«Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Печень и её функции»
Оценка 4.9

«Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Печень и её функции»

Оценка 4.9
docx
биология +1
8 кл
04.05.2020
«Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Печень и её функции»
39.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

«Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Печень и её функции»

Цель урока: рассмотреть строение и функции тонкого и толстого кишечника, выяснить значение печени в организме.

Задачи: 
1) образовательные:

формировать знания о внутреннем строении тонкого и толстого отделов кишечника, их функциональной деятельности; о строении, функциях печени и её значении;

2) развивающие:

развивать умения самостоятельно работать с учебником, находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

3) воспитательные:

формировать научное мировоззрение.

Ход урока:

I Организация начала урока: (определение темы и целей урока, постановка проблемных вопросов)

Учитель: Древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить».

Как вы понимаете слова Сократа? (Мы живем не для того, чтобы есть, а чтобы реализоваться в жизни, достичь поставленных целей. Для этого человек затрачивает жизненные силы и энергию, которую он получает с пищей.)

На предыдущих уроках мы познакомились с пищеварительной системой человека, выяснили, что пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, постепенно перерабатывается разными отделами ЖКТ до простых веществ, необходимых для получения энергии. Назовите и покажите основные отделы пищеварительной системы человека.

Мы узнали, что происходит с пищей в ротовой полости, желудке и двенадцатиперстной кишке. Можем ли мы говорить, что окончательное пищеварение закончилось в этих отделах? (Нет.)

Проблемный вопрос – Что происходит с пищей после переваривания ее в желудке и двенадцатиперстной кишке?

(Пища поступает в кишечник.)

Ребята, что же нам сегодня необходимо узнать на уроке? (Как происходит пищеварение в кишечнике.)

Итак, мы должны рассмотреть строение и функциональную деятельность тонкого и толстого кишечника, печени и её функции (Тема и цели появляются на экране)

 

II Актуализация ранее изученного материала:

 

Учитель: Для того, чтобы ответить на проблемные вопросы, необходимо вспомнить ранее изученный материал. Сегодня на уроке присутствует эксперт – младший научный сотрудник Академии биологических наук, (Ф.И.О.), который проведет экспертную оценку ваших знаний по теме.

1.      Опрос учащихся

1 вопрос: что происходит с пищей в ротовой полости?

Дополнительные вопросы:

какая среда в ротовой полости?

какие железы открываются в ротовую полость?

что начинает перевариваться уже во рту, и до каких веществ?

Эксперт: какой фермент способствует пищеварению в ротовой полости?

(отвечает один из учащихся, остальные помогают, эксперт задает дополнительные вопросы, и комментирует ответы учащихся)

2 вопрос: какую функцию выполняет пищевод?

каково его строение?

куда пища попадает из пищевода?

3 вопрос: как устроен желудок и где он находится в организме?

какая среда в желудке и почему?

какова роль соляной кислоты в желудке?

какие изменения происходят с пищей в желудке?

Эксперт: при каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? До каких веществ расщепляются белки?

4 вопрос: назовите начальную часть тонкой кишки (12-ти перстная кишка 27-30 см.)

какие протоки открываются в 12-ти перстную кишку?

какая среда в кишечнике?

что такое желчь?

Эксперт: какова роль желчи в пищеварении?

Выберите правильные варианты ответов и расположите ответы по порядку

A.    12-ти перстная кишка

B.     Ротовая полость

C.     Пищевод

D.    Желудок

A.    Механическая обработка

B.     Переваривание углеводов продолжается, начало расщепления белков

C.     Проводящая

D.    Склеивание

E.     Обеззараживание

F.      Начало переваривания углеводов

G.    Смачивание

H.    Переваривание углеводов, белков, начало расщепления жиров

A.    Слабощелочная

B.     Кислая

A.    Фермент амилаза расщепляет углеводы до глюкозы и моносахаров

B.     Фермент пепсин расщепляет белки до аминокислот

C.     Фермент трипсин расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот

 

(Как только учащиеся выполнят задание, учитель предлагает работу в парах с целью взаимоконтроля, правильные ответы высвечиваются на экране, затем эксперт и учитель подводят итог)

III Изучение нового материала:

Печень - самая крупная железа человека, красно-бурого цвета.ее масса достигает 1,5 кг. Она расположена в брюшной полости под диафрагмой справа, лишь небольшая часть ее заходит влево от срединной линии. Название «печень» происходит от русских слов «печь», «печет». Печень обладает наибольшей температурой из всех органов нашего тела.

Функции печени.

Принимает участие не только в процессе пищеварения.

Она также выполняет одну из жизненно важных функций – обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения. В печени гибнет множество вредных для организма бактерий.

Если в крови много глюкозы, то часть ее задерживается. Если же бедна, то наоборот, обогащается. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала.

Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими особенно летом и осенью.

Одной из важнейших функций печени и синтез белков плазмы – альбуминов и фибриногена, а также протромбина.

 

В печени вырабатывается желчь, которая по желчному протоку попадает в двенадцатиперстную кишку. Избыток желчи собирается в желчном пузыре и может использоваться, когда в двенадцатиперстной кишке происходит усиленное пищеварение.

Образование желчи в клетках печени происходит непрерывно, но ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. Суточная секреция желчи составляет около 1 литра. Желчь не содержит ферменты.

Каково же тогда значение желчи?

Значение желчи:

- благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

- она повышает активность ферментов;

- повышает растворимость жирных кислот;

- усиливает движение кишки;

- задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

Кишечный сок.

В расщеплении белков, углеводов, жиров принимают участие ферменты

кишечного сока, который вырабатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки, за сутки выделяется до 2 л. кишечного сока.

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания.

Тонкая кишка является центральным отделом пищеварительного тракта, где заканчиваются процессы пищеварения, и продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь.

Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны, должны замедлять продвижение пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличить поверхность слизистой оболочки тонкой кишки.

Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее туловища, а у ребенка в 6 раз. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.

Стенка тонкой кишки образована:

- слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками.

На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок.

Длина ворсинок до 1 мм.

Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:

1) полостное пищеварение;

-Как вы считаете какое определение подходит к этому понятию?

2) пристеночное или мембранное пищеварение.

Это явление было открыто русским ученым А.М.Уголевым. Что важно, пристеночное пищеварение идет на той ж поверхности тонкой кишки, которая обладает функцией всасывания.

3) Всасывание - это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора, вызывающая сбраживание углеводов и гниение белков. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она и не усваивается в тонких кишках и неизменной поступает в толстую кишку. Под влиянием вызывающих гниение бактерий происходит разрушение невсосавшихся аминокислот и других продуктов переваривания белка. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

V Подведение итогов. (Оценка ответов учащихся)

 

VI Домашнее задание: § 33


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Проблемный вопрос – Что происходит с пищей после переваривания ее в желудке и двенадцатиперстной кишке? (

Проблемный вопрос – Что происходит с пищей после переваривания ее в желудке и двенадцатиперстной кишке? (

Эксперт : при каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

Эксперт : при каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

Печень - самая крупная железа человека, красно-бурого цвета

Печень - самая крупная железа человека, красно-бурого цвета

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020