Дата: 21.01.20г.
Тема №55 : Писатели детям. К.Чуковский « Путаница»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.
Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук, выставка книг К.Чуковского, карточки для парной работы, расчитки, учебник; слова-цели,
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Нас с вами ждёт обычный, но интересный урок, урок чтения.
- Чему учимся на уроках чтения?
- А зачем мы этому учимся?
- Вы боитесь трудностей?
- К кому можно обратиться за помощью?
II. Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
А) расчитка;
- Начнём урок чтения с речевой разминки.
Б) проверка д/з;
В) знакомство с новым разделом;
- Откройте учебник на с. 3 и прочитайте название нового раздела, который мы начинаем изучать.
- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?
- С чем мы познакомимся?
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
III. Определение темы урока.. Целеполагание
- Прочитайте «жужжащим» способом Слайд 2
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
- К какому жанру относится это произведение?
- Кто отгадал загадку?
- Кто знает автора этой загадки?
- Мы встретились с затруднением. Нужно ли бояться трудностей?
- Значит у нас урок повторения или открытия новых знаний?
- Почему вы не смогли назвать автора?
- Назвать фамилию автора и сформулировать тему урока помогут отгадки.
- Угадайте, из какого произведения эти строки:
“Пришла
Муха на базар
И купила самовар ” Слайд 3 “Муха-цокотуха”
“Ехали
медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд” Слайд 4 “Тараканище”
“Ох,
не легкая это работа
– Из болота тащить бегемота!” Слайд 5
“Телефон”
“Вдруг
из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой” Слайд 6
“Мойдодыр”
“И
кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу” Слайд 7 “Федорино
горе”
- Что общего у всех произведений, название которых вы сейчас отгадали ?
- Что вам известно про этого человека? Слайд 8
- Правильно. Вы догадались, чья была загадка?
- Догадались, какая тема урока?
- Знакомство с творчеством К.Чуковского.
- Какую цель урока поставим?
Познакомиться…
Закрепить…
4. Изучение нового материала.
А) знакомство с биографией писателя.
- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель, переводчик, сказочник, критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге. |
Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий. В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости». Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык. |
У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил, Крокодил, Крокодил Крокодилович… Это первые строчки его сказки «Крокодил». Слайд 9 |
И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Так появился «Мойдодыр». Слайд 10 |
В народе Чуковского называли «дедушкой» ещё при жизни. |
Слайд 11 : Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша». К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
- Почему, как вы думаете?
Б) работа по учебнику с 4.
- А вот, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.
- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский? Весёлый, жизнерадостный…
Физминутка.
В) прогнозирование содержания;. Слайд 12
- Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского. Откройте учебник на с. 6 и прочтите название произведения».
- Как думаете, о чём будет произведение?
- А что означает слово путаница?
ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). Слайд 13
- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?
- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?
- После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в догадках.
Г) словарная работа;
- Познакомимся со словами, которые могут быть для вас непонятными
Паинька – ласковое название послушного ребёнка Слайд 14
Лопотал - говорить много, быстро, неясно
Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Слайд 15
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. Слайд 15
Ушат – небольшая кадка с ушами. Слайд 16
Д) знакомство с произведением; Слайд 17
- Кто был прав?
- Каков жанр произведения? Докажите.
- А можно это стихотворение отнести к небылицам? И почему?
- Какие произведения мы называем небылицами?
Слайд 18
Небылица – В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
- Сегодня мы прочитали небылицу авторскую. Как вы думаете, что отличает её от народных?
5. Закрепление знаний.
А) первичная проверка понимания
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Почему улыбаетесь?
- Что показалось самым смешным?
- Что запомнилось сразу?
- Назовите персонажей сказки.
- Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?( Заинька – паинька.)
- Какое настроение создаёт поэт?
Б) чтение произведения по «цепочке» по 4 строчки;
- Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.
Чтение сказки , заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли».
Выборочное чтение.
- Что случилось с героями произведения?
- Почему им надоело говорить своими голосами?
- Правильно ли они поступали?
- Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению?
- Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
- К чему привела их шалость?
- Разве можно море зажечь?
Чтение произведения до конца.
Выборочное чтение.
- Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
- Смогли бы они потушить море?
- Кто потушил море? Зачитайте.
- Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?( Звери, не шалите!)
- Чему учит нас сказка?
В) Работа в паре Слайд 19
- Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.
«Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» |
|
заинька |
«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!» |
|
медведь |
«Мы хотим, как лягушата, квакать!» |
|
кит |
«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» |
|
утята |
Г) творческое задание. Игра «Подберите рифмы». Слайд 21
- Работа в группе по 4 человека (раздать карточки).
Пирожок (творожок)
Котёнок (мамонтёнок, утёнок)
Ушко (подушка, лягушка, кружка, мушка)
Золотой (молодой, дорогой)
6. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вы запомнили о К.И.Чуковском?
- С каким произведением К.Чуковского познакомились?
- Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили произведение «Путаница» в учебник для 2 класс?
- За что себя похвалили бы?
- Кого хотели бы похвалить?
- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?
Слайд 22 Домашнее задание. –любое по желанию
1.Подготовить выразительное чтение.
2.Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.