Писатели детям. К.Чуковский "Путаница"

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала чуковский.docx

Дата: 21.01.20г.

Тема №55 : Писатели детям. К.Чуковский « Путаница»

Тип урока: открытие  новых знаний.

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному;  прививать любовь к книге.

Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук,  выставка книг К.Чуковского, карточки для парной работы, расчитки, учебник; слова-цели,

Ход урока:

I.                  Мотивация к учебной деятельности.

- Нас с вами ждёт обычный, но  интересный урок, урок чтения.

- Чему учимся на уроках чтения?

- А зачем мы этому учимся?

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

II.  Актуализация знаний, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

А) расчитка;

- Начнём урок чтения с речевой разминки.

Б) проверка д/з;

В) знакомство с новым разделом;

- Откройте учебник на с. 3 и прочитайте название нового раздела, который мы начинаем изучать.

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

- С чем мы познакомимся?

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

III. Определение темы урока.. Целеполагание

- Прочитайте «жужжащим» способом Слайд 2

   Чудесный дом.

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

- К какому жанру относится это произведение?

-  Кто отгадал загадку?

-  Кто знает автора этой загадки?

- Мы встретились с затруднением.  Нужно ли бояться трудностей?

 - Значит у нас урок повторения или открытия новых знаний?

- Почему вы не смогли назвать автора?

-  Назвать фамилию автора и сформулировать тему урока помогут отгадки.

 

- Угадайте, из какого произведения эти строки:

“Пришла Муха на базар
И купила самовар ”                           
Слайд 3   “Муха-цокотуха”

 

“Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд”          
Слайд 4               “Тараканище”

 

“Ох, не легкая это работа
– Из болота тащить бегемота!”       
Слайд   5                     “Телефон”

 

“Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой”                           
Слайд 6                       “Мойдодыр”

 

“И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу”                       
Слайд 7                       “Федорино горе”

 

-  Что общего у всех произведений, название  которых вы сейчас отгадали ?

- Что вам известно про этого человека? Слайд 8

- Правильно. Вы догадались, чья была загадка?

- Догадались, какая тема урока?

- Знакомство с творчеством К.Чуковского. 

-  Какую цель урока поставим?

Познакомиться…

Закрепить…

 4. Изучение нового материала.

А) знакомство с биографией писателя.

- Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) – русский писатель,   переводчик, сказочник,  критик. От рождения он – Николай Васильевич Корнейчуков. А Корней Иванович Чуковский – псевдоним. Он родился в Петербурге.   

Его мать переехала в Одессу. Мальчика отдали в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключён. Чуковский перепробовал много профессий.  В 19 лет начал печататься в газете «Одесские новости».       Газета направила его в Англию. Там он самостоятельно выучил английский язык.

У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строчки его сказки «Крокодил».    Слайд 9

И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».    Слайд 10

В  народе  Чуковского  называли  «дедушкой» ещё при жизни.

Слайд 11  : Этим маленьким его друзьям  «от двух до  пяти» он  казался  великаном, настоящим добрым  волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша». К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

- Почему, как вы думаете?

  Б) работа по учебнику с 4.

- А вот, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.

- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский? Весёлый, жизнерадостный…

 

Физминутка.

 

В) прогнозирование содержания;.  Слайд 12

- Сейчас познакомимся с произведением К. Чуковского. Откройте учебник на с. 6 и прочтите название произведения».  

 - Как думаете, о чём будет произведение?

  - А что означает слово путаница?

ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). Слайд 13

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

- После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в догадках.

  

Г) словарная работа;

- Познакомимся со словами, которые могут быть для вас непонятными

Паинька – ласковое название послушного ребёнка       Слайд 14

Лопотал  - говорить много, быстро, неясно

 

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.  Слайд 15

 

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.          Слайд 15

 

Ушат – небольшая кадка с ушами.  Слайд 16

 

Д) знакомство с произведением; Слайд 17

-  Кто был прав?

-  Каков жанр произведения? Докажите.

-  А можно это стихотворение отнести к небылицам? И почему?

-  Какие произведения мы называем  небылицами?

Слайд 18

Небылица – В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.

- Сегодня мы прочитали небылицу авторскую. Как вы думаете, что отличает её от народных?

5. Закрепление знаний.

А) первичная проверка понимания

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Почему улыбаетесь?

- Что показалось самым смешным?

- Что запомнилось сразу?

- Назовите персонажей сказки.

-  Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?( Заинька – паинька.)

- Какое настроение создаёт поэт?

Б) чтение произведения по «цепочке» по 4 строчки;

-  Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

 Чтение сказки , заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли».

Выборочное чтение.

- Что случилось с героями произведения?

-  Почему им надоело говорить своими голосами?

- Правильно ли они поступали?

- Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению?

- Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

-  К чему привела их шалость?

 - Разве можно море зажечь?

Чтение произведения до конца.

 Выборочное чтение.

- Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

-  Смогли бы они потушить море?

-  Кто потушил море? Зачитайте.

-  Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

-  Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?( Звери, не шалите!)

-  Чему учит нас сказка?

В) Работа  в паре Слайд 19

- Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.

 

«Эй, пожарные, бегите!  Помогите,  помогите!»

 

заинька

«Кому велено чирикать – не мурлыкайте!»

 

медведь

«Мы хотим, как лягушата, квакать!»

 

кит

«Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!»

 

утята

Г) творческое задание. Игра «Подберите рифмы». Слайд 21

- Работа в группе по 4 человека  (раздать карточки).

Пирожок   (творожок)

Котёнок     (мамонтёнок, утёнок)

Ушко           (подушка, лягушка, кружка, мушка)

Золотой (молодой,  дорогой)

 

6. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вы запомнили о К.И.Чуковском?

- С каким произведением К.Чуковского познакомились?

- Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили произведение «Путаница» в учебник для 2 класс?

- За что себя похвалили бы?

- Кого хотели бы похвалить?

- Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

Слайд 22 Домашнее задание. –любое по желанию

1.Подготовить выразительное чтение.

2.Выучить понравившийся отрывок наизусть.

 Слайд 23