ПИШЕМ КОММУНИКАТИВНОЕ ПИСЬМО
К о м м у н и к а т и в н о е п и с ь м о
Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы
МБОУ «СШ №34» города Смоленска
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей, нельзя недооценивать, т.к. основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация собственного жизненного опыта, пробуждение нравственного чувства и самоанализ внутреннего состояния, действий. Такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Необходимо создавать такие ситуации погружения в себя. А потом дать возможность желающим поделиться своими открытиями с другими. Такие приемы можно объединить под общим названием коммуникативное письмо. В основе таких приемов лежит сообщение, посылаемое себе или другим.
Пример 1
Учащиеся начальной школы пожаловались на то, что их родители – очень занятые люди, разговаривать им некогда, они все время торопятся – и утром, и вечером, и в выходные. Вот дети и решили написать родителям письма, может, так они их быстрее услышат.
Здесь не приводятся выдержки из этих писем, хотелось бы обратить внимание на продолжение этого эксперимента. Об этих письмах узнали старшеклассники, ученики 10–11-х классов и тоже захотели написать подобные письма. Письма этих детей поражают глубиной размышлений о времени, о проблемах молодежи и семьи, ребята предлагают конкретные дела, чтобы изменить не только свою жизнь, но и улучшить состояние общества. Отрадно, что во многих письмах ребята называют проблемы, происхождение которых они связывают с падением нравов в обществе, а не с отсутствием, например, денег или с недостаточным уровнем материальной
МБОУ «СШ №34» города Смоленска
ПИШЕМ КОММУНИКАТИВНОЕ ПИСЬМО
обеспеченности. Дети зачастую сами и предлагают, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Они неравнодушны и не стесняются признаваться в теплых чувствах к родителям, хотя и критикуют их довольно остро.
Благодаря коммуникативным письмам педагоги вместе с родителями могли бы глубже понять потребности детей и изменить к лучшему свои отношения с ребятами.
Пример 2
ПИСЬМА, ПРОДИКТОВАННЫЕ СОСТРАДАНИЕМ
Подумайте, кто из ваших родных или знакомых нуждается в сочувствии и поддержке. Может быть, кто-то из них болен или страдает от одиночества. Может быть, кто-то недавно потерял близкого человека. Напишите этому человеку письмо. Постарайтесь найти слова, в которых выразились бы ваше сострадание и дружеское участие: Если не сумеете составить письмо, можете переписать и вложить в конверт стихотворение, которое называется «Друг друга понимать».
ДРУГ ДРУГА ПОНИМАТЬ
Чтоб дружбу накрепко спаять,
Друг друга надо уважать,
Давайте людям помогать Расти, взрослеть, крепчать, мужать.
Мы разные, но не беда –
Поладить сможем мы всегда.
Ты – это ты, я – это я,
Мы настоящие друзья!
Смеемся мы или грустим,
Мы вместе, и на том стоим!
МБОУ «СШ №34» города Смоленска
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.