Автор : Аверина Л.С. мастер п/о КГУ « Бородулихинский колледж »
Календарно – тематический план по специальности , 050800 « Организация питания », квалификация 0508012 «Повар», обсуждена и одобрена на заседании методического объединения специальных дисциплин протоколом № 1
Руководитель МО Есимбекова М.Д.
Протокол № 1 от 29.08.2016г
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………...3-5
2. Календарно-тематический план………………………………6-7
3. Содержание учебной программы по предмету……………...8-12
4. Формы контроля………………………………………………..11
5. Критерии и нормы оценки знаний и умений………………. 13
6. Список используемой литературы…………………………...14
Пояснительная работа.
Настоящая учебная программа предусматривает изучение основ физиологии питания, теоретических основ микробиологии, понятие о гигиене труда, санитарно-пищевое законодательство и организация санитарно – пищевого надзора.
Настоящая типовая учебная программа носит интегрированный характер, так как разработана с учетом непрерывности уровней и содержания образования при подготовки специалистов по следующим квалификациям.
Программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала, приобретению навыков и умений в решении практических производственных ситуаций, связанных с организацией и эксплуатацией технологического оборудования.
Цель и знания дисциплины в повышение конкурентоспособности и качества профессиональности работников сферы питания, а также экономический рост государства. Учебная программа по дисциплине «Основы физиологии, санитарии и гигиены » является основой для разработки рабочей учебной программы организациями образования.
При разработке рабочих учебных программ организации технического и профессионального образования имеют права :
- Изменить объем учебного времени.
- Распределить общий объем часов учебного времени по разделам и темам.
- Заменить отдельные практические и лабораторные занятия другими, сходными по содержанию.
В результате изучения дисциплины учащиеся должен знать:
-- пищевые вещества и их значение;
-- понятие о процессе пищеварения и усвояемости;
-- сроки хранения пищевых продуктов;
-- общее сведения о патогенных микроорганизмах;
-- причины возникновения острых, хронических инфекционных заболеваний;
-- пищевые отравления;
Должен уметь:
-- соблюдать режим хранения продуктов;
-- культивировать микроорганизмы;
-- соблюдать профилактические мероприятие с целью предупреждения возможности возникновения острых пищевых кишечных заболеваний;
-- работать с микроскопом;
-- проводить микроскопические исследования микроорганизмов;
Тематическое планирование.
Сағат № занятий |
Сабақ мазмұны Содержание занятий |
Барлығы Всего |
Теор. |
Прак. |
|
ІІІ Семестр |
|
|
|
1 |
Раздел 1. Основы физиологии питания. |
|
|
|
2 |
1.1 тема. Пищевые вещества и их значение; белки, жиры, углеводы. |
2 |
2 |
- |
3 |
1.2 тема. Пищевые вещества и их значение; витамины, минеральные вещества и вода. |
2 |
2 |
- |
4 |
1.3 тема. Пищеварение и усвояемость пищи. Обмен веществ и энергии. |
2 |
2 |
- |
5 |
1.4 тема. Питание различных групп населения. |
2 |
2 |
-
|
6 |
1.5 тема. Особенности питания детей и подростков. |
2 |
2 |
- |
7 |
1.6 тема. Лечебное питание. Самостоятельная работа. |
2 |
2 |
- |
8 |
Раздел 2. Основы микробиологии. |
|
|
|
9 |
2.1 тема. Понятие о микроорганизмах. Морфология микробов. |
2 |
2 |
- |
10 |
2.2 тема. Физиология микробов. |
2 |
2 |
- |
11 |
2.3 тема. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы. |
2 |
2 |
- |
12 |
2.4 тема. Контрольная работа. |
2 |
2 |
- |
13 |
2.5 тема. Микробиология основных пищевых продуктов. |
2 |
2 |
- |
14 |
2.6 тема. Пищевые инфекционные заболевания. Пищевые отравления. |
2 |
2 |
- |
15 |
2.7 тема. Глистные заболевания. Самостоятельная работа.
|
2 |
2 |
- |
16 |
Раздел 3. Основы санитарии и гигиены. |
|
|
|
17 |
3.1 тема. Основные сведения о гигиене труда. |
2 |
2 |
- |
18 |
3.2 тема. Личная гигиена работников предприятий питания. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий питания, оборудованию, инвентарю, посуде и таре. |
2
|
2
|
-
|
19 |
3.3 тема. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов. Санитарное требования к транспортировке, приемке пищевых продуктов. |
2 |
2 |
- |
20 |
3.4 тема. Контрольная работа. |
2 |
2 |
- |
|
Всего за ІІІ семестр: |
34 |
34 |
- |
|
Всего по учебному плану: |
34 |
34 |
- |
Содержание рабочей учебной
программы
Введение. Общее питание о физиологии питания, микробиологии, гигиене и санитарии предприятий питания. Значение этих дисциплин для работников общественного питания.
1.1 тема. Пищевые вещества их значение: белки, жиры, углеводы.
Физиологическое значение белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма. Нарушения, возникающие при недостатке белка питании. Процесс усвоения жира в организме. Изменения, происходящие в организме человека при недостатке и избытке углеводов в питании. Суточная потребность в пищевых веществах.
1.2 тема. Пищевые вещества и их значение: витамины, минеральные вещества и вода.
Общие понятия об авитаминозах, гиповитаминозах. Характеристика водорастворимых, жирорастворимых и витаминоподобных веществ. Суточная потребность человека в витаминах. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов. Витаминизация пищи. Понятие, физиологическое значение, классификация минеральных веществ. Регуляция минерального обмена. Значение воды для организма человека. Понятие о водном обмене в организме и его регулировании.
1.3 тема. Пищеварение усвояемость пищи. Обмен веществ и энергии.
Понятие о процессе пищеварения. Схема пищеварительного тракта. Состав пищеварительных соков. Физико-химические изменения пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Роль печени в процессе пищеварения. Состав желчи и механизм ее секреции. Процесс всасывания питательных веществ в кровь и лимфу.
Понятие об обмене веществ, процесс ассимиляции диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс его регулирования в организме. Суточный расход энергии человека.
1.4 тема. Питание различных групп взрослого населения. Особенности питания детей и подростков.
Понятие об энергетической ценности пищи. Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Нормы и принципы рационального и сбалансированного питания различных групп взрослого населения. Принципы составления суточного рациона.
1.5 тема. Особенности питания детей и подростков.
Возрастные особенности детей подростков. Нормы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей подростков. Режим питания детей и подростков.
1.6 тема. Лечебное питание.
Задачи и приципы построения лечебного питания, характеристика диет. Лечебно-профилактическое питание, его цель и организации.
Раздел 2.Основы микробиологии.
Наука микробиология, ее содержание и задач. Понятие о микроорганизмах, роль микроорганизмов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. Краткий исторический обзор развития микробиологии. Перспективы развития науки микробиологии и микробиологической промышленности.
2.1 тема. Морфология микроорганизмов.
Общая характеристика основные формы и строение клетки, подвижность, размножение, спорообразование. Основы систематики. Роль бактерий в жизни и хозяйственной деятельности человека. Понятие о патогенных микроорганизмах. Краткие сведения об актиномицетах.
2.2 тема. Физиология микроорганизмов. Обмен веществ как главное свойство живого организма. Химический состав микроорганизмов Ферменты, их роль в жизнедеятельности микроорганизмов, понятие об эндо-и энзо- ферментов, их основные свойства условия, влияющие на активность ферментов. Использование ферментов микроорганизмов в промышленных процессах.
2.3 тема. Влияние условий внешней среды на развитие микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в природе.
Влияние биологических факторов на микроорганизмы. Симбиоз, антагонизм. Антибиотики и фитонциды. Использование этих фактор в хранении продовольственных продуктов. Использование факторов среды для регулирования жизнедеятельности микроорганизмов при приципах биоза, абиоза , анабиоза, ценоанабиоза. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Эпидемиологическая роль микроорганизмов в окружающей среды. Роль микроорганизмов в круговороте вешеств в природе.
2.5 тема. Микробиология основных пищевых продуктов.
Продовольственные продукты как питательная среда для микроорганизмов. Микрофлора мяса и мясных продуктов, источники загрязнения мяса микроорганизмами. Условия, способствующие проникновению микроорганизмов в толщу тканей мяса. Виды порчи мяса. Меры предупреждения микробной порчи. Микрофлора фарша. Микрофлора мясных субпродуктов. Микрофлора колбасных изделий. Виды порчи и меры предупреждения порчи колбас. Микрофлора мяса птицы, меры предупреждения порчи. Микрофлора рыбы и рыбных продуктов.
2.6 тема. Пищевые инфекционные заболевания. Пищевые отравления.
Понятие о патогенных микроорганизмах и эпидемиологии. Пищевые инфекции. Пути попадания болезнетворных микроорганизмов в продовольственные продукты. Возможность передачи возбудителей желудочно – кишечных заболеваний через продовольственные продукты. Понятие о пищевых отравлениях. Отравления бактериального происхождения. Понятие о пищевых токсикоинфекциях и токсикозах. Отравления , вызванные условнопатогенными микроорганизмами. Причины возникновения, меры предупреждения бактериальных отравлений. Микотоксикозы; эрготизм, фузариоз. Причины возникновения , меры предупреждения. Не бактериальные пищевые отравления: грибами, ядовитыми растениями, соланином, буковым орехами.
2.7 тема. Глистные заболевания.
Глистные инвазии человека. Характеристика возбудителей, пути заражения, меры профиклактики.
Раздел 3.Основы пищевой гигиены.
3.1 тема. Основные сведения о гигиена труда.
Рациональная организация трудового процесса. Улучшение условий труда на производстве. Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи. Вредные привычки и борьба с ними.
3.2 тема. Личная гигиена работников предприятий питания.
Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий питания, оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Правила личной гигиены работников предприятий питания. Санитарный
режим предприятия. Санитарная одежда и правила пользования ею. Опасность гнойничковых заболеваний рук. Ведение журнала осмотра гнойничковых заболеваний.
Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий питания, оборудованию, инвентарю, посуде, таре.
Требования к содержанию территории, планировке и устройству помещений. Требования к отделке помещений. Гигиена отопления и вентиляции. Гигиена отопления и вентиляции. Гигиенические требования к качеству воды и водоснабжения. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения. Дезинфекция и дезинфицирующие средства. Борьба с грызунами , мухами, тараканами.
Требования к оборудованию, мебели зала, инвентарю и инструментам. Требования к кухонной посуде и таре, столовой посуде. Санитарно- бактериологический контроль.
3.3 тема. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов. Санитарное требования к транспортировке , приемке пищевых продуктов. Санитарные требования к качеству продуктов, поступающих на предприятия питания. Санитарные требования к устройству и содержанию охлаждаемых и неохлаждаемых складских помещений. Санитарные требования к хранению пищевых продуктов. Санитарные требования к тепловой обработке и процессу приготовления блюд. Правила приготовления скоропортящихся мясных блюд и изделий. Санитарный контроль качества готовой продукции.
Формы контроля.
Итоговый контроль по данной дисциплине предусматривает проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, зачет, тестирование.
При реализации настоящей типовой учебной программы предусмотрено проведение;
1- Контрольная работа.
1- Зачет.
Организациями образования необходима в рабочей учебной программе разработать компетентностно- ориентированные практические работы и задания в тестовой форме.
Тестовые задания должны быть представлены по разделам, тема, и иметь три основных уровня сложности.
Методы преподавания дисциплины.
1.лекции.
2.письменные и устные домашние задания.
3.видеофильмы.
4. самостоятельная работа студентов.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по предмету
« Физиология питания, санитарии и гигиена » применительно к различным формам контроля и знаний.
Цифровое выражение |
Словесное выражение |
Описание |
«5» |
Отлично |
Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, провести иллюстрирующие вопросы, связанные с вопросами экзаменационного билета. |
«4» |
Хорошо |
Выполнен полный объем работы, ответ студента правильный но не выходит за рамки лекционного курса. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. Ответы на дополнительные вопросы неполные. |
«3» |
Удовлетворительно |
Выполнено более 50 % работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнение студента, есть ошибки в деталях или они просто отсутствуют. Нет ответа на дополнительные вопросы. |
«2» |
Неудовлетворительно |
Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы. Студент демонстрирует незнание основных вопросов курса и не способен ответить на наводящие или дополнительные вопросы. |
|
|
|
Список используемой литературы.
1. З.П.Матюхин «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»1999г.
2. Н.М.Вербина., Ю.В. Каптерова. «Микробиология пищевых производст» .
3. Т.П.Трушина «Микробиология , гигиена и санитария в торговле» 2000г.
4. Л.В.Овчарик « Основы микробиологии и санитарии» 1986г.
5. Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.