киев- ской документальной исторической научной школы. Его учени- ки - М. Дашкевич, О. Левицкий, И. Каманин, Я. Шульгин, В. Науменко, П. Голубовский, П. Иванов, Д. Багалий, Н. Молча- новский, М. Грушевский, М. Стороженко, М. Довнар- Запольский, В. Данилевич, В. Лясоронский, А. Грушевский с исчерпывающей полнотой разработали историю областей Ук- раины, заложив фундамент современной украинской историче- ской науки. На протяжении 1880-1900 гг. ученики профессора Антоновича возглавляли кафедры истории в университетах Харькова, Киева, Одессы, Львова и других городов. Антоновича следует считать и основоположником украинской археологии. Раскопками, археологическими реконструкциями и обобщением материалов он занимался более 40 лет.
6. Армашевский, П.Я. О нахождении в Киеве костей ма- монта совместно с кремневыми орудиями / П.Я. Армашевский, В.Б. Антонович // Записки Киевского общества естествоиспыта- телей. Т.XIV. Вып.1. - Киев, 1895. - С. 7-9; Они же. Публичные лекции по геологии и истории Киева. - Киев, 1897.
7. Армашевский, П.Я. О стоянке человека палеолитиче- ской эпохи по Кирилловской улице в Киеве / П.Я. Армашевский // Тр. XI археологического съезда в Киеве, 1899. Т. П. - М., 1902. - С. 141-144.
8. Макаренко, Д.Е. «П.Я. Армашевский» / Д.Е Макарен- ко, В.И. Сазанский // Геологический журнал. - Киев, 1990. - №6.
9. Меньшиков, НО. Долг Великороссии. 11 марта 1914 г.
/ Н.О. Меньшиков // Письма к русской нации //http://rus-sky.com
10. Кваша, Г.С. Принципы истории. Россия: от Востока через Империю к Западу / Г.С. Кваша. - М, 2006. - 560 с.
11. См.: Платонов, О.А. История русского народа в XX веке. Т.1. Родник. - М, 1997; Красный террор в годы Граждан- ской войны. - М, 2004. По другим сведениям П.А. был рас- стрелян: Царинный, А. (А.В. Стороженко) Украинское движение // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола.-М., 1998. - С.133-252.
12. О. Александр (Введенский) Письмо к м. Антонии (Н.М. Желтовской), 1953 г. // Жук В. Перлша Козелыцши / В. Жук, Г. Сердюк. - Полтава, 1992.
13. Вернадский, В.И. Памяти П.Я. Армашевского / В.И. Вернадский // Век XX и мир. - 1990. - №1. Впервые заметка была опубликована в Петроградском органе партии кадетов «Речь» от 9.09.1919 г.
В.Е. Симоненко,
старший научный сотрудник
Брянского Государственного объединенного краеведческого музея
Профессор - биолог А.В. Федосов
(1894-1969 гг.)
Отделом природы БГОКМ
летом 2007 года прово- дилась выставка «История охоты на Брянщине». В процессе ее подготовки научные сотрудники познакомились с Еленой
Ильиничной Федосовой, внучкой нашего земляка, профессора - биолога Алексея Владимировича
Алексей Владимирович Федосов
Федосова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.